Доклад на семинаре преподавателей ОБЖ по теме «Основы военной подготовки в школе»

Разделы: ОБЖ, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Проблема патриотического воспитания молодежи и привитие основ военной подготовки актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части молодежи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из юношей воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах молодых людей свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Важнейшими аспектами является психологическая подготовка и получение определенных навыков военной службы: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ в школе вижу прежде всего в подготовке физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Выделим четыре основных направления в нашей работе:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка - это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика. На занятиях по "Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека - это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований. В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

  • Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины.
  • Проведение экскурсий, уроков Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Тесное сотрудничество общественной организацией «Боевое братство».
  • Празднование памятных дат, участие в различных городских мероприятиях, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  • Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
  • Военно-спортивные игры.

Каждый у нас планируется военно-спортивная игра «Зарница». Военно-спортивная игра «Зарница»: - это сильные, смелые, ловкие, умелые. Такие мероприятия помогают формированию у ребят:

  • моральных и физических качеств;
  • это приобщение к военной службе;
  • приобретается умение сохранить жизнь, здоровье (своё собственное и других людей);
  • пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа;
  • нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС;
  • системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между поколениями;
  • вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую родную команду, которая называется - Россия.

Связь школьного и военного коллективов.

Общение с военнослужащими, проходящими службу по контракту и курсантами, выпускниками школ (вчерашними школьниками), которых ребята знают со школьной скамьи дает хороший результат. Зачастую идет переосмысление своего поведения в школе. В нашем районе каждый год проводятся пятидневные учебные сборы, которые на мой взгляд, являются одним из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Например изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, такие сборы школьников служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Заключение

В заключение мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.