Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Разделы: Иностранные языки, Инклюзивное образование

Ключевые слова: инклюзивное образование


Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [9]. Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы. Согласно С.В.Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении [2].

Выделим основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, это связь с внешним миром, недостаток социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения с ними, с природой, доступ к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.

Рассмотрим некоторые психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями, в зависимости от нозологической группы [8]:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

Учебный процесс для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с детьми, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, можно использовать развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Рассмотрим более подробно специфику преподавания английского языка для детей с ОВЗ. Содержание предмета «Английский язык» в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка - аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов [3]:

  • Обеспечение подвижной деятельности детей.
  • Частая смена деятельности.
  • Погружение в языковую среду.
  • Многократное аудирование вводимых структур.
  • Преемственность и постоянное повторение материала.
  • Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.

Чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, владение приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.

Каждый ребенок, независимо от своих возможностей, должен получить достойное образование. Уроки английского языка для обучающихся с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС [5]. Как мы знаем, социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал

Согласно собственному практическому опыту работы с обучающимися с расстройством аутистического спектра ( далее - РАС), определено, что главное - перед началом обучения установить контакт. Не нужно строго соблюдать школьные условности. Если ребенок боится звонка, не нужно начинать урок со звонком, а подождать, пока ребенок успокоится, потом уже использовать другой сигнал, с менее сильным раздражителем. Можно использовать колокольчик либо узнать у родителей любимую песенку ребенка, чтобы она в дальнейшем ассоциировалась с началом урока. То есть выработка позитивного настроя на обучение - это не прихоть, а, в данном случае, необходимость. Далее следует выяснить, каким предпочтительным для ребенка способом лучше устанавливать контакт с учителем. Как показывает педагогический опыт, именно от этого будет зависеть дальнейшее планирование деятельности. Приведем пример из практики. Обучающийся с РАС первый раз пришел на урок английского языка. Из бесед с родителями и тьютором ученика выяснено, что ребенок боится прямых взглядов «глаза в глаза», но предпочитает тактильный контакт. Тогда учитель здоровается с ним за руку, здороваясь при этом словами (на русском или можно на английском, зависит от класса и предшествующего уровня подготовки), а ученик начинает ощупывать эту руку. Препятствовать ему не нужно, так он познает человека, с которым предстоит коммуницировать. Тогда при дальнейшей работе использовать следует те предметы, которые приятны ребенку на ощупь. В нашем вышеописанном случае это цветные магниты для доски. Каждый урок у этих магнитов - свое имя и своя функция. Например, при изучении цветов желтый магнитик называется yellow, red-красный и т.д. Также учителю следует спросить у родителей, какими игрушками ребенок играет и, по возможности, хотя бы одну игрушку предложить брать на занятия. С помощью этих игрушек можно тренировать элементарные навыки диалогической речи, например, учителю «познакомиться» с игрушкой, поздороваться, попрощаться и т.д. Далее, если у ребенка не сменится интерес к этой игрушке, можно будет с ее помощью моделировать и более сложные речевые ситуации. Если же по каким-то причинам игрушка вдруг перестанет играть такую обучающую роль, то следует найти другой «мотивирующий раздражитель» (термин рабочий - прим.автора). При всей «любви» к гаджетам в современной педагогике опыт показывает, что детям с РАС следует минимизировать использование ИКТ, а в некоторых случаях на начальной стадии обучения временно отказаться от их использования. Это связано с тем, что согласно исследованиям ведущих психиатров, нервная система ребенка с РАС очень возбудима, и создание дополнительных очагов возбуждения в виде мерцания экрана, посторонних звуков причиняет ребенку реальную физическую боль. Немаловажную роль играет и дозированность учебного материала. Согласно опыту и современным исследованиям педагогов и психологов, дети с РАС долго концентрировать внимание не могут, но и новое воспринимают достаточно трудно. Поэтому важно один вид деятельности отработать с помощью разных средств в непродолжительный период времени. Например, при изучении темы «Знакомство» в течение 5 минут учитель сначала устанавливает тактильный контакт - здоровается за руку, называет имя и ребенка просит сделать так же. Затем учитель просит ребенка показать ему любимую игрушку и точно так же «знакомится» с нею. После этого можно предложить картинки, где изображены люди, дать ребенку их подержать, пощупать и рассказать, как эти люди могут знакомиться. К каждому этапу урока нужно подготовить ребенка словесно, не делать резких переходов от одного вида деятельности к другому.

Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.

Список использованной литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун-т им. В.П.Астафьева. - 2013. - 123 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В.Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013. - 316 с.
  4. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2013. - № 3 - С. 114.
  5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р.Маллер. - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - 284 с.
  6. Основы коррекционной педагогики / А.Д.Гонеев и др. - М.: Академия, 2014. - 654 с.
  7. Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 143 с.
  8. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова. - М.: Академия, 2015. - 180 с.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.