Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Методические рекомендации по порядку проведения видов разбора по учебному предмету «Русский язык»

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Планы языкового анализа

Общие положения

1. В практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе одним из видов учебной деятельности является анализ языковых единиц на основе полученных теоретических знаний: анализ звукового состава слова, морфемного состава слова, слова как единицы лексической системы языка, слова как части речи, анализ словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, анализ текста. Анализ языковых единиц проводится на уроках русского языка на основе наблюдения, сопоставления и сравнения языковых единиц, явлений, форм, структур.

2. В практике преподавания русского языка разводятся понятия анализ языковых единиц и разбор как упражнение, позволяющее обобщить изученное.

3. Учителю важно осознать, что разбор как вид обобщающего упражнения, в процессе которого ученики фиксируют по определенному плану признаки той или иной языковой единицы (этому традиционно посвящен один параграф в учебнике, где представлен план анализа), базируется на анализе языковых единиц.

4. Аналитическая деятельность многоэтапна, многопланова и при анализе языковых единиц связана с процессом формирования в сознании школьников лингвистических понятий, овладением сущностными признаками понятий, выявлением различных языковых значений. Работа по овладению понятием стимулирует развитие интеллектуальных способностей школьников, развитие научной речи учащихся, становится базой для овладения системой русского языка. Языковой анализ предполагает формирование учебно- языковых умений, действий с изучаемым языковым материалом. Это действия по опознанию языкового материала (опознавательные учебно-языковые умения), действия по группировке (классификационно-языковые умения), действия по выявлению всех изученных признаков (аналитическое учебно-языковое умение, или разбор языковых явлений).

5. Как правило, выполнение упражнения по языковому анализу завершает изучение темы. Это обоснованно, поскольку его выполнение базируется на знании признаков основных языковых единиц и необходимом уровне сформированности у школьников таких аналитических предметных и метапредметных умений, как выявление и характеристика существенных признаков слов, словосочетаний, предложений.

Морфологический анализ

6. Одним из важнейших видов языкового анализа является морфологический анализ, поскольку он позволяет осмыслить грамматические свойства слова, которые определяют особенности функционирования слова в составе более сложных единиц: словосочетания, предложения, текста. Важно обеспечить осмысленный подход к анализу словоформы, исключить механическое запоминание набора указываемых признаков. Только такой подход научит школьников «прочитывать» необходимую информацию о слове по вопросам, по окончанию и типичным суффиксам, по характеру связи с другими словами в предложении.

Например, понятие части речи тесно связано с понятиями, изучаемыми в разделах «Словообразование», «Морфемика». Часто морфема является маркером слова как части речи (например, щ-(-ющ-) - это суффиксы причастий, -тель-, -изн- - суффиксы имени существительного и т.п.). Значения формообразующих морфем важны для определения части речи (например, есть типичные окончания глаголов I и II спряжения) и морфологических признаков слов (род, число, падеж, время, лицо).

7. Группировка слов одних и тех же и разных частей речи в лексико-тематические группы, лексический анализ слов с учетом стилистической окраски, противопоставление лексического и грамматического значений слова, сравнение и сопоставление синонимических, антонимических, омонимических рядов, ряда однокоренных слов разных частей речи значительно обогащает речь учащихся, углубляет понятие части речи в процессе изучения раздела «Лексикология». Органична связь с морфологией. Как известно, из 71 орфографического правила 50 содержат указание на ту или иную часть речи. Таким образом, сформированность понятия части речи напрямую влияет на правописные навыки.

8. Морфологический анализ как обобщающее упражнение при изучении слова как части речи осуществляется в соответствии со определенным планом:

1) общее грамматическое значение;

2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные);

3) синтаксическая роль в предложении.

При определении порядка морфологического анализа необходимо учитывать, что:

Слово для морфологического анализа записывается в той форме, в которой оно использовано в предложении. Если непостоянные морфологические признаки анализируемой словоформы определяются морфологическими признаками слова, с которым они согласуются, необходимо записать это слово в скобках. Например, это может быть главное по отношению к имени прилагательному имя существительное, с которым прилагательное согласовано в роде, числе, падеже.

  • Приводится начальная форма анализируемого слова.
  • Общее грамматическое значение слова уточняется вопросом к начальной форме изменяемого слова.
  • При записи морфологических признаков учитывается их характер: сначала указываются постоянные морфологические признаки, затем непостоянные.
  • Порядок записи непостоянных морфологических признаков определяется их взаимозависимостью. Так, при определении непостоянных морфологических признаков глагола сначала указывается наклонение - признак, определяющий наличие или отсутствие у глагольной формы категории времени. Далее указывается время, влияющее на наличие или отсутствие значений лица и рода. В форме прошедшего времени определяется число и в единственном числе - род; в формах настоящего времени определяются лицо и число.
  • При определении синтаксической роли в предложении слово выписывается в составе с главным по отношению к нему словом или в составе грамматической основы, если слово используется в роли главного члена предложения, и указывается смысловой вопрос.
  • Анализируемое слово необходимо подчеркнуть как член предложения.

Порядок морфологического анализа имени существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение - предмет. Вопросы к начальной форме - к т о? ч т о?

