Разрешите представиться. Я - Хангуева Александра Аполлоновна, учитель английского языка. Педагогический стаж - 30 лет, опыт работы классного руководителя 30 лет.
В настоящее время я - классный руководитель 9 класса, численностью 13 человек; из них 5 мальчиков и 8 девочек.
Как воспитать в ребенке хорошие качества? Как научить его приемам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства? Как воспитать настоящую личность? Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с социально - психологической службой школы, с педагогическим коллективом и, конечно, с родителями учащихся.
Все самые лучшие качества заложены в ребенке с рождения: непосредственность, любознательность, скромность, отвага, сочувствие, сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить - вот совместная задача для классного руководителя и родителей.
В своей работе я исходила из твердого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей - основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо бы только его подобрать. И у меня неплохо это получалось раньше, надеюсь, что получилось и сейчас.
Цель моей работы, как классного руководителя, соотносится с целью работы школы, в тоже время воплощается через решение конкретных задач, связанных с конкретным классным коллективом.
Опираясь на методическую, научно-правовую базу, на опыт выдающихся педагогов, также в результате обмена опытом на школьных и районных семинарах классных руководителей, курсах повышения квалификации, посредством изучения семей учащихся моего класса, я определила формы и методы воспитательной работы, необходимые для осуществления целей и задач, сформулированных мной в программе и концепции воспитательной работы. Предполагается реализация программы на трех этапах в течение 5 лет.
Воспитательная работа в классе осуществляется по пяти основным направлениям. В каждом направлении обязательно поставлены определенные воспитательные задачи, которые решаются различными формами и методами, в соответствии с содержанием работы
В тесном сотрудничестве с психологом школы удалось отследить, что в классе достаточно высокий уровень школьной комфортности, положительная динамика уровня воспитанности.
Радует, что по результатам социометрии мои девятиклассники показывают хорошую сплоченность классного коллектива (дети дают положительную оценку друг другу).
Результаты своих наблюдений записываю в карту уровня воспитанности каждого ученика, по которой можно отследить даже маленький прогресс в развитии нравственных начал моих выпускников.
Опираясь на свой опыт, имея представление о воспитании, я определила принципы, приоритетные для построения учебно-воспитательного процесса класса.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и развиваться. Поэтому я сочла необходимым заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Моя воспитательная работа не ограничивается только школой и рамками учебного года. Шесть лет я работаю пионервожатой школьной пионерской организации «Новое поколение», как пионервожатая ездила вместе с пионерами на XXX-ый областной конкурс-фестиваль «Безопасное колесо», как руководитель волонтерской группы «Мы» ездила на районный КВН, где наша команда заняла 2 место, в этом году наши волонтеры приняли активное участие в муниципальной акции «Молодежь против СПИДа», где заняли 5 место, а походов, поездок, которые мы совершали с моими бывшими воспитанниками и продолжаем совершать с нынешними так много, что невозможно рассказать обо всех в рамках времени, отведенного на мое выступление. Вместе с нами путешествовали родители, учителя, братья и сестры моих ребят. Я считаю, что такие формы работы способствуют разностороннему развитию личности. Это и коммуникативная компетенция, и чувство ответственности друг за друга, это внутренняя культура (культура поведения в автобусе, в музее, в театре и др.), это и экологическая культура в походах и поездках и многое другое.
Моей основной задачей является привитие ребятам навыков самоорганизации. Считаю, что для воспитания разносторонней личности необходимо предоставить каждому возможность для самореализации. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Исходя из этого, свою деятельность строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребёнок имел возможность опробовать свои силы, найти себя. Самоуправление в классе организуется с учетом взаимоотношений учащихся. Как относятся дети друг к другу, кого уважают, кого считают лидером, исходя из этого, учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в классе. Дети делают то, что им интересно, то, что у них получается. А «раз взялся за гуж, то не говори, что не дюж», тем более, что всегда есть у кого спросить, с кем посоветоваться. Ребята уже научились оценивать свои способности и возможности, поэтому, в зависимости от того, в каком мероприятии надо проявить себя, они предлагают участников, но вместе с тем и сами не остаются безучастными. В классе ведется мониторинг полезных дел, в нем учитывается все. Поэтому в любом мероприятии есть участники, есть те, кто помогает в подготовке, есть активные болельщики, нет только безразличных и это здорово!
А результат не заставит себя ждать: призы, грамоты, дипломы, а самое главное - прекрасные люди - будущее нашей Родины. Четыре человека из моих предыдущих выпусков выбрали нелегкий, но благородный путь учителя. Имя одной выпускницы, которая в работала в нашей школе, а сейчас в Усть-Орде известно многим, кто работает в сфере образования. Это Ольхеева Инга Вячеславовна.В Усть-Ордынской школе №2 работает учителем математики Ихинырова Светлана Сергеевна. В нашей школе работает Никульшеева Елена Александровна, которая возлагает большие надежды она.
Я действительно счастливый учитель, счастливый классный руководитель, мои бывшие ученики - прекрасные люди и специалисты.
Педагогика сотрудничества, применяемая в учебно-воспитательной деятельности, оказывается той благоприятной средой, в которой способна сформироваться личность гражданина, обладающего высоким уровнем компетенций, готового к успешному самоопределению в современном мире.
И закончить свое выступление хочу словами Л.Н.Толстого, который утверждал, что «Воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей».