Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: гиперактивное поведение


Гиперактивное расстройство - это полиморфный клинический синдром, основными проявлениями которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, характеризующееся моторной гиперактивностью, импульсивностью, неумением сосредоточиться.

Это нейропсихиатрическое расстройство, причиной которого являются особенности строения и функционирования головного мозга или органическое поражение центральной нервной системы. В большинстве случаев гиперактивность - это расстройство генетической природы, которое связано, в частности, с генами, отвечающими за регулирование обмена и активности двух нейротрансмиттеров - дофамина и норадреналина.

Хотя поведенческие проблемы гиперактивного ребенка проявляются с первых лет жизни, часто еще до достижения старшего дошкольного или младшего школьного возраста, их воспринимают как особенности темперамента или ненадлежащее воспитание ребенка. Во время учебы возникают трудности, которые все труднее игнорировать. Гиперактивность связана с такими проблемами развития: дефицит внимания, импульсивность и чрезмерная моторная активность (подвижность). Импульсивность и гиперактивность проявляются такими симптомами: ребенок постоянно двигается, не может долго усидеть на одном месте, бегает или лазает тогда, когда необходимо сидеть, много говорит, перебивает других, неуместно вмешивается в разговор, не проявляет выдержки, когда надо чего-то ждать (например, своей очереди в игре), действует, не подумав о последствиях или правила.

Из-за проблем с вниманием, импульсивностью, дети нуждаются в четко структурированного среды в учебной комнате. Эффективная работа в группе охватывает последовательные действия педагога, наличие четких правил поведения, предсказуемость в организации среды и стиле преподавания, построение позитивных отношений с ребенком. Воспитатель должен быть «гибким», терпеливым и мудрым.

Чтобы малыш хорошо усваивал новый учебный материал, необходимо, чтобы у него были развиты все психические процессы. Как правило, у детей с различной патологией речи часто наблюдаются отклонения в той или иной сфере развития личности (отклонение, как в речевом развитии, так и внеязыковых психических функциях).

Наиболее характерными случаями нарушений являются:

  • Нарушение мелкой моторики.
  • Нарушение общей моторики и координации движений.

Изменения в эмоционально-волевой сфере:

  • Раздражительность;
  • Плаксивость;
  • Заторможенность.

Нарушение физиологического дыхания (поверхностное, прерывистое, носовое). Языковой функциональной системе - дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба.

Нарушение фонетической (отсутствие, замена или искаженное произношение звуков) и фонематической сторон речи (тяжесть усвоения словесных и фразовых ударений, интонации; пропуски звуков на стечения согласных, незаконченность слов (окончаний в частности).

Изменение и плавность звучания: голос отрывистый, приглушенный, сиплый, затухающий, скандированная, дрожащий и тому подобное.

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

Снижение скорости психических операций; недоразвитие абстрактного мышления.

Языковые недостатки гиперактивных детей проявляются во внешнем, внутреннем и письменной речи. Для устной речи характерны такие нарушения на уровне звукового состава слова:

  • Отсутствие отдельных звуков или их искаженное произношение;
  • Пропуск звуков;
  • Перестановка звуков, слогов;
  • Ошибки на уровне предложения:
  • Пропуски слов в предложении или их перестановка;
  • Отсутствие сложных предложений (пользуются в основном простыми предложениями);
  • Порой является нарушение логической связи между предложениями;
  • Пропуски предлогов или их неправильное употребление.

Для связной речи характерны следующие ошибки:

  • Торопливость речи;
  • Нечеткая дикция;
  • Выпадение предложений при переводе прочитанного текста;
  • Торопливость речи порой приводит к преткновению;
  • Наблюдается расстройство в дыхании: в основном поверхностное, речь на вдохе.
  • Нарушение просодики речи проявляется в тембре, темпе, интонационной выразительности, логических паузах, ударениях.
  • Расстройство голоса наблюдается в перенапряжении голоса, иногда через монотонность и носовой оттенок.
  • Гиперактивные дети читают так же, как и говорят: сложные, распространенные предложения разделяют на простые; в связи с этим теряют мнению прочитанного, с трудом запоминают содержание.
  • У гиперактивных детей может быть нарушены артикуляционная моторика, лексико-грамматический состав речи, вследствие чего наблюдаются трудности в подборе слов, в формулировке своего мнения (мнение опережает речи).
  • Во время коррекционной работы могут возникать трудности с автоматизации поставленных звуков в связной речи, поскольку детям трудно концентрировать внимание на своей речи.

