Явление электромагнитной индукции

Разделы: Физика

Ключевые слова: электромагнитная индукция


Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала».

Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике.

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.

Форма организации познавательного процесса - групповая.

Этап урока 1. Организационный

(включение в деловой ритм, подготовка класса к работе)

Этап урока 2. Проверка знаний, умений, ответить на вопросы по раннее изученной теме

(выполнение самостоятельной работы (тестирование) по изученным ранее темам)

Этап урока 3. Тема и цель урока

(объявление темы и цели урока, знакомство учащихся с планом урока)

Этап урока 4. Вызов

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Моя деятельность направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете мобильник? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе?
Как поступить в подобном случае?
Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты.
Деятельность учащихся направлена на:
- вспоминание того, что им известно по данному вопросу;
- выдвижение предположений; систематизацию информации до изучения нового материала;
- формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.
- диагностика имеющихся знаний построенная на ассоциативном методе с использованием образно-критического мышления, дает учащимся свободу выбора, использует разные методы и формы памяти: речевую, зрительную, слуховую (воспроизведение учителем).

Предлагаю учащимся ответить на вопрос «Что может объединять Майкла Фарадея, который жил в 19 столетии и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания, которые были изобретены в 21 веке.

Показываю зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо внешнего источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает

Пытаются разрешить проблемную ситуацию - создана проблемная ситуация: как подзарядить мобильный телефон, не имея источника тока
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Я открою вам секрет, в основу работы положено явление электромагнитной индукции, которое и будет темой нашего урока. Идет обсуждение принципа работы данного устройства

Эрстед доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле.

А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать?

Такую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей и решал ее почти 10 лет. Предлагаю попробовать решить ее сегодня на уроке. Согласны?

Понять в чем заключается сущность явления;
Уметь описывать и объяснять физическое явление;
привести примеры практического использования физического явления.
- эврическая беседа, выдвижение гипотезы создание поисковой ситуации, установление взаимосвязи между явлениями.

Давайте вместе сформулируем цели урока

Учащиеся определяют цель урока

Этап урока 5 - Осмысление
(сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Провожу опыт с магнитом и катушкой.
Что происходит при движении магнита?
О чем говорит отклонение стрелки гальванометра?
Когда появляется ток в катушке?
Если магнит неподвижен, что показывает гальванометр?
Из понятий:
магнит
катушка
электрический ток
изменение магнитного потока
гальванометр
какое понятие является ключевым для нашей темы?
учащиеся делают вывод о том, что неподвижный магнит не создает тока, а движущийся создает. Демонстрация эксперимента учащимся у доски с логическим выводом. Создание проблемной ситуации (при каких условиях возникает ЭМИ)

Так, когда возникает ток в катушке?

Физическое явление
Электромагнитной индукции заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур.

Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре - изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.

Учащиеся делают вывод, что создать электрический ток в катушке можно при изменении магнитного поля Сопоставление, сравнение, обоснование. Построение рассуждений, самостоятельный вывод определения явления электромагнитной индукции.
Самостоятельная работа по учебнику
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы поняли явление электромагнитной индукции. Для этого откройте учебники на стр. 164-165 и попробуйте через 2 мин. объяснить опыты, изображенные на рис.127 и рис.128. При этом можно общаться друг с другом, пользоваться текстом учебника, но через две минуты, я хочу, чтобы вы объяснили эти опыты у доски. Самому отважному - оценка 5. Помните, что магнитный поток зависит от числа линий магнитной индукции, от площади контура и от ориентации контура в магнитном поле.
Работают в группах с учебником, объясняют опыты, находят причину возникновения индукционного тока в каждом случае. Самостоятельная работа с текстом учебника направленная на формирование умения самостоятельно обрабатывать информацию, логически, образно мыслить.

Учитель показывает опыты возникновения индукционного тока при замыкании и размыкании цепи, при перемещении одной катушки относительно другой, при перемещении ползунка реостата.

Учащие объясняют у доски, почему при замыкании и размыкании цепи, при перемещении катушки и ползунка реостата возникает индукционный ток.

Этап урока 6 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
(формирование умения работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учащиеся получают задание по группам:
- объяснить принцип работы зарядного устройства на основании явления электромагнитной индукции;
- объяснить принцип работы трансформатора;
- объяснить отклонение алюминиевого кольца при внесении в него магнита.

Учитель заслушивает ответы на поставленные вопросы.

Через сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания урока) учащиеся в группах попытаются объяснить принцип устройства и работы зарядного устройства, трансформатора и поведения кольца в магнитном поле на основе изученного явления электромагнитной индукции

Итак, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Так что же объединяет Майкла Фарадея и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания данной теме.

Сегодня на уроке мы с вами изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения

Все это объединяет явление электромагнитной индукции

Достигли ли мы поставленной цели?

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке!

Мои умения и навыки

+

+
-

-

Я умею проводить и объяснять опыты Фарадея

Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике

Я знаю, что такое индукционный ток

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Общее впечатление от урока