Повторение изученного по разделу "Фонетика". Гласные и согласные звуки"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: гласные и согласные звуки


1. Организационный момент, мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Учитель: Здравствуйте, ребята! (В класс заходит учащийся с большим конвертом.

Ученик: Уважаемые учащиеся, Вам пришло письмо.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте: «Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами королевства «Фонетика». Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурсы «Знаешь ли ты королевство «Фонетика»? Победители получат звание «Лучший знаток «Фонетики»» и приз. С уважением, король Русский Язык». Да, сегодня у нас необычный день и необычный урок. Письмо вас заинтриговало? Для того чтобы урок наш был интересным и увлекательным, нам нужна улыбка. Итак, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Дети с помощью смайликов выражают свое настроение.) Я рада, что вы сегодня все пришли с настроением, с улыбкой на лице. Значит, нам будет сопутствовать удача!

2. Актуализация знаний, постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности

Мы завершили изучение раздела «Синтаксис», научились определять простые и сложные предложения, разбирать их по членам, познакомились со словосочетаниями, их разбором, научились определять главные и зависимые слова. Мне хочется узнать, как же вы усвоили изученный материал. С этой целью я обращаюсь к игре. Мне очень хочется поиграть с вами в игру, которая поможет вам вспомнить пройденное. Итак, игра называется «Да/Нет». Я буду читать правила, а вы, если оно верное, будете поднимать ваши сигнальные карточки «ДА/НЕТ».

  • Два простых предложения в составе сложного разделяются запятой.
  • Волнистой линией подчеркивается ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
  • Сложные предложения состоят из одной грамматической основы.
  • Двусоставные предложения состоят или из сказуемого, или подлежащего.
  • Раздел лингвистика, изучающий словосочетание и предложение, называется синтаксис.
  • Сказуемое отвечает на вопросы Кто? Что?
  • Члены предложения бывают главными и второстепенными.
  • Грамматическая основа предложения состоит из дополнения, определения и обстоятельства.
  • Подлежащее и сказуемые являются грамматической основой предложения.
  • Определение отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему?
  • Дополнение отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете материал, с заданием справились на «Отлично». А теперь записываем сегодняшнее число, Классная работа, а строчку для темы оставляем свободной.

Учитель: А теперь обратите внимание на рисунки. Перед вами очень интересные предметы. У вас, наверное, появились вопросы: что они тут делают? Давайте разберемся. Все изображенные предметы вам, конечно же, знакомы! Запишите, пожалуйста, в строчку их названия (диктофон, микрофон, домофон, телефон, магнитофон).

Учитель: Что же объединяет все записанные вами слова? Правильно, все они заканчиваются на «-фон». Это не просто корень, а целое, отдельное слово, давайте откроем словарь и определим его значение.

Диктофон (от лат. dicto - диктую и …фон) - устройство для записи, или для записи и воспроизведения устной речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования.

Микрофон - прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические для передачи звуков на расстояние.

Домофон - переговорное устройство, связывающее запертую входную дверь с той или иной квартирой.

Телефон - аппарат для голосовой связи на больших расстояниях.

Магнитофон - аппарат для записи звука на магнитную ленту или проволоку и последующего его воспроизведения.

Учитель: Итак, я вам уже говорила, что сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы проведем урок-погружение в мир звуков. Мир наш многозвучен. Мы все слышим звуки, произносим его. Если они есть, значит звуки живут в нас, в нашем мире. Значит, о чем мы с Вами сегодня будем говорить? Какую тему будем изучать?

(Дети формулируют тему урока и записывают в тетрадь).

Учитель: Сегодня мы проведем урок по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика». Гласные и согласные звуки».

Учитель: А какие цели мы поставим перед собой?

(Дети попытаются с помощью вспомогательных слов на слайде ставить цели урока)

Учитель: Ребята, а что такое ФОНЕТИКА? Что же изучает этот раздел? (Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи).

Учитель: Кажется, что говорить легко, так как звуки, слова сами вылетают из наших уст. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работают наши органы речи по производству звуков.

Чтобы появился звук на свет, работают легкие, горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где "живут" голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук.

Ребята, давайте проведем эксперимент. Произнесите гласные звуки. Преграду ощущаете? А теперь произнесем согласные. "Г", "К". Какое препятствие встречает этот (задняя часть языка соприкасается с мягким небом). "Д", "т"? (передняя часть языка соприкасается с верхними резцами или прижатый к зубам язык). "З", "с" (нижняя губа соприкасается с верхними зубами или сомкнутые зубы).

Игра «Распредели звуки»

Учитель: Ребята! Помогите мне разобраться в написании слов. Уже несколько раз попыталась прочитать эти строчки, но никак в толк не могу прийти, что там написано. По-моему, и буквы правильно написаны, и знаки препинания соблюдены, но таких слов в русском языке не встречала. Может быть, вы мне поможете разобраться?