Для гиперактивных детей характерны следующие нарушения:

  • Общей моторики (торопливость, быстрая ходьба, хаотичность движений, резкие повороты). Речь сопровождается навязчивыми движениями частей лица, рук, ног и тому подобное.
  • Внимания (неустойчивая, кратковременная, рассеянная). Гиперактивные дети не умеют слушать других. Вследствие нарушенного слухового восприятия дети плохо усваивают и запоминают правильная речь взрослых.
  • Мышления (хаотичность, отсутствие логической связи и т.п.).
  • Поведения (тревожность). Своего речевого дефекта не признают. Способны к самоутверждению.

Коррекционная работа по формированию правильной речи гиперактивных детей направлена на выработку навыков медленного темпа речи:

  • Соблюдение «режима молчания». Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома. Не рекомендуется просмотр телепередач и компьютерные игры. «Режим молчания» снимает перевозбуждение и тревожность.
  • Работа по усвоению медленного темпа речи (сказать как логопед, ответить на вопрос).
  • Закрепление медленного темпа речи проводится на основе:
  • выражения своего мнения;
  • разыгрывание диалогов из жизненного опыта (в магазине, на почте, в транспорте и т.д.).
  • разучивание и декламация стихов;
  • перевода текста, рассказ по плану и без него, с опорой на наглядность;
  • участие в сюжетно-ролевых играх; хороводах.

Введение в работу логопедической ритмики. Занятия включают упражнения на:

  • дыхание, голосовые упражнения;
  • упражнения на нормализацию мышечного тонуса, на развитие плавности движений;
  • упражнения на активизацию внимания;
  • упражнения на воспитание чувство ритма.

Работы воспитателя с гиперактивными детьми:

  • Речь взрослых должна быть неспешным, плавным, правильным и четким.
  • Беречь ребенка от контактов с людьми, имеющими нарушения темпа речи.
  • Предостерегать ребенка от психических и физических травм, бурных проявлений гнева и радости.
  • Не нагружать речи ребенка, требуя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать большое количество стихов, сложных по содержанию.
  • Не забывать хвалить ребенка после каждого успеха.
  • Соблюдать четкой структуры занятия. Стоит заранее сообщать детям о видах работы, которые будут следующими.
  • Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
  • Избегайте скопления людей. Пребывание на конкурсах, соревнованиях, групповых занятиях и т.д. влечет переживания, как следствие наступает перевозбуждение, а затем и нарушения поведения.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных друзей (соседей за столом).
  • На рабочем месте ребенка (и в комнате) должно быть как можно меньше предметов. Вещи должны быть составлены так, чтобы не отвлекать внимание.

Рекомендовано такие упражнения на развитие внимания:

  • Ребенку предлагается как можно быстрее и точнее, вычеркнуть в колонне текста какую-либо букву, которая часто встречается, например, «о» или «а».
  • При этом надо поощрять ребенка, хвалить за выполнение задания, стимулировать интерес.
  • Для тренировки переключения и распределения внимания упражнение надо несколько изменить предлагается зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной. Со временем задачу можно усложнять. Например, одну букву зачеркнуть, вторую - подчеркнуть, а третью - обвести кружочком.
  • Вы показываете пантомимы, а ребенок должен угадывать, что каждое действие значит. Для начала предлагается изобразить простые действия, которые вы делаете, когда умываетесь, чистите зубы, читаете книгу, пьете. Потом действия усложняете. Если возникнут трудности, Проанализируйте их вместе с ребенком. Потом можно поменяться ролями, пусть теперь малыш задумает какое-то действие.
  • Следующее упражнение следует начать после того, как вы пришли с прогулки. Ребенку предлагаем такую игру: воссоздать прогулку с наибольшей точностью.
  • Упражнение имеет место во время прогулки по городу. Внимание ребенка обращается на разные знаки, символы, обозначения на рекламных плакатах, выставках, на разных показателях. Позже, спустя некоторое время, просим ребенка воссоздать в устной форме все то, что она видела.
  • В квадратике написать цифры от 1 до 20, но в хаотичном порядке. Ребенку дается задание найти и называть числа в порядке возрастания, указывая на них карандашом, а затем в порядке убывания. Если ребенок быстро находит цифры в простой таблице, предложите сложнее (например, от 1 до 50).
  • Для игры надо вырезать из картона небольшое квадратное поле, состоящее из 25 клеточек. По клеточкам игрового поля следует передвигать кажущуюся «Муху»: «вниз», «вправо», «влево» (по одной из таких команд). «Муха» передвигается в соответствии с командами в соседнюю клеточку. Начальная позиция «Мухи» - центр.