Начальная форма - форма единственного числа именительного падежа.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (женский, мужской, средний, общий);
  • склонение (1-е, 2-е, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое).

2) непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа имени прилагательного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение - признак предмета. Вопросы к начальной форме - к а к о й? ч е й?

Начальная форма - форма единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

2) непостоянные:

  • степень сравнения (для качественных имен прилагательных):
    • сравнительная (простая или составная форма);
    • превосходная (простая или составная форма);
    • полная или краткая форма (для качественных прилагательных);
  • род (в единственном числе);
  • число;
  • падеж (для полных прилагательных).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа имени числительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение - количество предметов или порядок предметов при счете. Вопросы к начальной форме - с к о л ь к о? к о т о р ы й?

Начальная форма - форма именительного падежа для количественных имен числительных; форма единственного числа, мужского рода, именительного падежа для порядковых имен числительных.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • лексико-грамматический разряд (количественное или порядковое);
  • для количественных имен числительных - разряд по значению (целое, дробное, собирательное);
  • разряд по структуре (простое, сложное или составное).

2) непостоянные:

  • род (если есть);
  • число (если есть);
  • падеж.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа местоимения

Часть речи. Общее грамматическое значение - местоимения указывают на предмет, его признак, количество, но не называют их. Вопросы к начальной форме - к т о? ч т о? к а к о й? ч е й? с к о л ь к о?

Начальная форма - форма единственного числа, именительного падежа.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, указательное, притяжательное, неопределенное, отрицательное определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го и 2-го лица).

2) непостоянные:

  • род (если есть);
  • число (если есть);
  • падеж.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа глагола

I. Часть речи. Общее грамматическое значение - действие, состояние. Вопросы к начальной форме - ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь?

Начальная форма - инфинитив.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • переходность (переходный или непереходный);
  • возвратность (возвратный или невозвратный);
  • спряжение;
  • если глагол безличный, указать это.

2) непостоянные:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, условное);
  • время (в изъявительном наклонении: настоящее, прошедшее, будущее);
  • число;
  • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения; в повелительном наклонении);
    род (в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения; в единственном числе условного наклонения).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа причастия

I. Общее грамматическое значение - признак предмета по действию. Вопрос к начальной форме - к а к о й? Указать, от какого глагола образовано.
Начальная форма - форма единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные:

  • действительное или страдательное;
  • время (настоящее или прошедшее);
  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность (возвратное или невозвратное).

2) непостоянные:

  • полное или краткое (только для страдательных причастий);
  • род (в единственном числе);
  • число;
  • падеж (для причастий в полной форме).

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа деепричастия

I. Общее грамматическое значение - добавочное действие, характеризующее основное. Вопрос к начальной форме - ч т о д е л а я? ч т о с д е л а в?

II. Морфологические признаки:

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность (возвратное или невозвратное);
  • неизменяемость.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа наречия

I. Часть речи. Общее грамматическое значение - признак действия. Вопросы: г д е? к у д а? о т к у д а? к о г д а? к а к? п о ч е м у? с к а к о й ц е л ь ю?

Начальная форма (если наречие имеет степени сравнения).

II. Морфологические признаки:

  • разряд по значению (образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели);
  • степень сравнения (если есть, для наречий на -о-е);
  • неизменяемость.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Порядок морфологического анализа предлога

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки:

  • по происхождению (производный или непроизводный);
  • по структуре (простой или составной);
  • неизменяемость.

III. Не является членом предложения; указать, с каким падежом употреблен.

Порядок морфологического анализа союза

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки:

  • разряд по значению: сочинительный (соединительный, противительный, разделительный); подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки);
  • тип по структуре (простой или составной);
  • неизменяемость.

III. Не является членом предложения.

Порядок морфологического анализа частицы

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки:

  • разряд по значению и употреблению (формообразующая; смысловая: выражающая отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание, смягчение требования);
  • неизменяемость.

III. Не является членом предложения; частица не подчеркивается в составе сказуемого.

Порядок морфологического анализа междометий

I. Общее значение. Указать, что выражает.

II. Морфологические признаки:

  • разряд междометий по значению: выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные;
  • разряд междометия по происхождению: производное, непроизводное;
  • неизменяемость.

III. Не является членом предложения.

Образцы морфологического анализа

Рекомендуемая литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. - 576 с.
  2. Большой грамматический словарь / авт.-сост. Л.З.Бояринова, Е.Н.Тихонова, М.Н. Трубаева; под ред. А.Н.Тихонова : в 2 т. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 656 с.
  3. Морковкин В.В. Большой универсальный словарь русского языка / В.В.Морковкин, Г.Ф.Богачёва, Н.М.Луцкая. Под ред. В.В.Морковкина / Гос. ин-т р. яз. им. А.С.Пушкина. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. - 1456 с. - (Программа «Словари XXI века»); (Фундаментальные словари).
  4. Панова Г.И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник. - М.: КомКнига, 2010. - 448 с.
  5. Современный русский язык: словарь-справочник: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант; под ред. П.А.Леканта. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 303 с.
  6. Федеральный перечень учебников / Русский язык / Основное общее образование / 2021.