Исследовательский проект «Счастье матери» по теме «Когда тыл становится фронтом»

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Введение

«Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщины нет любви,
без матери нет ни поэта, ни героя».
М.Горький

Слова мама, мать - одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека! С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства поколений. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки на свете. Мамины уроки на всю жизнь.

Материнство само по себе целый мир. Мать открывает себя заново в беззаветной любви, посвященной детям, счастье матери - это счастье ее детей. Поэтому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за сына или дочь, желает им добра, счастья. Мать - первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под материнским заботливым теплом и светом материнского взгляда. Наши мамы олицетворяют собой все самое лучшее и светлое на земле. Занимаясь воспитанием детей, оберегая семейный очаг, женщины-матери, где бы они ни трудились, являются хозяйками в лучшем понимании этого слова.

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

Цель исследовательской работы: на примере биографии моей прапрабабушки, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советской матери.

Задачи:

  • Изучить документальные источники об истории моей семьи.
  • Определить роль и ее семьи в истории Великой Отечественной войны.
  • Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
  • Проследить трудовую биографию моей прапрабабушки, а также военные биографии моих прадедушек.
  • Собрать фото и документальный материал.

Предмет исследования: Записи из семейного архива, фотоматериалы, личные документы братьев Хамеруевых, наградные листы.

Объект исследования: Биографии моих родственников, участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

Методы исследования: Изучение и анализ семейных фото, документальных источников и интернет-ресурсов, воспоминания и рассказы моих бабушек и дедушек.

Источники исследования: При написании работы использованы неопубликованные источники, которые хранятся в личном архиве семьи. Они помогли воссоздать биографические данные. Были изучены: записи из семейного архива, фотоматериалы, личные документы: удостоверения на медали и ордена, благодарности, наградные листы.

Гипотеза: главное в любом историческом событии - это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с яркими, необычными судьбами женщин - многодетных матерей, даже не награжденных орденом «Мать-героиня», возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.

Наши деды и прадеды отстояли мир, а мы, юное поколение, должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Если мы сохраним память о наших ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Если жизненный путь человека достойный, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.

Актуальность темы: Истории многодетных матерей, чьи судьбы тесно переплелись с судьбой страны, еще мало изучены, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы.

Известно, что в настоящее время орден «Мать - героиня» не вручается многодетным мамам, но он был и остается символом высокой нравственности наших женщин. Не должны исчезнуть из нашей памяти имена матерей, которые воспитали славных сынов и дочерей нашей земли.

Считаю данную тему актуальной, так как:

  • во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы - тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.
  • во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся живых свидетелей тех событий. Поэтому наша задача - собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.
  • в-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: жизненный путь своих дедов и прадедов, а также их матерей , а затем свои знания передавать будущим поколениям.
  • в-четвёртых, мы пополняем наш музей историями о судьбах тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны.
  • в-пятых, для меня очень важно, чтобы осталась память о прапрабабушке и о прадедушках не только в виде нескольких фотографий, наград и грамот, а как целый рассказ, построенный на основе документов.

Практическая значимость работы: Возможность использования материалов в работе краеведческого музея нашей школы, на классных часах, во внеклассной работе. Данная работа может побудить других ребят к поиску неизвестной информации о своих предках.

Основная часть

Война в жизни моей прапрабабушки

Исстари повелось у бурят, что самым счастливым человеком был тот, у кого было много детей, потому что дети, особенно сыновья, были продолжателями его рода, его трудов. Родителям, имеющим много детей, всегда оказывалось уважение и почтение, поэтому многодетные матери всегда были самыми уважаемыми людьми. Такой была моя прапрабабушка - Хамеруева Евдокия Михайловна (1898 - 1975 гг.).

В 1915 году Евдокия Михайловна вышла замуж за Хамеруева Матвея Хамеруевича. (1885-1940 гг.). В разные годы у семьи Хамеруевых родилось восемь детей - 5 дочерей и 3 сына. Отцу и матери удалось сберечь всех своих детей в самые сложные годы, провести их всех через болезни и голод живыми. . Отца не стало в начале 1940-го. А когда началась Великая Отечественная, из материнского дома ушли на фронт трое сыновей: Маркел, Антон и Лазарь. Ушли, чтобы вернуться с победой. Материнская молитва сохранила детей: все трое сыновей Евдокии Михайловны вернулись живыми!

...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Солдату на фронте тяжело, а каково матери провожать на войну своих сыновей, и мужей, ждать вести с фронта, растить одной детей.

Первым в мае 1945 году вернулся второй сын Антон. Родился в 1920-1921 году в с. Ишины Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Призван в ряды Красной Армии в мае 1940 года. Участие в боях с февраля 1942 года Карельский фронт по декабрь 1944 года. С 10-го по 30 марта 1945 года 4-й Украинский фронт. Имеет ранение 10 марта 1945 года.

Награжден Указом Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года медалью «За оборону Советского Заполярья».