Упражнения для развития мелкой моторики:

  • Сгибание пальцев в кулак и их разгибание;
  • Поочередное выполнение движений рукой: кулак - ребро - ладонь;
  • Поочередная смена положения рук: левая рука - кулак, правая - ладонь; впоследствии наоборот: правая рука - кулак, левая - ладонь;
  • Разложения пуговиц, палочек, семена по данному образцу;
  • Нанизывание бус, колец, пуговиц на нитку (основу);
  • Пришивания, застегивания и расстегивания пуговиц; плетение косы;
  • Игры с мозаикой, строительным материалом, конструирование, сборку пазлов (по образцу, по памяти и по представлению).

Игры и упражнения на развитие дыхания:

  • «Забей мяч в ворота». Предложите ребенку подуть на ватный или поролоновый мячик, так, чтобы он покатился в ворота (их можно сделать из проволоки, или нарисовать). Воздушная струя должен быть плавным, медленным, непрерывным.
  • «Язычок-футболист». Как и в предыдущем упражнении, надо забить мяч в ворота, но теперь с помощью языка. Ребенок должен улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу и как бы произнося [ф], дуть на кончик языка.
  • «Самолет». На кончик носа положить кусочек бумаги или ваты. Открыть рот, широкий язык положить на верхнюю губу, боковые края языка прижаты. Воздушная струя выходит посередине языка. Ребенок должен сильно подуть так, чтобы «самолет» полетел вверх.
  • «Лепестки». Положите на ладонь настоящие или вырезанные из бумаги небольшие лепестки цветка. Предложите ребенку подуть, чтобы лепестки взлетели из вашей ладони.
  • «Кораблик». Налейте в миску воду. Сделайте бумажный или пенопластовый кораблик и положите его на воду. Предложите ребенку подуть на кораблик сначала длинной струей воздуха, как произнося [ф] и прерывисто, как произнося звуки [п-п-п-п].

Психокоррекционная программа воспитания гиперактивных детей

Гиперактивность - это общее заболевание ребенка и взрослых. Поэтому коррекционная работа принесет пользу, как ребенку, так и его семьи. Среди основных методик можно отметить следующие методы: игровая психотерапия; гештальт терапия, интегративная терапия.

Игровая терапия помогает детям приобрести навыки по саморегуляции поведения посредством развития когнитивных процессов, в частности, произвольного внимания, памяти, прогнозированию собственных действий, совершенствованию двигательной и волевой активности.

В процессе терапии ребенок учится лучше понимать свои чувства, делать выбор, принимать решения, нести ответственность за свои действия. Вследствие этого, развиваются коммуникативные навыки, повышается самооценка, что влияет на адаптационные возможности ребенка. Следует подчеркнуть эффективность использования кукол и игрушек маленького размера, которые дают возможность выразить и избавиться неосознаваемых страхов, тревог, решить конфликтные ситуации. Кроме того, игра помогает установить доброжелательные отношения между взрослым и ребенком, способствует установлению доверия.

С негативными проявлениями поведения гиперактивных детей, в том числе при работе с агрессией, гневом эффективно использовать методы гештальт терапии, а именно в тех случаях, когда необходима работа с эмоциями ребенка. В ходе бихевиоральной терапии психолог отрабатывает с ребенком конструктивные способы поведения, которые заменят деструктивные.

Психокоррекционная программа для школьников с гипердинамическим поведением и нарушениями формирования школьных навыков, включает два направления работы с различным содержанием психокоррекционных и социально-реабилитационных компонентов.

Первое направление - психокоррекционные, связанные непосредственно с проведением, с ребенком индивидуальной или групповой психокоррекционной работы; второе направление - социореабилитационное, которое включает задачи, направленные на обеспечение социально-психологической поддержки ребенка с гипердинамическим поведением.

