Вид урока: интегрированный урок литературного чтения, технологии, окружающего мира.
Цели урока:
- закрепить умение работать с текстами и информацией: выразительно читать тест, пересказывать близко к тексту и сжато, отвечать на вопросы;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности;
- прививать любовь к живым существам;
- воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и одноклассников.
Планируемые результаты:
-
коммуникативные УУД:
-
стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения;
- к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
-
личностные:
-
проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга;
-
предметные:
-
обобщить знания учащихся по изученной теме;
- формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
- формировать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Используемые средства обучения: учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 3 класс, ноутбук, проектор, рисунки детей, картинки животных, проект, физминутка, музыка, отрывок передачи «Вести», ролик «Мы и наши питомцы», карточки, цветные квадраты со стороной 14 см, цветные карандаши.
Ход урока
I. Мотивационный этап
1. Организационный момент
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать это чувство. Я вижу, у вас поменялось настроение. Давайте поделимся этим с нашими гостями и займёмся нашим уроком.
- А урок я хочу начать со слов: « Чтоб человека в себе воспитать - надо много книг прочитать». Как же книги влияют на человека? (Ответы детей)
2. Актуализация знаний
- «Любить животных, и всё, что нас окружает». Вот о чём мы с вами поведём разговор на нашем сегодняшнем уроке. Ведь и раздел, который мы проходим по литературному чтению, называется? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам вспомнить произведения и авторов, которые нам знакомы по разделу.
1. …. И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны. (Ответы детей)
2. … Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (Ответы детей)
3. …. Какая верная оказалась мамаша. Не каждая так может. (Ответы детей)
- (О чём эти произведения?) (Ответы детей)
- А что нужно природе и животным от человека (Ответы детей)
II. Определение темы урока
- Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
(Каким вы хотите видеть наш урок?) (Ответы детей)
- А как мы сможем этого добиться? (Ответы детей)
- Ребята, прослушайте отрывок песни, о ком эта песня. (Ответы детей)
- А кто такая « мама» для вас? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Мама есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как люди.
Посмотрите на доску и помогите потерявшим детёнышам найти свою маму.
/ на доске картинки/
- Молодцы, ребята. Мы как уже сказали, животные способны очень сильно любить своих детёныше. В этом мы с вами убедились изучив рассказы. (Ответы детей)
III. Работа над содержанием текста
/Работа с учебником. Работа в группах, в паре./
- Чему мы научились, изучив эти произведения?
- Правильно и выразительно читать.
- Составлять план пересказа произведения и определять главную мысль.
- Уметь задавать вопросы и отвечать на них./
- Правильно. Вот мы и проверим. Мы с вами разделимся на 2 группы. А вы будете выполнять парную работу.
/карточки/
1 группа
- Найдите отрывок о том, что произошло у Лидии?
- Найдите и зачитайте момент, где говорится о происшествии на реке?
- Объясните значение слов: лава, верша, плёсо.
Лава - это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой.
Верша - это рыболовная снасть.
Плёсо - широкое водное пространство между островами, изгибами реки.
2 группа
Составить план пересказа произведения и определить главную мысль.
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- Негодование Лидии.
- Пропажа щенков.
- Встреча с Малькой на реке.
- Спасение.
- Материнская верность.
Главная мысль рассказа - это великая материнская любовь, материнский инстинкт. Малька знает, что может утонуть, но она всё равно идёт кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.
- А вы, мои дорогие, придумайте по два вопроса для обеих групп.
ВОПРОСЫ:
- Кто написал рассказы про Мальку?
- Как бы вы озаглавили эти рассказы?
- Куда делись щенята Мальки?
- Как выглядела Малька? Ответы должны быть только прилагательными.
- Ребята, ответить на вопросы вам помогут ваши рисунки, которые вы сделали дома. Каждый нарисовал Мальку , представив её в рисунке.
/рисунки на доске/
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята. Справились с заданиями. Хвалю!
ФИЗМИНУТКА /«Хонга»/
IV. Итог урока. Рефлексия
- О творчестве, какого писателя сегодня мы с вами поговорили?
- Как называется рассказ Белова?
- Понравился ли он вам? Чем?
- Хотели бы вы иметь такую же собаку?
- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
V. Домашнее задание
- Написать письмо Мальке. В письме можете рассказать о своей собаке, поделится секретами дружбы, написать о своих чувствах к ней.
- Ребята, а поднимите руки те, у которых дома есть собака. Стихотворение
У меня живёт собака
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулка, и еда -
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы - счастливый человек!
Издавна собака считалась другом человека. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы с вами решили узнать историю про собак.
