Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логоритмика


В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений являются: большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, плохая экологическая обстановка. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, а также проведение коррекционной деятельности по устранению различных речевых нарушений Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики: обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей, воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления, формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать координацию, переключаемость движений;
  • знакомить с метроритмикой

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

Коррекционные:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь;
  • формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Как и у любой науки у логоритмики есть свои дидактические и специфические принципы.

Дидактические принципы:

  • принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала);
  • принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов)
  • принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ
  • принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).

Специфические принципы:

  • принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка);
  • принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка);
  • принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);
  • принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).

В своей практике я использую логоритмику с различными категориями детей. При использовании логоритмики со здоровыми детьми у них развивается: общая моторика, ручная моторика, артикуляторная моторика, а также дыхание. Помимо этого развивается словарный запас. Также логоритмика обладает психологическим воздействием. Она способна раскрепостить ребенка, позволить ему релаксироваться от повседневных стрессов и переживаний, даёт возможность повысить самооценку детей. Логоритмика способна научить дошкольника четко и ясно излагать свои мысли, совершать плавные, аккуратные движения, дает возможность почувствовать музыку и своих сверстников.Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи и оздоровительные.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, речевого дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.

В образовательные задачи входят знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

К оздоровительным задачам относятся укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов -

  • слуховое внимание, память, зрительно-пространственная
  • ориентация, моторика, эмоциональная и коммуникативная сферы.

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. (ОБЕЗЬЯНКИ, ПАЛЬЧИКИ и т.д.)

(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.)
Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец)
Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки)
Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)
И, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)
Но, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение "фонарики")
И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

2. Коррекция речевых нарушений - темпа, ритма дыхания, фонематического слуха и т.д.

Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель - это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

При работе с дошкольниками с различными заболеваниями я также использую логоритмику. Но при этом учитываю ряд нюансов:

  • Уровень интеллекта дошкольников;
  • Уровень физического развития;
  • Уровень развития слуха;
  • Состояние звукопроизношения.

Логоритмика полезна всем детям, с ограниченными возможностями развития, а также имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики опирается на общие методологические основы логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.

Таким образом, использование логоритмических упражнений и игр на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ОВЗ, способствует не только нормализации речи ребенка в независимости от вида речевого нарушения, но и формирует двигательные навыки, музыкально-ритмические способности, оказывает положительное эмоциональное воздействие на ребенка.