Основная цель проекта - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры:
- исследование, сохранение и творческая обработка бесценного культурного наследия;
- воспитание юных граждан, умеющих гордиться своей культурой, своими традициями.
Тип проекта: познавательный, творческий, практико-ориентированный.
Сроки проекта : долгосрочный, с октября по декабрь включительно.
Актуальность проекта заключается в приобщении дошкольников к народной культуре средствами эстетического воспитания, в практическом осмыслении роли игрушки не только как сувенира, в установлении некоторой общности, детско-взрослого сообщества, через приобщение к миру традиций, а также установлению связей со своей семьей и родом через образы народной игрушки, овладении практической привлечение родителей к данной работе.
Гипотеза проекта предложенная детьми: «Народная игрушка - это не только красивая игрушка, она часть жизни наших предков и связана с семейными традициями, образом жизни и ремеслом людей».
Задачи проекта:
- приобщать к народной культуре через образы народной игрушки, народный календарь и традиции и праздники, связанные с семьей и годовым кругом;
- создавать условия для творческой реализации детей;
- способствовать формированию образа Родины в полихудожественной деятельности;
- учить детей узнавать об особенностях разных регионов России и народных промыслов;
- развивать умения сочувствовать, сострадать, сопереживать;
- формировать патриота, основываясь на эмоциональной составляющей личностного развития.
Методы используемые в работе:
- наглядный,
- словесный,
- игровой,
- практический,
- метод диалогового обсуждения (мотивирует ребёнка на взаимодействие, обмен взглядами и впечатлениями, по конкретной теме, проблеме),
- метод самовыражения в художественной деятельности (усиливает у ребёнка позитивное эмоциональное отношение к художественным образам - носителям патриотических ценностей на основе личностной сопричастности при их деятельностном постижении)
Содержание проекта по образовательным областям.
1. Социально-коммуникативное развитие:
- формирование представления о народной культуре;
- развитие навыков игровой деятельности;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого;
- обыгрывание образов народной культуры в игрушках в играх, и произведениях фольклора.
- развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
2. Познавательное развитие:
- расширение представлений о народной игрушке, промыслах, о природе и народном календаре, труде людей.
- Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).
- Создание атмосферы национального быта, понимание исторической преемственности с современными аналогами (лучина - керосиновая лампа- электрическая лампа и т.д.).
- Знакомить с устройством русской избы и жизнью людей в ней.
- Расширять представления о России, городах нашей страны и традиций местных мастеров, об истории промыслов.
3. Речевое развитие:
- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи, развитию любознательности;
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве;
- обогатить словарь названиями древних профессий, названий произведений народной культуры (игрушек)
- развитие умения рассказывать русские народные сказки.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- ознакомление детей с народной декоративной росписью;
- ознакомление с народной тряпичной куклой и способах ее изготовления.
- приобщение детей ко всем видам народного искусства: сказки, музыка, пляски;
- формировать интерес к русской культуре через рассматривание произведений живописи.
- знать и народные игрушки и их связь с деятельностью людей и жизнью семьи
- понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
- принимать участие в фольклорных вечерах и посиделках, театрализованной деятельности, приобщаться к духовным традициям.
5.Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх;
- развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
Практические результаты проекта
- Создание календаря народной куклы.
- Создание мини-музея народной игрушки.
- Создание альбома для родителей с целью ознакомления с народной куклой и практическим изготовлением дома с детьми.
- Создание «кукольного сундучка».
- Изготовление праздничных сувениров «Колокольчик».
- Театрализованный досуг «Кукольные посиделки».
- Создание мини-мультфильма «Шли матрешки по дорожке».
- Мастер-класс для родителей «Крупеничка и Богач».
Тематический и календарный план работы по проекту представлен в таблице.
Ожидаемым результатом работы с дошкольниками по данному проекту является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Выводы: Народная игрушка, являясь наиважнейшим элементом народной культуры, будет способствовать развитию патриотических чувств и увеличению патриотической воспитанности и ценностно-деятельностного отношения к своей Родине. Естественно, воздействие народной игрушки как средства в этом процессе должно быть связано с другими элеметами народной культуры, роль педагога заключается в создании единого ценностно-смыслового пространства. В таком случае патриотическое воспитание будет способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, согласно требованиям программ воспитания.
Содержание проекта по патриотическому воспитанию детей средствами русской народной игрушки.
Тематический и календарный план
Тема занятий
|
Непосредственно-образовательная деятельность |
Совместная
|
Взаимодействие с родителями |
Педагогические задачи |
Русская изба
(Октябрь
|
Экскурсия в музей-комнату «комната русского быта»,
|
Организация мини-музея в группе на начальном этапе
|
Посещение родителями с детьми исторического или краеведческого музея
|
Знакомить с народной игрушкой в интерьере избы, воспитывать интерес к прошлому,
|
Русская матрешка (Октябрь 3-4 недели) |
Знакомство с русской матрешкой, беседа.
|
Настольный театр с матрешкой «Пришли матрешки в гости к куклам»
Дидактические игры с разными видами матрешек
|
Праздник «Осенины»,
|
Знакомить на примере матрешки с традиционной одеждой, традиционной росписью, развивать коммуникативные навыки в совместной театрализованной и продуктивной деятельности. |
Удивительная Дымка (Октябрь 5 неделя-ноябрь1 неделя) |
Беседа «Дымковские мастера» об истории промысла Виртуальное путешествие в г. Киров
|
Дидактическая. игра «Узнай сказку в дымковской игрушке»
|
Подготовка презентации «Дымковская игрушка»
«Бабушкин сундук» заполнение. Мини-музея старинными вещами. |
Обогатить знания детей о дымковской игрушке и истории промысла,
|
Глиняные игрушки с ярмарки (Филимоновская игрушка и Каргопольская Ноябрь 2-3 неделя |
Беседа по картинам «Ярмарка» (Кустодиев и декоративные изображения)
|
Сюжетная игра «Ярмарка» (Семья идет на ярмарку и покупает свистульки, )
|
Консультация для родителей
|
Продолжать знакомить с глиняными игрушками, особенностями промысла,
|
Деревянная сказка (Богородская игрушка) Грематухи Ноябрь 4 неделя |
Беседа о Богородской игрушке «Путешествие в страну мастеров»
|
Дидактическая игра «Угадай, какое дерево»
|
Досуг «День матери»
|
Знакомить детей с материалами народных мастеров,
|
Народная тряпичная кукла Декабрь |
«Круглый год»
|
Создание кукольного народного календаря
|
Консультация для родителей «Сделайте с детьми» оформление папки со схемами кукол
Фотовыставка и оформление стенда
|
Продолжать знакомить с народным календарем и праздниками, согласно этому календарю Учить изготавливать простых народных куколок
Познакомить с традициями и обрядами в которых использовались куколки
|
Список литературных источников
- Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3.
- Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н.Бородина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 176с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
- Качанова И.А. Народная игрушка: история и современность. Московский педагогический государственный университет. Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 603-612.
- Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие - 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128.
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Е.М.Дорофеевой. Мозаика-Синтез, Москва, 2019.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп: Мозаика-Синтез; Москва; 2005.
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984 г.Флерина Е.А. Игра и игрушка. Москва, Просвещение - 1973 М., 1973.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: ТЦ Сфера, 2012.