Работали мы все вместе и подготовили проект, который называется «Собака - друг человека» / слайд 1/
VI. Защита проекта
Собака - друг человека. Конечно, с этим известным фактом нельзя спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Изучив произведения Белова - мы решили побольше узнать о них.
Актуальность: Ответственное отношение к тем, кого приручили. /слайд 2/
Проблема: Как появилась собака в жизни человека. /слайд 3/
Гипотеза: Мы предположили, что жестокость к животным неизбежно переходит в жестокость к людям, порождает бессердечие и грубость, что недопустимо в нашем обществе. /слайд 4/
Цели исследования: /слайд 5/
- Узнать, зачем в нашей жизни нужны собаки.
- Узнать побольше интересного о жизни собак
- Знакомится с породами собак
- Какие профессии людей связаны с собаками.
- Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.
Задачи: /слайд 6/
- провести анкетирование учащихся;
- изучить дополнительную литературу о собаках;
- изготовление компьютерной презентации «Собака- друг человека»
В нашей анкете были такие вопросы: / слайд 7/
- Ты любишь собак?
- Есть ли у тебя собака?
- Собака - это друг человека?
- Собака - это сторож дома?
- Собака - это игрушка для детей?
Результаты анкеты: /слайд 8/
Опрошено 24 ученика.
Любят собак - 22 человека.
У 14 из них есть дома или во дворе собака.
Все ребята считают собак друзьями человека и охранниками дома
2. Основная часть
2.1 Происхождение и история одомашнивания собак
Собака домашняя - млекопитающее из семейства волчьих (псовых).
Первых собак приручили 10-15 тысяч лет назад. /слайды 9-10/
Собака произошла от волка. Человек одомашнил собаку очень давно. Сейчас в мире существует около 400 пород собак.
Наука о собаках называется кинология. А человек, который дрессирует собаку, кинолог.
2.2. Собака на службе у человека.
Роль собак в жизни человека /слайды 11-13/
Собаки бывают: военные, полицейские, служебные, ездовые собаки, собаки - поводыри.
В 20 веке собаки используются таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. /слайд 14/
На Севере незаменимы собачьи упряжки. Собака - это не только средство передвижения, но и верный, преданный друг. /слайд 15/
Собак - поводырей слепых, впервые начали обучать в Англии. Собака - проводник помогает слепому избежать опасности на улице. Это самая сложная дрессировка собак. /слайд 16/
Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу - собаке.
Известно множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.
Этот памятник стоит в Москве. Именно Лайка вошла в историю, как первый земной обитатель, поднявшийся в космос. /слайд 17/
Есть памятник собаке Хатико в Японии.
Памятник собаке-проводнику слепых в Берлине.
Разнообразие пород /слайд 18/
Все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных. А именно:……
Каждый из нас выбрал ту породу, которая ему больше нравится. (Ответы детей)
К сожалению, есть люди, которые отказываются от своих собак.
27 декабря 2018 года принят закон о защите животных. В нём говорится, что люди должны ответственно относиться к животным. Не быть жестокими, заботиться и любить их.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" /слайд 19/ /на доске/
По всему миру открываются приюты для животных. Такой приют есть и у нас во Владикавказе. /фильм «Открытие приюта»/
Заключение. /слайд 20/
Собака - верный друг человека, который не посмеётся и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна любви или хотя бы сочувствия.
Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери- великого французского писателя - лётчика:
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Спасибо за внимание.
VII. Технология
- Ребята, вы проделали хорошую проектную работу. И сегодня я предлагаю на нашем уроке сделать собачку в технике оригами. /слайд 21/
- Что такое оригами? (Ответы детей)
/слайд 22/
- Приготовить два одинаковых квадрата со стороной 14 см /слайды 23-34/
- Сложить по диагонали.
- Два внешних уголка сложить к центру. Получатся ушки собачки
- Нижний уголок загнуть назад
- Для туловища возьмем второй квадрат. Также сложим
- по диагонали, чтобы наметить середину фигуры.
- С изнаночной стороны, к намеченной линии, сгибаем уголки
- Нижний уголок поднять вверх и согнуть.
- Повернуть фигуру.
- Соединить две основные детали.
- Оформить мордочку.
- У вас есть всё необходимое на партах. Начинаем работать.
Своей собачке можете дать кличку. /музыка/
- Вы, ребята, очень хорошо поработали сегодня. Молодцы! Давайте мы подарим наши работы гостям и пожелаем им здоровья, мира и успехов. Пусть наши любимые звери приносят нам радость, покой, нежность и доброту.
Спасибо за урок.