1. Общие сведения о детях с ОВЗ
В настоящее время существует 10 категорий (нозологий) детей с ОВЗ:
1
|
Глухие |
2 |
Слабослышащие и с КИ (кохлеарный имплант) |
3 |
Слепые |
4 |
Слабовидящие |
5 |
Тяжелые нарушения речи (ТНР) |
6 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
7 |
Задержка психического развития (ЗПР) |
8 |
Расстройства аутистического спектра (РАС) |
9 |
Умственная отсталость (УО) |
10 |
Сложная структура дефекта (ССД) |
Для каждой из этих категорий разработаны примерные программы воспитания и обучения в соответствии со ступенью образования. Это АООПы, которые можно найти на сайте fgosreestr.ru.
Когда ребенок с ОВЗ приходит в сад или в школу для него на основе ООП учреждения и ПрАООП из ФГОСреестра разрабатывается АОП.
ООП+АООП=АОП
АОП разрабатывается рабочей группой, в которую входят воспитатели, педагоги по физическому и культурно-эстетическому воспитанию, специалисты коррекции и развития.
На основе АОП составляется ИОМ обучения ребенка.
Статус ребенка с ОВЗ обучающиеся получают после прохождения ЦПМПК на основании медицинского заключения и психолого-педагогического обследования.
Медицинский аспект важен для понимания педагогов, так как именно он определяет особенности развития и возможности психолого-педагогической коррекции. Например, ребенок с аутизмом не имеет видимых, как у ребенка с ДЦП нарушений, но страдает его сенсорная система. В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в МКБ-10.
Очень важно понимать, что в границах одной нозологии дети могут быть очень и очень разными. Во-первых, по степени выраженности дефекта. Например, детей с НОДА можно условно поделить на три группы: легкая форма, когда ребенок имеет возможность передвигаться самостоятельно, может овладеть навыками самообслуживания; средняя форма, когда ребенку требуется поддержка и помощь в осуществлении движений и действий и тяжелая форма, когда степень двигательных нарушений не позволяет ребенку двигаться, удерживать статичную позу.
Во-вторых, дети с ОВЗ отличаются и по своим возможностям, соответственно и по прогнозируемым результатам обучения и коррекции. Успех коррекции и социализации напрямую зависят от уровня интеллектуального развития.
В ФГОС как раз разработаны варианты обучения детей с ОВЗ в зависимости от их интеллектуальных возможностей.
Категория детей |
АООП |
Варианты ФГОС |
|||
Глухие |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Слабослышащие и с КИ (кохлеарный имплант) |
2 |
1 |
2 |
3 |
|
Слепые |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Слабовидящие |
4 |
1 |
2 |
3 |
|
Тяжелые нарушения речи (ТНР) |
5 |
1 |
2 |
|
|
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задержка психического развития (ЗПР) |
7 |
1 |
2 |
|
|
Расстройства аутистического спектра (РАС) |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Умственная отсталость (УО) |
9
|
1 |
2 |
||
Сложная структура дефекта (ССД) |
10 |
|
В заключение ЦПМПК программа обучения и вариант указан в правом верхнем углу.
Ребенок с ЗПР имеет более благоприятный прогноз в плане своего развития и приближения к возрастным показателям. Другими словами имеет шансы догнать сверстников.
Соответственно, если ребенок имеет более серьезные ментальные нарушения, то темп его развития и обучаемость будут отличаться от показателей сверстников. Развиваться он будет по тем же законам, что и нормотипичные дети, но медленнее, тяжелее, и даже возможно с откатами и провалами, так как некоторые функции просто недоступны. Например, актуализация знаний, то есть перенос и применение усвоенных знаний и умений в новых условиях.
Особенности детей с ОВЗ можно скорректировать и нужно это делать, но они не исчезнут совсем и навсегда. Если убрать привычные, комфортные условия или изменить что-то в окружающей обстановке, то к скомпенсированному ребенку могут вернуться все негативные проявления. Например, если ребенку с нарушениями слуха убрать слуховой аппарат, то естественно снизится его возможность слышать звуки речи и окружающего мира. Или если в группу приходит новый ребенок или меняется педагог, то уже адаптированный, «присаженный» ребенок с РАС может вновь вернуться в состояние тревожности и проявить свои аутистические негативные стороны.
2. Трудности ребенка с ОВЗ в группе
Условно их можно разделить на две группы проблем: поведение и обучение.
2.1. Поведение.
Как и нормотипичные дети, дети с ОВЗ проходят период адаптации к детскому учреждению и коллективу. Но адаптация может проходить дольше, тяжелее, и сопровождаться нетипичными для нормы проявлениями.
Типичные реакции
|
Нетипичные реакции |
1. Слезы при расставании с мамой. |
1. Реакции при расставании может и не быть. |
2. Отказ от еды на протяжении недели или двух. |
2. Отказ от любой еды или предпочтение одного вида продуктов в течение длительного времени. Возможно и на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении. |
3. Проблемы поведения дома. То есть в саду ребенок идеальный, дома уходит в истерики, капризы и непослушание. |
3. Дома спокоен, управляем. В саду не реагирует на замечания, не слышит обращения взрослых, отказывается от коллективной деятельности. |
4. Несогласованность режимных моментов. К пятнице ребенок привык к режиму жизни в группе, а за выходные или отсутствия по болезни отвыкает от требований садика. |
4. Реакция может быть такой же, но сильнее и выраженнее. |
И в период адаптации ребенка с ОВЗ и в дальнейшем, педагогам следует всегда сохранять спокойствие. Что бы облегчить ребенку приобретение навыков социализации и ориентации в группе можно ввести маркировку мебели и предметов личной гигиены. На шкафчик, стульчик, рабочее место, полотенце, кроватку можно приклеить фотографию ребенка. Так ему будет легче понимать, что это его вещи, а не воздушного шарика или цыпленка. Такая маркировка возможна для всех детей в группе.
Воспитателям и педагогам нужно быть готовыми к тому, что ребенок с ОВЗ перетягивает на себя большую часть внимания взрослых. Поведение и действия могут быть непредсказуемыми, особенно у детей с СДВГ и с РАС. Обязательно надо выяснить у родителей особенности ребенка:
- Отзывается ли на имя и понимает ли обращенную речь;
- Как ведет себя на улице - убегает или нет, останавливается на оклик или нет;
- Как реагирует на шум, яркий свет, скопление людей (детей);
- Есть ли любимая еда, игрушка, занятие;
- Есть ли навыки самообслуживания и понимания физиологических потребностей.
- Проявляет ли агрессию по отношению к окружающим людям и предметам.
Рекомендации по сглаживанию и коррекции вышеперечисленных проблем поведения:
- Обращаясь к ребенку по имени обязательно брать его за руку. Инструкция к действию должна быть максимально короткой и сопровождаться побудительным действием или примером действия.
- Держать ребенка за руку, гулять вместе, не выпускать из поля зрения.
- При нарушениях сенсорного восприятия стремиться минимизировать травмирующий фактор (наушники, маска для сна, возможность побыть в тишине в маленьком пространстве).
- Любимая игрушка, еда или занятие могут обладать как успокаивающим действием, так и средством коммуникации или поощрением.
- Системно, методично, терпеливо, настойчиво, не меняя порядка своих требований абсолютно все взрослые (педагоги, специалисты, родители) должны придерживаться единых требований к формированию навыков самообслуживания у ребенка.
- Отслеживать, что именно приводит к проявлениям агрессии или негативизма. Стараться исключать провоцирующие факторы.
Важным фактором в жизни группы является соблюдение режимных моментов. Ребенок с ОВЗ может долго сопротивляться соблюдению общих правил. Педагоги должны постепенно приучать его к ним, каждый раз мягко настаивать на их выполнении и соблюдении, поощрять при малейшем успехе. Если малыш отказывается от занятия, залезает под стол, кричит, то лучше оставить его поведение без внимания, потом можно вернуться к выполнению задания в индивидуальной форме. Большой дискомфорт может доставить отказ ребенка от дневного сна. Если его поведение не мешает остальным детям спать, то можно разрешить ему просто полежать и отдохнуть. Если же ребенок ведет себя беспокойно, то лучше позволить ему уйти в группу, а лучше отвести его в свободное комфортное помещение типа сенсорной комнаты. Особое место занимает питание. Есть дети с пищевыми отклонениями и для таких детей родители могут приносить свою еду и продукты, предпочтительно в заводской упаковке, но могут быть и домашнего приготовления. Все зависит от рекомендаций врача и соответственно должны быть соблюдены условия хранения пищи.
Создание определенных условий для ребенка с ОВЗ прописано в ФГОС. Эти условия помогают ему интегрироваться в общество. Если не учитывать в воспитании и обучении особого ребенка его индивидуальных потребностей, то это может быть расценено, как нарушение его прав.
2.2. Обучение.
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ.
Не смотря на различие детей с ОВЗ по характеру и выраженности дефекта, для них можно вывести общие показатели, затрудняющие процесс их обучения. Ниже перечисленные проблемы могут проявляться в той или иной степени.
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании словесной инструкций;
7. Инфантилизм (поведение не по возрасту);
8. Нарушение координации движений и мелкой моторики;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность.
Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью). Они могут болезненно реагировать на тон или даже на высоту голоса взрослого. Очень часто чувствуют эмоциональное состояние и реагируют на него. Даже положительные эмоции от музыки или новой игрушки могут привести к истерике или страху., отказу от взаимодействия и общения.
Может наблюдаться высокий уровень психомышечного напряжения. При испытывании сильных негативных эмоций, мышца ребенка приходят в тонус, может начаться тремор, дерганье, неврологические проявления, вокализации.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики затрудняет формирование графо-моторных навыков, развитие зрительно-двигательного согласования «глаз-рука», приводит к общей моторной неловкости, неустойчивости, малоподвижности.
Для большинства таких детей также характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, агрессии.
Общие рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
- Принимать ребенка таким, какой он есть. Некоторые дети имеют сильную избирательную привязанность к игрушками. Лишение или удаление любимого предмета, может вызвать негативную реакцию. В этом вопросе можно пойти ребенку на встречу, разрешить взять игрушку с собой на занятие, но положить ее рядом на стульчик или на стол в пределах видимости.
- Как можно чаще общаться с ребенком. Ребенок должен находиться в зоне доступной для общения и взаимодействия с воспитателем, если нет сопровождающего помощника.
- Избегать переутомления. Давать ребенку возможность отдохнуть, переключиться.
- Использовать психогимнастику и упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими детьми. Здесь можно объяснять остальным детям в группе, что пока их одногруппник не может делать так же хорошо как они, но он старается и учится у них.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. В качестве поощрения можно использовать словесную похвалу или систему жетонов. Похвала способствует повышению самооценки, но она должна быть заслуженной, ребенок должен четко знать и понимать, за что его хвалят.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований. При организации образовательного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход. Здесь важным моментом является адаптация обучающего материала в соответствии с возможностями ребенка.
Чтобы сформировать у этих детей интерес к учению необходимо создание ситуации успеха.
Методы и приемы создания ситуации успеха
- Доступность понимания изучаемого материала.
- Доступное объяснение материала.
- Обязательное использование наглядности.
- Личностно ориентированный подход.
- Поощрение за любые достижения.
- Создание благоприятной среды.
- Словесная поддержка.
- Установка на позитивное решение проблемы.