Сценарий бала в стиле XIX века

Разделы: Внеклассная работа


В октябре 2021 года я прошла обучение на курсах повышения квалификации ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября» «Произведения русской классики в культурно-историческом контексте: изучение русского быта и этикета 19 столетия».

Решила провести мероприятие, связанное с эпохой 19 века.

Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что я педагог-библиотекарь написала сценарий, и с учениками 9б класса сделали попытку исследовать традиции развития балов как необходимость постижения и сохранения исторических и культурных ценностей наших предков.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных учебных заведениях, танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе.

К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет. В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.

Цель: Формирование российской идентичности через возрождение бальных традиций российских гимназий, развитие танцевальной (бальной) культуры.

Задачи:

  • Повысить мотивацию к знакомству с классической литературой и историей прошлого
  • Обучить бальным танцам гимназистов.
  • Привить интерес к бальным традициям российских гимназий 19 века;
  • Способствовать развитию музыкальности, воспитанию творческой, культурной личности.
  • Сплотить коллективы классов Гимназии;
  • Развивать внимательность, дисциплинированность.
  • Способствовать развитию фантазии;
  • Раскрыть творческий потенциал учащихся;
  • Способствовать самовыражению через танец.
  • Расширить кругозор подростков и их общей эрудиции;
  • Воспитать гордость за прошлое России

Сценарий бала в стиле XIX века

Ведущий 1:

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты

Ведущий 2:

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры

Ведущий 3:

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты

Ведущий 4:

И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Ведущий 1:

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы

Ведущий 2:

Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Ведущий 3: Добрый день. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть вас на нашем балу. Мы начинаем бал, в гостях у нас ученики ….. класса.

Ведущий 4:

И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?

Ведущий 1:

И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.

Ведущий 2:

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Ведущий 3: Наш бал открыт! Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Ведущий 4: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Ведущий 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, игры, исполнение романсов, музицирование.

Ведущий 2: Начиная с петровской эпохи, во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец был обязательным предметом.

Ведущий 3: Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Ведущий 4: В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.

Ведущий 1: Иностранные владельцы частных танцевальных классов невольно перенимали русскую манеру обучения.

Ведущий 2:Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Ведущий 3: Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе.

Ведущий 4: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. Бал открывает танец падепатинер.

Ведущий 1: Благодарим вас за этот танец.

Ведущий 2: Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе.

Ведущий 3: Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность.

Ведущий 4: Ножки танцующих, независимо от их волнения "делали свое дело". Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, "в крови" и воспитывалось. На балах свои правила.

Правила на балу.

Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Общие правила поведения на балу

- На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным.

- Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

- Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем.

- Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

- Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно.

Ведущий 1: О времена, о нравы!

Ведущие девушки:

Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

БЕСЕДА: бальные танцы.

  • Вальс. Танец любви XIX века
  • Полька. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году.
  • Падеспань - парный бальный танец размером 3/4 такта, умеренно быстрого темпа. Состоит из элементов характерно-сценического испанского танца; автор музыки и танца - русский артист балета Александр Александрович Царман. Этот танец он впервые представил 1 января 1901 года в зале Благородного собрания Москвы. Падеспань получил известность в Восточной Европе.
  • Па-де-Патинер (этот танец мы сегодня уже видели) [франц. Pas des Patineurs - букв. "шаги конькобежцев"]
  • Российский бальный танец конца XIX века, в котором движения в характере Польки сочетаются с отголоском менуэтных фигур. Музыкальный размер - 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется под музыку Польки с продвижением пары по кругу. Для танца характерны Двойной Скользящий Шаг, Па Глиссе, Па Марше и Па Шассе. Авторы танца - российские танцмейстеры Н.Гавликовкий и И.Яковлев.
  • Другие названия: Конькобежцы, Полька-Патинер
  • Кадриль - танец, зародился в самом начале 19-го века во Франции.

Ведущий 3:Танцуем КАДРИЛЬ.

МОЛОДЦЫ!

Ведущий 1: На балах проходили различные игры. Ребята, давайте поиграем в игру «разноцветные песни».

