В современном мире всё чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием дифференцированный подход в обучении или индивидуализация образовательного процесса. Этому достаточно новому направлению (ХХ в.) уделяется огромное количество статьей, научных трудов, постоянно совершенствуется база методик и форм работы.
Дифференцированный подход - это процесс структурирования обучения различными способами в сформированных группах детей с учетом индивидуальных особенностей и типологии личности [2, с.3].
Применение дифференцированного подхода в поликультурной среде (часть педагогической среды, которую окружает личность - многонациональная и поликультурная среда), является достаточно актуальным и востребованным так как за счёт этого развиваются не только навыки, но происходит толерантное «становление личности».
Индивидуальный подход помогает: заполнить «пробелы» в знаниях; развить способности обучающихся; повысить качество полученных знаний; мотивировать на успешное обучение и многое другое. Применение индивидуального подхода помогает ученику самостоятельно разрабатывать сценарий своего обучения исходя из его психолого-физиологических функций организма, а также помогает обрести уверенность и стойкое знание учебного предмета.
В обучении иностранному языку каждый педагог должен не только найти правильный и эффективный подход к ученику, но и шагать в ногу с современным миром, т.е. использовать цифровые возможности для обучения. Применение цифровых технологий помогает развиваться не только ученику, но и педагогу.
На сегодняшний день индивидуальные занятия по иностранному языку в поликультурной среде можно разделить на три вида:
- адаптивный вид - речевые упражнения;
- коррекция - восполнение утраченных знаний;
- укрепление - укрепление полученных знаний и навыков.
В использовании дифференцированного подхода к обучению иностранного языка в поликультурной среде за высоким уровнем преимуществ, возникает и проблемы использования данного способа обучения.
В основном это проявляется в вовлечение и «удержания» внимания обучающегося; педагоги сталкиваются с тем, что ребёнок боится проявить себя индивидуально и старается «скрыть» свои знания за группой; групповая система занятий имеет систематический режим, а индивидуальные занятия проходят «хаотично»; педагог не умеет работать индивидуально, так как не знает всех особенностей детей [4].
Рассмотрим техники (упражнения), которые возможны для эффективного индивидуального применения к обучению иностранного языка в поликультурной среде:
- «разгадать кроссворд». Кроссворд должен быть составлен индивидуально для одного ученика с учетом его интересов, но при этом кроссворд должен быть направлен на изучение и укрепление темы урока;
- «придумай предложение». Назовите несколько тематик интересных для ученика, а его задача придумать предложения на иностранном языке с переводом;
- «найди 10 слов». Расположите слова на карточках или на электронном носителе, слова должны относится к личности ребёнка, его интересам, профессиональной деятельности его родителей. Задача ребёнка, найти 10 слов, которые интересны для него и объяснить на иностранном языке свой выбор;
- работа с применением цифровых технологий таких как: English Platinum, Oxford DeLuxe, Kahoot, Quizlet;
- «распознай речь» DuoLingo. Программа распознаёт речь и говорит ребёнку о правильности его произношения.
- помощь в совершенствовании языка, через общение с носителем иностранного языка. Организация личной или онлайн встречи с носителем иностранного языка.
- слушание подкастов на иностранном языке, их перевод и составление анализа;
Благодаря таким технологиям работы (в статье представлены формы и технологии работы, которые используются в практике автором работы) обучение иностранному языку в поликультурной среде становится не только развивающим, но имеет развлекающих характер.
В заключение статьи хочется отметить, что принцип индивидуального подхода к обучению иностранного языка в поликультурной среде - это успешная перспектива того, что ребёнок более эффективно будет развивать свои языковые навыки, чем на групповых занятиях.
Правильно подобранные техники работы, мотивация педагога, использование интересных подходов и педагогических средств - это залог успешного применения дифференцированного подхода к обучению иностранного языка в поликультурной среде.
Список литературы
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А.Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
- Геращенко А.С. Этапы становления дифференцированного обучения в педагогической науке // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5. №. 3.
- Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности / В.М.Лизинский. - М.: Пед. поиск, 2004. - 160 с
- Рыбников К.А. К вопросу о дифференциации обучения // Математика в школе. - 1988. - №5.2.