Открытый интегрированный урок литературного чтения с технологией и окружающем миром. Тема урока: "Люби живое"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение


Вид урока: интегрированный урок литературного чтения, технологии, окружающего мира.

Цели урока:

  • закрепить умение работать с текстами и информацией: выразительно читать тест, пересказывать близко к тексту и сжато, отвечать на вопросы;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности;
  • прививать любовь к живым существам;
  • воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и одноклассников.

Планируемые результаты:

  • коммуникативные УУД:
      стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения;
    • к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
    • к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
  • личностные:
      проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга;
  • предметные:
      обобщить знания учащихся по изученной теме;
    • формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
    • формировать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Используемые средства обучения: учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 3 класс, ноутбук, проектор, рисунки детей, картинки животных, проект, физминутка, музыка, отрывок передачи «Вести», ролик «Мы и наши питомцы», карточки, цветные квадраты со стороной 14 см, цветные карандаши.

Ход урока

I. Мотивационный этап

1. Организационный момент

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать это чувство. Я вижу, у вас поменялось настроение. Давайте поделимся этим с нашими гостями и займёмся нашим уроком.

- А урок я хочу начать со слов: « Чтоб человека в себе воспитать - надо много книг прочитать». Как же книги влияют на человека? (Ответы детей)

2. Актуализация знаний

- «Любить животных, и всё, что нас окружает». Вот о чём мы с вами поведём разговор на нашем сегодняшнем уроке. Ведь и раздел, который мы проходим по литературному чтению, называется? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам вспомнить произведения и авторов, которые нам знакомы по разделу.

1. …. И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны. (Ответы детей)

2. … Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (Ответы детей)

3. …. Какая верная оказалась мамаша. Не каждая так может. (Ответы детей)

- (О чём эти произведения?) (Ответы детей)

- А что нужно природе и животным от человека (Ответы детей)

II. Определение темы урока

- Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

(Каким вы хотите видеть наш урок?) (Ответы детей)

- А как мы сможем этого добиться? (Ответы детей)

- Ребята, прослушайте отрывок песни, о ком эта песня. (Ответы детей)

- А кто такая « мама» для вас? (Ответы детей)

- Правильно, ребята. Мама есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как люди.

Посмотрите на доску и помогите потерявшим детёнышам найти свою маму.

/ на доске картинки/

- Молодцы, ребята. Мы как уже сказали, животные способны очень сильно любить своих детёныше. В этом мы с вами убедились изучив рассказы. (Ответы детей)

III. Работа над содержанием текста

/Работа с учебником. Работа в группах, в паре./

- Чему мы научились, изучив эти произведения?

  1. Правильно и выразительно читать.
  2. Составлять план пересказа произведения и определять главную мысль.
  3. Уметь задавать вопросы и отвечать на них./

- Правильно. Вот мы и проверим. Мы с вами разделимся на 2 группы. А вы будете выполнять парную работу.

/карточки/

1 группа

  1. Найдите отрывок о том, что произошло у Лидии?
  2. Найдите и зачитайте момент, где говорится о происшествии на реке?
  3. Объясните значение слов: лава, верша, плёсо.

Лава - это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой.

Верша - это рыболовная снасть.

Плёсо - широкое водное пространство между островами, изгибами реки.

2 группа

Составить план пересказа произведения и определить главную мысль.

  1. _____________________________________________________
  2. _____________________________________________________
  3. _____________________________________________________
  4. _____________________________________________________
  5. _____________________________________________________
  1. Негодование Лидии.
  2. Пропажа щенков.
  3. Встреча с Малькой на реке.
  4. Спасение.
  5. Материнская верность.

Главная мысль рассказа - это великая материнская любовь, материнский инстинкт. Малька знает, что может утонуть, но она всё равно идёт кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

- А вы, мои дорогие, придумайте по два вопроса для обеих групп.

ВОПРОСЫ:

  1. Кто написал рассказы про Мальку?
  2. Как бы вы озаглавили эти рассказы?
  3. Куда делись щенята Мальки?
  4. Как выглядела Малька? Ответы должны быть только прилагательными.

- Ребята, ответить на вопросы вам помогут ваши рисунки, которые вы сделали дома. Каждый нарисовал Мальку , представив её в рисунке.

/рисунки на доске/

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Справились с заданиями. Хвалю!

ФИЗМИНУТКА /«Хонга»/

IV. Итог урока. Рефлексия

- О творчестве, какого писателя сегодня мы с вами поговорили?

- Как называется рассказ Белова?

- Понравился ли он вам? Чем?

- Хотели бы вы иметь такую же собаку?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

V. Домашнее задание

- Написать письмо Мальке. В письме можете рассказать о своей собаке, поделится секретами дружбы, написать о своих чувствах к ней.

