Иследование быта и традиций русского народа через русскую народную игрушку. Проект для детей подготовительной группы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: быт русского народа, подготовительная группа


Основная цель проекта - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры:

  • исследование, сохранение и творческая обработка бесценного культурного наследия;
  • воспитание юных граждан, умеющих гордиться своей культурой, своими традициями.

Тип проекта: познавательный, творческий, практико-ориентированный.

Сроки проекта : долгосрочный, с октября по декабрь включительно.

Актуальность проекта заключается в приобщении дошкольников к народной культуре средствами эстетического воспитания, в практическом осмыслении роли игрушки не только как сувенира, в установлении некоторой общности, детско-взрослого сообщества, через приобщение к миру традиций, а также установлению связей со своей семьей и родом через образы народной игрушки, овладении практической привлечение родителей к данной работе.

Гипотеза проекта предложенная детьми: «Народная игрушка - это не только красивая игрушка, она часть жизни наших предков и связана с семейными традициями, образом жизни и ремеслом людей».

Задачи проекта:

  • приобщать к народной культуре через образы народной игрушки, народный календарь и традиции и праздники, связанные с семьей и годовым кругом;
  • создавать условия для творческой реализации детей;
  • способствовать формированию образа Родины в полихудожественной деятельности;
  • учить детей узнавать об особенностях разных регионов России и народных промыслов;
  • развивать умения сочувствовать, сострадать, сопереживать;
  • формировать патриота, основываясь на эмоциональной составляющей личностного развития.

Методы используемые в работе:

  • наглядный,
  • словесный,
  • игровой,
  • практический,
  • метод диалогового обсуждения (мотивирует ребёнка на взаимодействие, обмен взглядами и впечатлениями, по конкретной теме, проблеме),
  • метод самовыражения в художественной деятельности (усиливает у ребёнка позитивное эмоциональное отношение к художественным образам - носителям патриотических ценностей на основе личностной сопричастности при их деятельностном постижении)

Содержание проекта по образовательным областям.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • формирование представления о народной культуре;
  • развитие навыков игровой деятельности;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
  • патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого;
  • обыгрывание образов народной культуры в игрушках в играх, и произведениях фольклора.
  • развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

2. Познавательное развитие:

  • расширение представлений о народной игрушке, промыслах, о природе и народном календаре, труде людей.
  • Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).
  • Создание атмосферы национального быта, понимание исторической преемственности с современными аналогами (лучина - керосиновая лампа- электрическая лампа и т.д.).
  • Знакомить с устройством русской избы и жизнью людей в ней.
  • Расширять представления о России, городах нашей страны и традиций местных мастеров, об истории промыслов.

3. Речевое развитие:

  • широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи, развитию любознательности;
  • пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве;
  • обогатить словарь названиями древних профессий, названий произведений народной культуры (игрушек)
  • развитие умения рассказывать русские народные сказки.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • ознакомление детей с народной декоративной росписью;
  • ознакомление с народной тряпичной куклой и способах ее изготовления.
  • приобщение детей ко всем видам народного искусства: сказки, музыка, пляски;
  • формировать интерес к русской культуре через рассматривание произведений живописи.
  • знать и народные игрушки и их связь с деятельностью людей и жизнью семьи
  • понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
  • воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
  • принимать участие в фольклорных вечерах и посиделках, театрализованной деятельности, приобщаться к духовным традициям.

5.Физическое развитие:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх;
  • развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

Практические результаты проекта

  • Создание календаря народной куклы.
  • Создание мини-музея народной игрушки.
  • Создание альбома для родителей с целью ознакомления с народной куклой и практическим изготовлением дома с детьми.
  • Создание «кукольного сундучка».
  • Изготовление праздничных сувениров «Колокольчик».
  • Театрализованный досуг «Кукольные посиделки».
  • Создание мини-мультфильма «Шли матрешки по дорожке».
  • Мастер-класс для родителей «Крупеничка и Богач».

Тематический и календарный план работы по проекту представлен в таблице.

Ожидаемым результатом работы с дошкольниками по данному проекту является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Выводы: Народная игрушка, являясь наиважнейшим элементом народной культуры, будет способствовать развитию патриотических чувств и увеличению патриотической воспитанности и ценностно-деятельностного отношения к своей Родине. Естественно, воздействие народной игрушки как средства в этом процессе должно быть связано с другими элеметами народной культуры, роль педагога заключается в создании единого ценностно-смыслового пространства. В таком случае патриотическое воспитание будет способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, согласно требованиям программ воспитания.

Содержание проекта по патриотическому воспитанию детей средствами русской народной игрушки.

Тематический и календарный план

Тема занятий

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная
Деятельность

Взаимодействие с родителями

Педагогические задачи

Русская изба

(Октябрь
1-2- недели)

Экскурсия в музей-комнату «комната русского быта»,
Знакомство с народными игрушками, где они находятся
Чтение книги «Русская изба»
Беседа «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Чтение сказки «Сивка-бурка»

Организация мини-музея в группе на начальном этапе
Игра-викторина «Для чего нужен этот предмет»
Рассматривание иллюстраций
«Уборка пшеницы», «Сенокос» а также Билибина и Чарушина.
Загадки о жизни семьи

Посещение родителями с детьми исторического или краеведческого музея
Консультация
«Предметы народной культуры в жизни ребенка»
«Фотовыставка русский быт»

Знакомить с народной игрушкой в интерьере избы, воспитывать интерес к прошлому,
Знакомить с историей вещей,
Воспитывать добрые чувства к сверстникам.

Русская матрешка

(Октябрь 3-4 недели)

Знакомство с русской матрешкой, беседа.
«Матрешки-подружки» -виртуальное путешествие по городам «Полхов-Майдан, Сергиев посад, Семеново
Изодеятельность: нарисуй матрешке одежку
Чтение сказок:
«Царевна-лягушка»
«Коза-дереза»
Создание картины и мультфильма ( с воспитателем) «шли матрешки по дорожке»

Настольный театр с матрешкой «Пришли матрешки в гости к куклам»

Дидактические игры с разными видами матрешек
«Расставь по росту»
«Семья матрешек»
«Матрешка-яйцо»
Русские народные игры:
«Тетера»
«Капуста»

Праздник «Осенины»,
Сбор осеннего природного материала
Выставка осенних поделок и игрушек из природного материала

Знакомить на примере матрешки с традиционной одеждой, традиционной росписью, развивать коммуникативные навыки в совместной театрализованной и продуктивной деятельности.

Удивительная Дымка

(Октябрь 5 неделя-ноябрь1 неделя)

Беседа «Дымковские мастера» об истории промысла Виртуальное путешествие в г. Киров
Продуктивная деятельность
Лепка из глины и роспись:
Петушок,
Конь
Чтение сказки
«Кот, козел да баран»

Дидактическая. игра «Узнай сказку в дымковской игрушке»
Пополнение мини-музея народной игрушки
Разучивание и драматизация потешек «Ваня простота»
«Федул»
Народные игры: «Колечко»
«Краски»

Подготовка презентации «Дымковская игрушка»
Выставка работ

«Бабушкин сундук» заполнение. Мини-музея старинными вещами.

Обогатить знания детей о дымковской игрушке и истории промысла,
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к игрушке и образам

Глиняные игрушки с ярмарки (Филимоновская игрушка и Каргопольская

Ноябрь 2-3 неделя

Беседа по картинам «Ярмарка» (Кустодиев и декоративные изображения)
Беседа о филимоновской свистульке, каргопольской игрушке
Лепка «Олень»
Изодеятльность
«Украсим блюдечко»

Сюжетная игра «Ярмарка» (Семья идет на ярмарку и покупает свистульки, )
Дидактическая игра: «подбери узор»
Подвижная игра: «Золотые ворота»
«Горшок»

Консультация для родителей
«Устное народное творчество как средство развития речи детей

Продолжать знакомить с глиняными игрушками, особенностями промысла,
Знакомить с особенностями быта и традиций, развивать коммуникативные навыки

Деревянная сказка (Богородская игрушка)

Грематухи

Ноябрь 4 неделя

Беседа о Богородской игрушке «Путешествие в страну мастеров»
Чтение «Мужик и медведь»
«У страха глаза велики»
«Зимовье зверей»
Беседа «Самый большой колокол и самый маленький»

Дидактическая игра «Угадай, какое дерево»
Совместное придумывание сказки по сюжетам Богородской игрушки, обыгрывание
Подвижная игра «У медведя во бору)
Разучивание потешки и обыгрывание «Летели две птички»
Музыкальные игры с грематухами

Досуг «День матери»
Мастер класс по изготовлению игрушек из соленого теста.
Подвижные народные игры,
Изученные ранее

Знакомить детей с материалами народных мастеров,
Развивать речь и коммуникативные навыки.
Развивать музыкальный ритм

Народная тряпичная кукла

Декабрь

«Круглый год»
Беседа о народном календаре. Рассматривание иллюстраций «Пашня» «Сенокос» «сбор урожая»
Чтение детям русских-народных сказок «Василиса прекрасная»
«Терешечка»
Изготовление сувениров к новому году «Колокольчик (на основе народного)
Изодеяетльность «Сказочные птицы»
Знакомство с куклой Птичка. Рассматривание иллюстраций Васнецова. Нарисовать птицу печали или радости.
Ручной труд: изготовление тряпичных куколок:
Кувадка, Отдарок на подарок, Мартинички, Рождественский ангел.
Рисование «Народная игрушка»

Создание кукольного народного календаря
Театрализованный досуг «Кукольные посиделки»
Подвижные игры:
«Баба Яга»
Вечер пословиц и поговорок
Дидактическая игра «Угадай из чего сделано»
Рассматривание тряпичных кукол, принесенных воспитателем:
Кубышка-травница, Желанница,
Кукла скрутка и др.
Оформление «Кукольного сундучка»
Рассматривание иллюстраций к былинам

Консультация для родителей «Сделайте с детьми» оформление папки со схемами кукол
Мастер-класс для детей и родителей «Крупеничка»
«Кукла с мамой»
Ребенок делает дома куколку с мамой

Фотовыставка и оформление стенда
«Наши мастера и рукодельницы»

Продолжать знакомить с народным календарем и праздниками, согласно этому календарю

Учить изготавливать простых народных куколок

Познакомить с традициями и обрядами в которых использовались куколки
Воспитывать семейные ценности и уважение к традициям,
Воспитывать доброжелательность и взаимопомощь,
Выражать свои чувства в художественной деятельности.

Список литературных источников

  1. Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3.
  2. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н.Бородина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 176с.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.. - СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  4. Качанова И.А. Народная игрушка: история и современность. Московский педагогический государственный университет. Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 603-612.
  5. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие - 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
  7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128.
  8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Е.М.Дорофеевой. Мозаика-Синтез, Москва, 2019.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп: Мозаика-Синтез; Москва; 2005.
  11. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984 г.Флерина Е.А. Игра и игрушка. Москва, Просвещение - 1973 М., 1973.
  12. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: ТЦ Сфера, 2012.