Сценарий внеклассного занятия по математике в 6-м классе "Задачи рассеянного магистра" (по книге В.А.Левшина)

Разделы: Математика

Класс: 6


Оборудование: Мультимедийный проектор; слайд презентация; компьютер; весы (2 шт); шарики для взвешивания; карточки с заданиями; карточки жюри; призы; портрет; таблички «0,11» «0,6», цветная бумага.

1. Вступление (слово учителя)

О человеке, который выдумал Магистра рассеянных наук.

В каждом вымысле есть что-то от его автора.

Человек, который выдумал Магистра Рассеянных Наук, обладал завидной памятью. Он не носил бороды от уха и до уха. У него не было берета с помпоном и коротких штанишек: с ними он расстался еще в детстве. Но никогда его не покидала детская способность удивляться, и жажда знаний, и тяга к неизведанному, и счастливая готовность к шутке, доброму розыгрышу. Подобно своему герою, он тоже любил математику, и детей, и животных, и путешествия, и пирожные, и жизнь его была похожа на книгу, полную приключений и внезапностей.

Еще мальчиком он перепробовал много профессий: был продавцом. Варил мыло. Делал гребенки, набивал гильзы на табачной фабрике. Работал фальцовщиком в типографии. Учился в школе ваяния и живописи. С шестнадцати лет Владимир Артурович Лёвшин - студиец Московского Камерного театра. С восемнадцати - студент Московского химико-технологического института имени Менделеева, вольнослушатель физико-математического факультета Московского университета, а заодно преподаватель математики на курсах подготовки в вуз и репортер газеты «Вечерняя Москва».

Тогда-то и намечаются две дороги, которым дано определить судьбу этого щедро и разносторонне одаренного человека: математика и литература. Долгие годы они бегут рядом, как рельсы, не перекрещиваясь, не соприкасаясь друг с другом. Около сорока лет Владимир Артурович преподает в ведущих московских вузах, читает свои блистательные лекции по сопротивлению материалов, высшей математике, теории упругости, а в свободное время пишет одноактовые пьесы для артистов эстрады, смешные сценки для цирковых клоунов, осторумные стихи к карикатурам и плакатам…

Однажды он написал детскую сказку про Кота-хвастуна. Сказка прозвучала по радио. Потом ее записали на пластинку. А потом Владимир Артурович познакомился с писателем Львовским, и тот сказал ему: «Вы математик. Вы пишите для детей. Почему бы вам не написать детям о математике?»

С тех пор математика и литература в жизни Владимира Лёвшина пошли рука об руку. Мимоходом обронненная мысль обернулась вереницей «сказок да не сказок» о числах, об их загадках, об их странностях. Многие, очень многие полюбили математику благодаря этим сказкам. Таковы силы таланта и увлеченности автора своим предметом.

Одна за другой выстроились на полке книги «Три дня в Карликании», «Черная маска из Аль-Джебры», «Фрегат капитана Единицы», «В лабиринте чисел», «Нулик-мореход», «Искатели необычных автографов», «Стол находок утерянных чисел»…

«Магистр Рассеянных наук» по праву занимает среди них самое почетное место. Герой книги - пылкий поклонник математики, неутомимый путешественник и путанник Магистр Рассеянных Наук - колесит по свету в погоне за математическимим загадками и казусами. Его рассказ полны самых невероятных приключений и ещё более невероятных ошибок, развивают наблюдательность, совершествуют математическую логику и убедительно подтверждают справедливость древней истины: на ошибках учатся.

Сегодня мы познакомимся с Магистром и узнаем с чего все началось.

Конкурс 1

Диссертация Рассеянного Магистра. Чтение главы. Текст у команд. 3 минуты на обсуждение.

Перечислить все ошибки. Побеждает та команда, которая нашла все ошибки.

Диссертация рассеянного магистра: Чемоданов я не терплю. У меня большой рюкзак с множеством разных карманов, карманчиков и карманищ. На каждом пишу, что в нем лежит.

В одном карманчике у меня только чернила и ручки-это самое важное в дороге. Там у меня стоит бутылка, куда я выливаю одиннадцать склянок синих чернил, а рядом кладу семь ручек. А на карманчике пишу: здесь всего восемнадцать… этих… как их?.. Вертится слово на языке, а вспомнить не могу. Ну если сложить одиннадцать склянок и семь ручек, то получится … В общем, неважно, что получится, главное, что одиннадцать плюс семь всегда восемнадцать.

На другом карманчике написано: «Чертежные принадлежности». Прежде всего циркуль - без него не провести ни одной прямой линии. Рядом угольник - в дороге приходится измерять разные углы, тут без угольника не обойтись

Так у меня разложено все необходимое. И все-таки в этот раз я забыл захватить очень нужную вещь - географические карты! Придётся у каждого встречного спрашивать, на какой я улице и в какой стране.

