Использование психолого-педагогической диагностики с семьей в воспитании детей с нарушениями зрения в работе классного руководителя

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: дети с нарушением зрения


Диагностика - не панацея, а средство,
которое может помочь сделать
проблему беспроблемной.

Д.Добсон

Классный руководитель, который только приступает к работе с учащихся, должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу воспитательной работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.

Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами:

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Функции педагогической диагностики:

  1. Контрольно-корректировочная - это получение данных и корректировка процесса воспитания;
  2. Прогностическая - предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем;
  3. Воспитывающая - оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

Мониторинговые исследования помогают выявить:

  1. Уровень обученности учащихся;
  2. Эффективность образовательного процесса;
  3. Уровень индивидуального развития учащихся;
  4. Отношение к ЗОЖ;
  5. Уровень воспитанности.

Тематика диагностики:

  1. ценностные ориентации учащихся;
  2. социальные роли воспитанников;
  3. уровень сплоченности коллектива;
  4. уровень конфликтности класса;
  5. уровень тревожности;
  6. ранжирование качеств личности;
  7. состояние психологического климата;
  8. диагностика воспитанности школьников;
  9. уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;
  10. уровень готовности к непрерывному образованию.

Существуют различные методы и исследования, которые Вам знакомы и некоторые из них кто-то чаще использует в своей работе, кто-то редко или, вообще не используете:

Метод опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников: 1) Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться) 3) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях (уровень воспитанности).

Метод беседы - более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче брабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка.

Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить: Любишь ли ты смотреть телевизор?)

Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы в краткой форме лучше записать.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа

2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м?

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю? После обработки результатов следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

Метод столкновения взглядов, позиций - позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме. Например, «Как поступить?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность».

1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.

2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов. Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

  • 1 группа - с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
  • 2 группа - недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
  • 3 группа - активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
  • 4 группа - активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

Метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. В качестве примера приведу незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен - А.Б.Орлов) для учеников 5 классов, цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс.

В практике широко известен метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

  1. родительских собраний;
  2. тематических и индивидуальных консультаций;
  3. внеклассных мероприятий;
  4. организации поездок и экскурсий;
  5. при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
  6. при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения в школе (Приложение №1). Она может заключаться не только в анкетировании родителей. Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым трудно будет пережить период своей собственной адаптации и адаптации своего ребенка в школе. Приложение №3 (Анкета «Зачем нам учиться». Изучение мотивации учения.)

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно провести родительское собрание, которое позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №4). Для того, чтобы определить, насколько хорошо родители знают своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №5). Можно провести исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №6). Анкета поможет родителям самостоятельно определить уровень проявления способностей ребенка.

Приложение 7, Приложение 8

Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Приложение 9

Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе стояла проблема общения ребят друг к другу: можно провести рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя какое-то количество времени после окончания школы. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Ниже приведены диагностические методики - лишь малая часть того, что может использовать классный руководитель при подготовке родительских собраний в классе.

Приложения