Работа с исторической картой на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Историческая карта служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт - пространственная локализация некогда произошедшего. Работа с картой должна носить поступательный характер, навыки работы карты начинаются с начальной школы, с 5 класса совместная работа с географией, с 6 класса ученики опираются на полученные знания в 5 классе, в дальнейшем эти знания развиваются и к концу 9 класса ученики будут обладать всеми умениями и навыками.

Карта должна быть практически всегда на уроке: настенная, интерактивная либо личная карта. Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока: в начале урока, как введение в материал или как иллюстрация, в ходе объяснения нового материала, на завершающей стадии для закрепления новых знаний.

При работе с исторической картой должен соблюдаться алгоритм чтения карты:

  • прочитай название карты (в нем содержится информация о территории, изображенной на карте и времени, к которому относится изображение);
  • ознакомься с легендой карты (условные знаки, которые позволяют прочитать информацию, изображенную на карте);
  • чтение информации (начинать нужно с самых крупных объектов и постепенно двигаться к более мелким).

Также можно рассмотреть дополнительные основополагающие компоненты: природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); определить признаки государства (граница, столица, государства-соседи); определить деятельность человека, отображенную на карте (могут быть военные походы, торговые пути). Все это может в виде игровой формы либо иной формы работы на уроке.

Основные типы карт:

  • Тематические (с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием);
  • Общие и обзорные (аналитическое описание, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением);
  • Использование изобразительных наглядных пособий (например, нашествие Наполеона на Россию, в этот же момент демонстрация портретов участников основных событий П.И.Багратиона, М.Б.Барклай де Толли (краткий библиографический рассказ о них).

Начиная с 6 класса, выполняются более сложные задания, требующие нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районов восстаний и т.д.

Организация познавательной деятельности при работе с картой подразумевает использование методических приемов:

  • локализация исторических событий на карте (покажите объект на карте и словами опишите его местоположение);
  • «оживление» карты наглядным средствами (прикрепление значков, символов, аппликаций);
  • чтение и составление легенды карты (придумайте условные значки для игрового сюжета);
  • вычерчивание объектов на карте (нарисуйте и подпишите объекты на карте).

Типы заданий при работе с картой:

  • тренировочные задания;
  • на знание условных обозначений;
  • на раскрытие комплекса геополитических факторов;
  • картографический диктант;
  • систематизация информации (заполнение таблицы);
  • создание карты;
  • творческие и игровые задания;
  • на развитие образного мышления.

Задания для работы с контурной картой:

  • репродуктивный (подпишите, обозначьте, покажите);
  • продуктивный (выделите наиболее благоприятные территории для занятий отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями, раздели территорию и придумай условные знаки опасных участков, путей, противоречия которые можно выделить из карты).

Т.е. все то, что может побудить ученика задуматься о том, что он выделяет, подписывает и показывает.

Традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребенку мыслить, искать, находить.

Работа с картой возможна и в качестве домашней работы (подготовить домашний проект: составьте путеводитель для путешествия по торговому пути «Из варяг в греки», составьте рассказ о путешествии по торговому пути «Из варяг в греки», подготовьте интервью со старейшиной древлян). Для подготовки к ГИА можно использовать картографический практикум.