- Ребята, а поднимите руки те, у которых дома есть собака. Стихотворение

У меня живёт собака
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулка, и еда -
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы - счастливый человек!

Издавна собака считалась другом человека. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы с вами решили узнать историю про собак.

Работали мы все вместе и подготовили проект, который называется «Собака - друг человека» / слайд 1/

Презентация

VI. Защита проекта

Собака - друг человека. Конечно, с этим известным фактом нельзя спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Изучив произведения Белова - мы решили побольше узнать о них.

Актуальность: Ответственное отношение к тем, кого приручили. /слайд 2/

Проблема: Как появилась собака в жизни человека. /слайд 3/

Гипотеза: Мы предположили, что жестокость к животным неизбежно переходит в жестокость к людям, порождает бессердечие и грубость, что недопустимо в нашем обществе. /слайд 4/

Цели исследования: /слайд 5/

  • Узнать, зачем в нашей жизни нужны собаки.
  • Узнать побольше интересного о жизни собак
  • Знакомится с породами собак
  • Какие профессии людей связаны с собаками.
  • Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.

Задачи: /слайд 6/

  • провести анкетирование учащихся;
  • изучить дополнительную литературу о собаках;
  • изготовление компьютерной презентации «Собака- друг человека»

В нашей анкете были такие вопросы: / слайд 7/

  1. Ты любишь собак?
  2. Есть ли у тебя собака?
  3. Собака - это друг человека?
  4. Собака - это сторож дома?
  5. Собака - это игрушка для детей?

Результаты анкеты: /слайд 8/

Опрошено 24 ученика.

Любят собак - 22 человека.

У 14 из них есть дома или во дворе собака.

Все ребята считают собак друзьями человека и охранниками дома

2. Основная часть

2.1 Происхождение и история одомашнивания собак

Собака домашняя - млекопитающее из семейства волчьих (псовых).

Первых собак приручили 10-15 тысяч лет назад. /слайды 9-10/

Собака произошла от волка. Человек одомашнил собаку очень давно. Сейчас в мире существует около 400 пород собак.

Наука о собаках называется кинология. А человек, который дрессирует собаку, кинолог.

2.2. Собака на службе у человека.

Роль собак в жизни человека /слайды 11-13/

Собаки бывают: военные, полицейские, служебные, ездовые собаки, собаки - поводыри.

В 20 веке собаки используются таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. /слайд 14/

На Севере незаменимы собачьи упряжки. Собака - это не только средство передвижения, но и верный, преданный друг. /слайд 15/

Собак - поводырей слепых, впервые начали обучать в Англии. Собака - проводник помогает слепому избежать опасности на улице. Это самая сложная дрессировка собак. /слайд 16/

Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке.

Известно множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.

Этот памятник стоит в Москве. Именно Лайка вошла в историю, как первый земной обитатель, поднявшийся в космос. /слайд 17/

Есть памятник собаке Хатико в Японии.

Памятник собаке-проводнику слепых в Берлине.

Разнообразие пород /слайд 18/

Все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных. А именно:……

Каждый из нас выбрал ту породу, которая ему больше нравится. (Ответы детей)

К сожалению, есть люди, которые отказываются от своих собак.

27 декабря 2018 года принят закон о защите животных. В нём говорится, что люди должны ответственно относиться к животным. Не быть жестокими, заботиться и любить их.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" /слайд 19/ /на доске/

По всему миру открываются приюты для животных. Такой приют есть и у нас во Владикавказе. /фильм «Открытие приюта»/

Заключение. /слайд 20/

Собака - верный друг человека, который не посмеётся и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна любви или хотя бы сочувствия.

Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери- великого французского писателя - лётчика:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Спасибо за внимание.

VII. Технология

- Ребята, вы проделали хорошую проектную работу. И сегодня я предлагаю на нашем уроке сделать собачку в технике оригами. /слайд 21/

- Что такое оригами? (Ответы детей)

/слайд 22/

  1. Приготовить два одинаковых квадрата со стороной 14 см /слайды 23-34/
  2. Сложить по диагонали.
  3. Два внешних уголка сложить к центру. Получатся ушки собачки
  4. Нижний уголок загнуть назад
  5. Для туловища возьмем второй квадрат. Также сложим
  6. по диагонали, чтобы наметить середину фигуры.
  7. С изнаночной стороны, к намеченной линии, сгибаем уголки
  8. Нижний уголок поднять вверх и согнуть.
  9. Повернуть фигуру.
  10. Соединить две основные детали.
  11. Оформить мордочку.

- У вас есть всё необходимое на партах. Начинаем работать.

Своей собачке можете дать кличку. /музыка/

- Вы, ребята, очень хорошо поработали сегодня. Молодцы! Давайте мы подарим наши работы гостям и пожелаем им здоровья, мира и успехов. Пусть наши любимые звери приносят нам радость, покой, нежность и доброту.

Спасибо за урок.