Психокоррекционные направления программы включают:

  • Развитие у детей ощущений сопереживания, навыков узнавания и дифференцировки эмоциональных реакций и переживаний, а также навыков практического владения выразительными движениями и действиями;
  • Развитие и создание возможностей для формирования самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния и своего поведения, формирования терпимости к позиции другого;
  • Развитие когнитивных навыков и структурирование временной и пространственной организации психических процессов, обеспечивает способность прогнозировать результат поведения;
  • Развитие у детей навыков группового взаимодействия, общения и групповой сплоченности;
  • Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение уровня самооценки, уверенности в себе [15].

С целью реализации вышеуказанных навыков, предложенная психокоррекционная программа, которая условно осуществляется в несколько этапов:

  • Первый этап направлен на установление взаимоотношений с терапевтом, обсуждение и определение проблем, которые беспокоят ребенка; концентрацию внимания на главных моментах событий, которые происходят; структурирование деятельности. Подходы и техники, которые эффективно используются на данном этапе - клиенто-центрированный подход, эмпатия, конгруэнтность, активное слушание.
  • Второй этап связан с осознанием собственных эмоций, чувств, переживаний, стремлений и попыток. Наиболее целесообразным является использование техник гештальт-терапии.
  • Третий этап способствует повышению самооценки, формированию положительного образа «Я». Наиболее успешными техниками на этой стадии являются телесно-ориентированные и арт терапевтические психотехники.
  • Четвертый этап направлен на формирование новых конструктивных форм взаимодействия с окружающей средой, что способствует гибкости поведения и раскрывает адаптивные ресурсы ребенка. На этом этапе цель достигается с помощью когнитивно-бихевиоральной терапии.
  • Пятый этап реализует усвоения навыков конструктивных способов поведения. Кроме, бихевиоральной терапии широко используют игровую терапию. С целью развития основных аспектов познавательной активности целесообразно использовать дополнительные виды деятельности, такие какпсихогимнастика, театрализация [15].

При организации социо-реабилитационной работы с родителями или педагогами, стоит перед началом работы попросить родителей и учителей дать характеристику поведения ребенка, и сформировать у них мотивацию на необходимость обеспечения ребенку длительной психологической поддержки.

Первый этап социо-реабилитационной работы - информационно-просветительский, он включает ознакомление родителей с психологическими характеристиками и особенностями социального поведения детей с гипердинамическим поведением. Данный этап работы особенно необходим родителям, поскольку родители в результате длительного противостояния с гиперактивным ребенком, как правило, чувствуют себя бессильными и не знают, что им делать. На информационно-просветительском этапе родители не только получают необходимую информацию, но и с них снимается чувство вины, с которым они часто сосуществуют. Кроме этого, родителей учат использовать свое влияние на ребенке, добиваться последовательности в своих действиях, уметь прощать ребенка, избегать физических наказаний как бы ни было трудно и утомительно.

Второй этап - коррекционный. На этом этапе родителям, педагогам, воспитателям помогают приобрести следующие навыки:

  • Преодоление непослушания и запрета, или устранения вызывающего поведения ребенка.
  • Ознакомление с приемами ежедневного контроля выполнения домашних заданий, умение так организовать деятельность ребенка, чтобы успех был максимальным, а неудачи минимальными.
  • Адаптация к эмоциональным проблемам ребенка.
  • Обучение способности сохранять контроль над ситуацией, исключает экспансию существующих проблем.
  • Защита других членов семьи, других детей от воздействия неблагоприятных факторов, обусловленных гиперактивным поведением ребенка.

На третьем этапе - закрепление, родители, педагоги, воспитатели могут объединяться в группы поддержки и совместно обсуждать проблемы детей и проблемы, связанные с неудачами обучения, воспитания. Следует подчеркнуть, что одной из причин гиперактивности является несформированность функций управления, которые включают ряд независимых процессов, а именно: процессы программирования, регуляции и контроля. Поэтому психологическая коррекционная работа направлена ​​на формирование способности сопротивляться отвлекаемости; возможности быстрого переключения различных этапов деятельности, связанные с перераспределением внимания; разложения процессов контроля за собственным выполнением работы и процессов планирования деятельности.

