Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки (инклюзивное образование)

Разделы: Биология, Инклюзивное образование

Ключевые слова: Земноводные


Вариант обучающегося с ОВЗ: с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях строение земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой.

Планируемые результаты УУД:

Регулятивных УУД (обучающиеся получают возможность контролировать свою деятельность, оценивать свои достижения).

Коммуникативных УУД (вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач)

Познавательных УУД (самостоятельно находить информацию в материалах учебника).

  • Планируемые личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (для обучающихся с ОВЗ).
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Содержание урока

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия обучающихся

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Обучающиеся успокаиваются, настраиваются на работу.

Актуализация знаний

В предложенном перечне животных найдите лишнее. Аргументируйте свой выбор.
Муравей, пчела, бабочка капустница, лягушка, майский жук.

Представители класса Насекомые, Исключение составляет лягушка.

Кто из животных относится к беспозвоночным?

А лягушка относится, к какому подтипу?

К беспозвоночным относятся муравей, пчела, бабочка капустница, майский жук.
Подтип Позвоночные.

Формулирование темы урока

Сегодня мы познакомимся с новым классом - классом земноводные. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, живут в воде и на суше, отличаются от других животных способами передвижения.
Земноводные распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с тёплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие животные близкие к ним по облику (жабы, жерлянки) с длинными конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду Бесхвостые. Отряд Хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённые тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются. Безногие амфибии. К ним относятся, например кольчатая червяга. (По ходу рассказа ученики заполняют схему классификации земноводных в тетради)

Организуется работа по заполнению схемы.

1. Заполнение схемы классификация земноводные (обучающиеся самостоятельно заполняют)

Класс

Земноводные

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Примеры

Лягушки
Жабы

Тритоны
Саламандры

Червяги

2. Для обучающихся с ОВЗ. Карточка

Кто может назвать тему урока?

Тема нашего урока: «Класс Земноводные. Внешнее строение лягушки» или «Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки».

Постановка учебной задачи

Установите, чем по внешнему виду лягушка отличается от рыбы? (работа в группах)

Внешнее строение
Учитель предлагает схему, обучающиеся должены развернуть предложенную информацию, при помощи учебника и схем рассказать более детально об особенностях внешнего строения лягушки.

Голова - тело - конечности.
Ответ: голова (заостренная спереди, ноздри, выпуклые глаза, веки, барабанная перепонка), тело (передние + задние конечности), конечности (передние: плечо, предплечье и кисть, задние: бедро, голень и стопа).

Обращают внимание на окрас, форму тела, покровы, наличие конечностей и пр.

Физкультминутка

Если нравится тебе

Учитель поет песню и показывает движения.
Если нравится тебе, то делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка за коленками)
Если нравится тебе, то делай так
(2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи…

Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

Первичное закрепление

Земноводные в переводе с русского содержат в себе названия двух сред обитания, а в переводе с греческого Амфибии «Двоякоживущие».
Земноводные появились на Земле 350 млн. лет назад.
Путь им на сушу проложили, древние Кистепёрые рыбы (фотография).
Однако Земноводные были пионерами во всём. Им пришлось приспособиться ко многому, так как условия в водной и наземно-воздушной среде сильно отличаются.

Работа с учебником

Результат выполнения задания обсудите в парах и оцените друг друга (если вы считаете, что всё выполнено правильно, поставьте друг другу «+»)

Обучающиеся проводят взаимопроверку и взаимооценку.

1.Рассмотрите конечности лягушки. Выясните (можно с помощью рисунка в учебнике), из каких отделов они состоят.
Подпишите конечности лягушки.

Чем задние конечности отличаются от передних?
Какое значение имеет такое строение конечностей?
2. Осмотрите голову лягушки.
Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Отметьте особенности строения этих органов (сравните с соответствующими органами рыбы).
3. Какие особенности строения лягушки способствуют её жизни в воде и на суше?

Карточка для обучающихся с ОВЗ

1.Передние ноги, значительно короче ______.

2. На суше лягушка передвигается _____, в воде хорошо ______.
3. Между пальцами задних ног имеется _____ _____.
4. На голове лягушки видны выпуклые глаза, защищённые прозрачными веками от _____ и _____. Подписать на схеме глаза лягушки.

5. Чем отличается лягушка по внешнему строению от рыбы?

Обучающиеся с ОВЗ выполняют упрощенный вариант вопросов (используя текст, выполняют задания)
В это время учитель работает совместно с обучающимися с ОВЗ и наводящими вопросами помогает выполнить задание

Домашнее задание

Прочитать текст, составить план параграфа и ответить устно на вопросы.

Для обучающихся с ОВЗ

Ответить устно на вопросы параграфа и письменно на вопросы:
Почему лягушка «пучеглазая»?
Моргают ли лягушки? Почему?

Рефлексия

«Комплимент»
Цель оценить свою активность и качество работы.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.