Он краснофлотец, телефонист 3-го Горно-Стрелкового батальона 69 отдельной горно-стрелковой Печенской Краснознаменной ордена Красной Звезды бригады 4-го Украинского фронта, представляется к ордену «Красная Звезда», за то, что в наступательных боях против немецких захватчиков, в районе города Морава Острава 29.04.1945 года под арт-минометным и ружейно-пулеметным огнем противника на открытой простреливающей местности, исправлял линию связи. Кроме этого вместе с ротой отбивал две контратаки немцев и убил трех немцев. Антон Матвеевич, авиа сигнальщик роты 70 отдельной горно-стрелковой бригады, представлялся к ордену «Красная Звезда», за то, что во время прорыва обороны немцев в районе Збытков выходил на линию в срок, под сильным артминометным огнем противника исправляя повреждение связи. В районе населенного пункта Голосовице 6 раз выходил на линию. В районе Венгры был контужен, но, несмотря на контузию, продолжал выполнять приказ командира. Через реку Висла вынес двух раненных разведчиков.

Он умер 30.08.1975 года.

Медаль «За Оборону Советского Заполярья»

Вторым вернулся Лазарь, третий сын Евдокии Хамеруевой. Родился в 1925 году в с. Ишины Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Призван на фронт 23 сентября 1942 года. Телефонист взвода управления полка, красноармеец 1969 Истребительного противотанкового артиллерийского полка, 44 отд. Волховской бригады РГК 2 Белорусского фронта. Лазарь Матвеевич представлен к награде - медали «За отвагу», за то, что находясь на фронте с мая месяца 1943 года принимал активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Горел в танке и был ранен 15 февраля 1944 года. С ноября 1943 года по февраль 1945 года воевал в 40-вой танковой бригаде. Когда вернулся домой, женился на Агафье Алексеевне, и воспитали восьмерых детей - Людмила, Руслан, Лариса, Надежда, Николай, Александр, Раиса, Галина.

Умер 28.06.1983 года.

Медаль «За Отвагу»

Самым радостным событием для матери было возвращение старшего сына Маркела. Наконец-то семья вся в сборе.

Родился в 1916 году в с. Ишины Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Место службы: старший лейтенант Харьковского гарнизона. Воевал на Западном фронте. Маркел получил тяжелое ранение в голову. В госпитале провёл 1,5 года и вернулся в свой гарнизон. А когда война закончилась поехал добивать фашистов на Дальнем Востоке. Домой вернулся в 1947 году. В1947 году по возвращению домой он женился на Кушнарёвой Марии Александровне, и родился у них сын Александр.

Награжден медалями и орденами.

Умер в 1982 году.

А какая у их была мама! Худенькая, веселая, и приветливая. Она и работала до 77 лет, до последнего дня, как мотылек.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё...

Заключение

Приступая к написанию своей работы, я знала, что у всех матерей - героинь большая и дружная семья. Благодаря проведенному исследованию, мне удалось выяснить историю моей прапрабабушки, и жизни моих предков, проследить их героический подвиг не только в годы войны, но и в мирное время. Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Я узнала, что благодаря таким матерям, наш народ победил в этой страшной войне.

Матери, а они по сути настоящие героини внесли свой посильный вклад в победу над фашистской Германией в тылу, принимали активное участие в строительстве мирной счастливой жизни, работая и воспитывая своих детей. Они являются для меня примером порядочности, трудолюбия, любви, уважения в семье. Вся их жизнь заключалась в воспитании детей, а воспитать достойных детей, тяжелее, чем построить дом. Дома строили всегда, строят и сейчас, а вот воспитать достойных детей не всякий сможет. Мы все являемся частью нашей страны, и каждый человек оставляет свой след в ее истории.

Все они подарили нашей стране прекрасных, трудолюбивых людей, все они выросли и стали работать на благо своей Родины. У них появились свои дети. Благодаря моей бабушке живу и я.

Моя семья учит меня почитать пожилых людей, уважать женщин и защищать маленьких. Мне очень приятно слышать, как мама говорит мне «моя радость» и я понимаю эти слова. Все мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, счастливыми и заняли достойное место в обществе. В этом и заключается мамина радость.

Я обязательно стану хорошим человеком, буду оберегать свою маму. Я никогда не скажу ей плохих слов. Я уважаю всех мам на свете. Ведь с нами иногда бывает очень непросто.

А пока я учусь в школе ,стараюсь быть достойным своей прапрабабушки, активно принимаю участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, в школьных и всероссийских олимпиадах, а также стараюсь учиться только на «4» и «5».

Литература

  1. Стихи М.Исаковский «Русской женщине».
  2. Энциклопедия для детей. История России, ч. 3.- М.: Аванта, 2009.
  3. Семейные фотоальбомы.
  4. Сохранившиеся письма, документы, награды.
  5. Рассказы и записи моих бабушек и дедушек.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.litra.ru
  2. Википедия: Великая Отечественная война
  3. http://podvignaroda.mil.ru