Ведущий 2: Делимся на две команды. А я уверен(а), что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по куплету из таких песен…

Пример:

- "Жил, да был черный кот…"
- "Голубой вагон бежит, качается…"
- "Голубая луна…"
- "Где-то на белом свете…"
- "Листья желтые над городом кружатся…"
- "В лесу родилась елочка, зеленая была…"
- "Синий, синий иней…"
- "Синенький скромный платочек…"
- "Рыжий, рыжий кот…"
- "Калина красная…"
- "Очи черные…"

Ведущий 3: Хорошо поиграли. И еще немного о танцах.

В конце XIX века публике сильно приелись популярные до этого кадрили, мазурки, польки и вальсы. В России и Европе возникла мода на новые танцы. Хореографы срочно должны были создать новые па, чтобы удивить скучающих дворян. Таким образом, в 1900 году, благодаря Евгению Михайловичу Иванову, появился танец падеграс.

Танец падегранс: Падеграс, или па-де-грас (от фр. pas - шаг и фр. grâce - грация, изящество) - русский парный бальный танец, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями и фиксированных поз.
В последнее десятилетие XIX века Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые танцы.

Падеграс подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью.

Ведущий 4:

Под звуки музыки хрустальной
Партнерам чинно поклоняясь
Мы танцевать неспешно станем
Старинный танец падегранс.
Приглашаем на танец «падегранс».
Спасибо. Очень хорошо.

Ведущий 1: Очень важную роль на балу играли костюмы:

Женская мода конца XIX века напоминает сокровищницу, хранящую секреты роскошных тканей и неожиданных фасонов.

Бальные туалеты тех лет остаются настоящим шедевром.

Оказывается, фасоны шляпок и перчаток менялись 30 раз в сезон!

Прелестные, нежные, некоторые из них - практически волшебные.

Шились наряды из шелка, атласа, тафты, муара, поплина и бархата.

Использовались аксессуары: веер, многочисленные ювелирные украшения, небольшой ридикюль (сумочка) и книжечка для записи танцев.

Ведущий 2: Ребята, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Ведущий 3:

Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…

Ведущий 4:

Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет

Ведущий 1:

И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…

Ведущий 2:

А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…

Ведущий 3: Вальс. Танец любви XIX века. История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет.

Ведущий 4: Вальс стремительный, легкий и жизнерадостный. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров.

Ведущий 1: Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться.

Ведущий 2: Для классического вальса характерно: быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» - так отбивается ритм вальсовых шагов; Вальс относится к бальным танцам.

Ведущий 3: Итак, Вальс, вальс дружбы! (Танцуют вальс)

Ведущий 4: Спасибо всем.

1.

Сейчас живем мы в современном мире.
В век электроники и нанотехнологий.
У нас есть все: айфоны, рок-кумиры,
Мы чатимся и все общенье в блоге.

2.

А я хотела бы хотя бы на денек
Взять в руки веер, на лицо чуть-чуть румян.
Да чтоб карету подал паренек,
Уехать в ней в век 19, на бал.

3.

Там всюду музыка, свет тысячи свечей,
На пуфиках сидят смиренно дамы.
Кружатся пары мимо их очей,
С водой душистой возле стен фонтаны.

4.

Там кавалеры чинно в черных фраках
Отвешивают девицам поклон.
Соловушки щебечут в полумраке.
Гостей почетных просто полон дом.

5.

А что за музыка звучит в огромном зале!
Сначала полонез и котильон,
И менуэт, и вальс, чтоб не скучали.
Тут нежный взмах руки, там царственный поклон.

6.

Сеньоры в возрасте играют в преферанс
Вино потягивая чинно из бокалов.
Раскладывают рядом тетушки пасьянс.
Пылают щеки дев от томных взглядов.

7.

Век 19, прекраснейшее время!
Где шелест вееров, где локон золотой
Спадает на плечо, а танцев бремя
Не удручает прелестью ночной.

8.

Там робкий взмах ресниц, любви признанье
В стихах, что средь аллей, где можно петь.
Ах, этот бал, мечты очарованье...
Хочу в своем миру тебя воспеть.

1.

Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

2.

Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Все вместе: Ребята, бал окончен.