Выявление, поддержка, развитие одарённых и успешных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал всей страны. В нашем учреждении разработана и реализуется модель по сопровождению одаренных детей «Палитра талантов». Главная ее идея - это создание творческого образовательного пространства для проявления каждым учащимся учреждения своих способностей и обеспечение возможности развития и творческой самореализации в различных видах деятельности одаренным и успешным детям.
В рамках данной модели несколько лет назад были разработаны и внедрены в реализацию программы сопровождения одаренных и успешных учащихся в различных областях знаний и видах деятельности. А с 2021 учебного года была разработана и начала реализацию программа в творческом объединении «Школа английского языка» «Сопровождение одаренных и успешных учащихся в области языкознания». Отбор учащихся по данной программе осуществлялся по следующим критериям: победители внутреннего конкурса, победители внешних конкурсов, активные участники мероприятий на английском языке, имеющие высокую мотивацию к занятиям. Проведены собеседования с родителями учащихся и с самими учащимися.
При разработке программы была выбрана стратегия горизонтального обогащения обучения одаренных и успешных учащихся, выражающая в расширении их кругозора, углубление имеющихся у них знаний, совершенствовании имеющихся навыков, а также развития инструментария по получению новых знаний.
Цель программы - развитие способностей учащихся к творческому самовыражению на английском языке через совершенствование техники речи и использования элементов театрализации. В основу реализации программы положен метод проектов. В течение учебного года учащиеся учувствуют в реализации двух краткосрочных коллективных проектов: «We are the great artists», «The great culture of my great country» и индивидуальном проекте «My virtual tour».
Для учащегося проект - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, используя свои знания достигнуть цели и публично продемонстрировать результат.
А для педагога учебный проект - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизации, целеполагания, планирования, презентации и прочие, а также практическое применение знаний, саморазвитие, и творческая деятельность.
Каждое воспитательное мероприятие, это отдельный проект, который представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации. Хотелось бы представить традиционное для творческого объединения «Школа английского языка» мероприятие, объединяющее учащихся всех уровней, это саммит англо-говорящих стран. Руководителем этого проекта я и являюсь. Что такое саммит? Это встреча или переговоры на высшем уровне. На саммитах рассматриваются важнейшие мировые вопросы либо острые государственные вопросы на текущее время из одной сферы. Председателем и хозяйкой саммита всегда выступает Россия. Что уже является частью реализации патриотической составляющей развития воспитанной личности. Приглашенные и гости саммита - это представители англо-говорящих стран. Такое совместное изучение языков, культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою страну, помогает лучше осознать свою национальную принадлежность.
Чаще всего саммит в творческом объединении «Школа английского языка» основывается на тематике года, объявленного президентом РФ. Так же темой саммита может быть выбрана нужная для ознакомления и представления дополнительной информации мировая тема.
Предстоящий саммит всегда начинается с обсуждения темы и формата проведения. И это всегда реальное взаимодействие учащихся и педагога. Педагог выслушивает варианты, представленные учащимися. На этом этапе педагог консультирует, мотивирует и наблюдает за активной познавательной деятельностью учащихся. Учащиеся при этом принимают решения, планируют, анализируют свои действия. В основе такого взаимодействия лежатбазовые ценности нашего общества - собственный интеллектуальный труд, отечество, мир, знания, культура, человек. Всё это, как следствие, содействует в воспитании поликультурной личности учащегося. Что является основной целью рабочей программы воспитания творческого объединения «Школа английского языка».
Организация и проведение любого воспитательного мероприятия имеет свои этапы. И саммит англо-говорящих стран не исключение. Все этапы его подготовки и проведения можно четко отследить.
Подготовительный этап это совместное:
- определение цели саммита (исходя из темы года, объявленной президентом РФ);
- формы представления информации (формат проведения саммита);
- продумывание оптимальной занятости каждого участника, распределение ролей и стран;
- предусмотрение всего необходимого для успешного проведения саммита (дата, время, помещение, звуковое и мультимедийное сопровождение);
- распределение время на подготовку всех участников (временной регламент);
- определение возможности участия родителей и других учащихся творческого объединения (проведение интерактива с родителями и другими учащимися).
Организационный этап это:
- индивидуальный подбор актуального материала в соответствии с темой саммита (пункты плана доклада каждого участника, перевод текстов на английский язык);
- построение логической последовательности не только мероприятия, но и индивидуального выступления каждого участника (распределение очередности выступлений);
- выравнивание индивидуальных докладов и просчет по продолжительности всего саммита (подбор временного регламента каждого выступления).
Основной этап:
- это непосредственная реализация воспитательных технологий: технология проектной деятельности (проект «The great culture of my great country ), технология организации и проведения группового воспитательного дела (коллективное проведение саммита), личностно - ориентированная технология (каждый участник готовит свое личное выступление), информационно-коммуникационная технология (подбор, анализ, выборка и перевод необходимой информации для выступления);
- формирование основных принципов воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
- применение творческого характера подготовки к мероприятию (каждый участник выбирает свой дизайн презентаций и доклада, одежду для выступления).
Заключительный этап проведения саммита имеет важное воспитательно-педагогическое значение:
- позволяет подвести итог не только мероприятия, но и работы каждого участника (совместный коллективный и индивидуальный анализ, проведенного мероприятия, выявляются ошибки в речи, в поведении);
- включает подведение общих итогов (определение плюсов и минусов, проведенного саммита)
- определяет перспективы мероприятия на будущий учебный год (предлагаются темы будущего саммита, его формат проведения);
- реализовывает ситуацию успеха для каждого участника.
Результат воспитательного мероприятия «Саммит англо-говорящих стран»:
- формирование активной иноязычной компетентности учащихся;
- демонстрация творческого потенциала и самовыражения учащихся;
- множество положительных отзывов родителей, присутствующих на мероприятии;
- рефлексия участников, их заинтересованность и желание участвовать в саммите в следующем учебном году.
Так же необходимо отметить о большом воспитательном и развивающем потенциале. Область реализации программы лежит в контексте ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, и воздействует на эмоционально-волевое и духовно-нравственное развитие ребенка.