Живу я на широком московском проспекте. Машины так и снуют туда-сюда.

Когда я вышел из подъезда на улицу, произошло нечто небывалое: я забыл, где остановка автобуса - справа или слева от моего дома. Это со мной в первый раз!

Я повернул направо, прошел сто шагов - остановки нет и в помине. Пришлось вернуться назад. Я шел и все время оглядывался: не нагоняет ли меня автобус? Но ни одной машины сзади не было. Тут я заскучал и начал считать ворон - не в переносном, а прямом смысле. Ворон было очень много , не помню сколько. Помню, что число их не делилось на три. А вот когда я это число удвоил, оно сразу на три и разделилось.

Я так засчитался, что чуть не упал. А тут меня ещё испугала черня кошка: она стремглав вылетела из подворотни и перебежала мне дорогу. Не сбавляя ходу и не сворачивая кошка понеслась параллельно тротуару и в два прыжка очутилась на другой стороне проспекта.

А я все шёл и шёл, и меня не обогнал ни один автобус. Остановки тоже всё ещё не было.

Комментарий жюри. Подведение итогов первого конкурса.

(сводная ведомость в приложении)

Конкурс 2

Ведущий: дальше единичка и Магистр приехали в город Пифагорск и решили осмотреть город. Поезд стоит в Пифагорске всего 25 минут, поэтому времени на осмотр было немного. Город очень понравился Магистру. Вот как он описывает его.

Пифагорск удивительно красив. Все его улицы, переулки, даже кольцевое шоссе вокруг города совершенно прямые. Как стрела! А многочисленные скверы образуют различные геометрические фигуры: прямоугольники, круги, кубы…

Вот, например, Привокзальная площадь. Впрочем, разве можно назвать ее площадью? Нет, это многоцветный благоухающий сквер. Он ограничен со всех строн домами, которые расположены точно по кругу, хоть циркулем проверяй, и вся окружность внутри этого круга засеяна цветами…

Магистр и Единичка дошли до конца дорожки и вышли к двум улицам, которые расходились у самого сквера. Тут мы с Единичкой чуть не поссорились. Идти надо было по короткой улице, чтобы успеть на поезд, местный житель подсказал нашим друзьям, что есть две таблички, на одной из них написанно «0,6», на другой «0,11». Все ясно! 6 меньше 11, и Магистр настаивал на этой улице, но Единичка проявила свой несносный характер и потащила Магистра на улицу «0,11». Потом Единичка задала Магистру задачку:

В ту самую минуту, когда эспресс Магистра и Единички вышел из Москвы в Пифагорск, из Пифагорска в Москву отправился товарный поезд. Допустим, что первый поезд шел со скоростью 120 км /ч, а товарный - вдвое медленнее: не более 60 км/ч. Спрашивается: в тот момент, когда поезда встретились, какой из них был дальше от Москвы - эспресс или товарный?

Глупая Единичка! - сказал Магистр. - Неужели ты думаешь, что меня могут затруднить детские задачки? Ясно, раз наш поезд шел вдвое быстрее, то он оказался при встрече дальше от Москвы, чем товарный.

Тот кто внимательно следит за нашим повествованием заметил ряд ошибок. Давайте разберем их.(разбор ошибок, заполнение сводной ведомости)

Команды говорят о замеченных ошибках, жюри подводит итоги.

Конкурс 3

Ведущий: Когда Магистр и Единичка примчались на вокзал, оказалось, что поезд ушел, и чтобы его догнать они решили лететь на самолете. Магистр решил бежать за билетами, но оказалось, что билетов не надо, чтобы лететь на самолете, пояснила стюардесса, надо решить правильно задачу.


Задачи на взвешивание:

1. Кондитер-геометр изготовил 9 шоколадных серебряной обертке. Внутри каждого шарика оставлено отверстие для орешка. Но из 9 шариков с орешком только один! И надо, сделав только два взвешивания.

Дети решают задачу, используя весы).

2. Есть еще одна ваза с шоколадными шариками. Только их не 9, а 27, и с орешком тоже только один. Магистру разрешили сделать три взвешивания.

Решение:

9 шариков разделить на 3 части. Две части взвешиваются.

Если весы не находятся в равновесии, то второе взвешивание выявит нужный шарик. Если весы в равновесии, нужный шарик в третьей группе.

Аналогично решается задача с 27 шариками.

Деление производится на три части по 9 штук в каждой.

Задача - сокращение дробей.

Задача футболистов.

Стюардесса принесла мальчикам-футболистам три коробки. В каждой лежали разноцветные полоски. В одной коробке зеленые, во второй - голубые, а в третьей - розовые. Каждому из футболистов предлагалось из этих полос вымпел, но так, чтобы у всех игроков, включая запасных, вымпелы были бы совершенно разные. Возможно ли это?

Подведение итогов третьего конкурса и общих итогов.

Награждение победителей.