Особую роль при этом играет языковоесредство действий. Групповые формы работы с гиперактивными детьми содержат следующие упражнения:

  • развитие и контроль за двигательной деятельностью:
    • Двигательные упражнения на медленные движения, позы покоя и дыхательные упражнения;
    • Упражнение «что там происходит?», в котором ребенок с помощью мимики, движений, эмоций выполняет задачи;
    • совершенствование навыков саморегуляции эмоциональной сферы:
    • Знакомство «более всего я люблю ... меньше всего я люблю ...»;
    • Пиктограммы эмоций, выражение настроения с помощью упражнения «ласковое имя»;
    • Упражнение «хороший круг» - выражение собственных чувств и настроения;
  • формирование положительного образа «Я», конструктивных средств поведения:
    • Игра-фантазия, коррекция и формирование модели поведения;
    • Упражнения на увеличение уверенности в себе - закончить предложение: «я хочу ...», «я смогу ...», «я сумею ...»;
    • Рассказ - «я люблю, когда ...», «когда мне плохо ...», «когда я злой ...», «меня беспокоит ...», после которой решаются предложенные ситуации.

В результате достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Совершенствование умений и навыков контроля по двигательной и эмоциональной сфере.
  • Формирование способности использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций.
  • Развитие позитивного отношения к себе и окружающей среде. Существует достаточно распространенная точка зрения, что в пубертатном периоде гиперкинетическая симптоматика постепенно нивелируется и трансформируется в индивидуально-психологические и личностные переменные.

Однако анализ отдаленных медико-социальных последствий этого расстройства показывает, что у пациентов и в молодом, и в среднем возрасте сохраняются трудности с получением образования, приобретением профессии, возникновением проблем в семье, часто закрепляется агрессивный тип решения конфликтов, легко фиксируются состояния зависимости от психоактивных веществ, указывает на устойчивые нарушения социальной адаптации и после совершеннолетия [6].

Эти факты свидетельствуют о высокой социальной значимости рассматриваемого симптомом комплекса расстройств, поскольку гиперкинетическое расстройство реально является предиктором широкого круга социальных нарушений, включая агрессивное, аддитивное и рецидивной криминальное поведение. Поэтому важна ранняя диагностика, адекватнаяпсихокоррекционная и лечебно-оздоровительная помощь, которая опирается на развернутую систему реальной социально-психологической поддержки через семью, сферу обучения и социальной профилактики.

Итак, анализ данных литературы свидетельствует о социальной значимости проблемы из-за чрезвычайной распространенности заболевания. Несмотря на большое количество исследований, посвященных причинам заболевания, общей точки зрения в этой проблеме еще не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет много факторов: биологические, психосоциальные и генетические. Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивности детей главная роль принадлежит поведенческой психотерапии. Основным моментом поведенческой программы коррекции является изменение окружения ребенка в семье и в дошкольном учреждении с целью создания благоприятных условий для преодоления симптомов.

В первой главе курсовой работы нами было теоретически обосновано понятия гиперактивности у детей. Мы определили, что гиперактивные дети постоянно находятся в движении. Они мчатся, хватая все, что попадется им под руки, и (или) непрерывно разговаривают. Им трудно усидеть спокойно - и дома за обеденным столом, и в школе на уроках. Они возятся, крутятся, вскакивают с места, притаптывают, трогают и дергают все, к чему могут дотянуться, барабанят по парте пальцами или ручкой. Мы определи так же, причины возникновения и пути коррекции с гиперактивности.

Во второй главе курсовой работы мы определили особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми. Таким образом, проблема гиперактивного поведения определяется индивидуальной вариативностью и природно-обусловленными особенностями развития ребенка.

Психологические исследования позволяют говорить о важности внешних, социальных факторов, прежде всего, адекватных форм организации деятельности и общения ребенка, влияние семейных отношений на проявления его гиперактивности. В этом контексте гиперактивность рассматривается как сформированный взрослыми способ взаимодействия ребенка с миром.

Реализация психолого-педагогических основ преодоления гиперактивности у детей приводит к повышению самооценки, разложения способности планирования и прогнозирования собственного поведения, и как следствие - раскрытие адаптационных возможностей ребенка.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что каждый гиперактивный ребенок требует индивидуального подхода, ведь повышенная активность и нарушение поведения может быть проявлением различных расстройств. Гипердинамический синдром у детей может быть снижен, благодаря приемам эффективного, конструктивного взаимодействия в системе «взрослый - ребенок».