Я чувствую, что-то с буквами случилось, наверное, опять поспорили: гласные кричат, что они главные, а согласные доказывают, что они главные. Давайте разрешим их спор. Прочитайте, что написано на доске:

… л…к…м…рь… д..б з…л…н..й,
Зл…т…… ц…пь н… д…б.. т…м,
… д…нь … н…чь т…м к…т …ч…н…й
Св…… мн… п…с…нк… п……т.

Учитель: Ах, то были строчки из отрывка поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина? А как вы догадались? Молодцы! А какие звуки вам помогли гласные или согласные? Какие буквы главные: согласные или гласные?)

III. Обобщение и систематизация знаний

Учитель:

1. А теперь мы с вами вспомним, какие бывают гласные и согласные.

Мы с вами повторили, какие бывают согласные и гласные, а теперь выполним такое задание. Перед вами лежат картинки: шмель, чайник, самолет. В слове «шмель» вы должны найти только твердый звук, в «чайнике» - только мягкие звуки, а в слове «самолёт» - сонорные. (Три учащихся работают у доски).

Учитель: Запишите слова, в которых звук «Д» был и мягким, и твердым. (дерево - дом; дружба - дело; дрозд - день; дача - дядя) - (работа в парах):

Слова, в которых звук «О» был безударным и ударным: боль - болит; город - города: воды - вода.

2. Разгадывание метаграммы.

С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с я повару важна.
(боль, моль, роль, соль)

Какой вывод можно сделать? (Еще звуки играют смыслоразличительную роль).

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель: Ребята, когда мы читаем, говорим, мы произносим звуки. Вы уже слышали слово «транскрипция». Транскрипция - это запись слова по звукам так, как оно произносится, или так, как оно должно произноситься.

1. Игра «Угадай слово»

Перепишите в столбик транскрипции слов, которые вы видите на экране, а рядом укажите буквенную запись слова: [вар̓ишк̓и], [кан̓к̓и], [м̓ит̓эл̓], [сн̓эк], [сн̓ишк̓и], [што], [м'от], [ ], [гост'], [ фc'о].Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверяйте задание, правильно или нет выполнил работу.

Учитель:

4. Поиграем в игру «Четвертый лишний», проверим наше знания по умение различать понятия «озвончение - оглушение»

Найдите в каждом ряду «четвертое фонетическое лишнее»:

  1. верблюд, медведь, носорог, дельфин;
  2. дрозд, пеликан, ястреб, голубь;
  3. трясогузка, гагарка, мухоловка

5. Учитель: А сейчас игра «Кто больше?» Перед вами несколько звуков, ваша задача составить из них слова. Здесь важно помнить, что буква и звук это не одно и то же! Победит та группа, которая составит большее количество слов. Составленные слова записываем в тетради. (Дети делятся на подгруппы, составляют слова:

[й'а], [ й'о], [ й'у], [ й'э], [ м], [ л], [ а], [ ш], [ к], [ у], [ а], [ б], [ н], [ о], [ т], [ э],

(Яма, елка, енот, шуба, мел, ел, шок, тон, том, нота).

А сейчас у нас будет интересная работа. Мы с вами должны встретить гостей и успеть накрыть на стол. У нас есть только фрукты и овощи: груша, яблоко, ананас, виноград, банан, чеснок, укроп, петрушка, изюм, помидоры, огурцы, лук.

  1. 3 слога, 6 букв, 6 звуков
  2. 3 слога, с ударением на 3 слог, последний звук оглушается
  3. 2 слога, все согласные звуки твердые
  4. 2 слога, один согласный звук мягкий
  5. 3 слога, 6 букв, 7 звуков
  6. 2 слога, есть сонорный звук.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Очень вкусный салат у вас получился, «Фруктовый»!

  • А сейчас игра «Умники и умницы». Я буду задавать вам шуточные вопросы, а вы должны на них ответить.
  • Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка, стадиона?(Вазон-газон)
  • Можно ли из обертки конфеты сделать красивый бант?(Фант-бант)
  • Какой предмет утверждает, что он - детская болезнь?(Я-корь)
  • Какая часть ноги содержит сто элементов танца?(Сто-па)

Вы очень успешно сегодня поработали, со всеми заданиями справились на «отлично»! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Инструктаж по выполнению домашнего задания)

V. Рефлексия

  • Я сегодня узнал, что….
  • Мне понравился урок…
  • Я научился…
  • Я понял…
  • Я узнал…

VI. Домашнеее задание, инструктаж по его выполнению

  1. Подготовиться к контрольному диктанту.
  2. Произвести фонетический разбор слов «Фруктовый», «Яблоко».