Формирование метапредметных действий на примере программы внеурочной деятельности «ЭкологиЯ»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Два человека бесплодно трудились и без пользы старались:
Тот, кто копил богатство и не пользовался им,
И тот, кто учился наукам, но не применял их.
Саади, персидский поэт и мыслитель.

Развитие метапредметных действий в начальной школе осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности, благодаря использованию широкого спектра педагогических технологий и разнообразных форм работы. Под метапредметными действиями мы понимаем способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (А.А.Кузнецов). Они делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Рассмотрим формирование метапредметных действий на примере программы внеурочной деятельности «ЭкологиЯ» для учащихся 3 класса (вариант 6.2), срок реализации - 1 год.

Экологическое образование и воспитание учащихся это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей природной и социальной средой. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение [1].

Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся. Цель конкретизируется в следующих задачах: необходимо сформировать первоначальное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека; способствовать формированию ценностного и рефлексивного отношения к человечеству и среде его обитания, своей родине; создать условия для применения полученных знаний для защиты природной среды и своего здоровья.

После освоения обучающимися программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение следующих результатов:

1-й уровень: приобретение школьниками знаний о базовых ценностях, начальных представлении о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека.

2-й уровень: формирование ценностного отношения к человечеству и среде его обитания, своей родине;

3-й уровень: получение опыта полученных знаний для защиты природной среды и своего здоровья.

2 и 3 уровень результатов невозможно достичь без развития познавательных, регулятивных и коммуникативных метапредметных действий.

Для оценки актуального уровня развития в начале года и оценки планируемых результатов освоения программы в конце года используются следующие методики:

1-й уровень: анкета (Калюкова Е.А., Шишова А.В.);

2-й уровень: «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.);

3-й уровень: «Экологические ситуации» (Берюхова Е.К., Груздева Н.В.) [3]

Как можно увидеть, диагностируется каждый уровень достигаемых результатов: от знаний и представлений учащихся до сформированности отношения и наличия имеющегося опыта решения практических задач.

На начало года по результатам анкеты средний уровень знаний об экологии имело 40% учеников, остальные - низкий. Дети не имели представления об экологическом понятии, не определяли его существенные признаки, не называли меры по охране природы, не знали основные правила поведения в природе, затруднялись в правильном выборе мер по охране природных ресурсов. Отношение к природе мало осознано и не очень активно, что отражают результаты методики «Мое отношение к природе». 100% учащихся получили от 21 до 29 баллов (средний уровень). Качественный анализ итогов диагностики по методике «Экологические ситуации» (по Берюховой Е.К., Груздевой Н.В.) показал, что дети не могли обнаружить и исправить ошибки в действиях других людей.

Формирование метапредметных действий в программе внеурочной деятельности «ЭкологиЯ» происходит в следующих формах и видах работы:

  1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
  2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты);
  3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы);
  4. Досуговое общение (концерты, инсценировки);
  5. Художественное творчество (выставки, конкурсы);
  6. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

В ходе реализации программы педагогом применялись виртуальные экскурсии о строении солнечной системы, строении человека. Учащиеся участвовали в различных мероприятиях, например конкурсе плакатов, посвященному Дню северного оленя и операции «Зимовье» (изготовление кормушек). Активно используются ролевые игры, где дети выступают в роли различных субъектов и объектов экологических отношений, например уроки профессора Экологоши, спасение мистера Утки. Организуются экскурсии по городу, наблюдения за природой. Исследовательские проекты носят коллективный характер, например, совместно составляется классная красная книга.

Для развития регулятивных метапредметных действий на каждом занятии обучающиеся стараются самостоятельно поставить цель занятия и задачи, а также пути их достижения. Во время занятия осуществляется текущий контроль, по окончанию - итоговый, где совместно с педагогом дети выясняют, была ли достигнута цель. Свой результат обучающиеся должны оценить и провести рефлексию.

При изучении материала учащимся необходимо определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. Также необходимо создавать, преобразовывать и применять знаки, символы, модели, схемы. Работа с текстом не менее важна, т.к. необходимо находить в тексте необходимую информацию, ориентироваться в его содержании, уметь сформулировать главную мысль, преобразовывать текст. В результате этого развиваются познавательные метапредметные действия.

На каждом занятии учащийся может определить роль в совместной деятельности и успешно выполнять ее, строить позитивные отношения, формулировать и отстаивать свою точку зрения, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Таким образом, развиваются коммуникативные метапредметные действия [2].

Промежуточная аттестация проходит в виде проверочных работ по окончанию каждого блока (игры, викторины, творческие задания, проблемные ситуации), а так же планируется проведение квеста как итоговой работы.

Таким образом, можно говорить о высоком потенциале программы внеурочной деятельности «ЭкологиЯ» не только для формирования метапредметных действий младших школьников, но и для отслеживания динамики их развития.

Библиографический список

  1. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст] / Г.В.Буковская. - М.: Владос, 2004. - 192 с.
  2. Даутова, О.Б. Игнатьева, Е.Ю. Баранова Н.Б.: Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования [Текст] / О.Б.Даутова, Е.Ю.Игнатьева, Н.Б.Баранова. - СПб.: Каро, 2020. - 160 с.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н.Николаева. - М. : ACADEMA, 2005. - 336 с.