Развитие математической грамотности неслышащих учащихся

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский

1. Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой.

2. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:

  • выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
  • решать их, используя математические знания и методы,
  • обосновывать принятые решения путем математических суждений,
  • анализировать использованные методы решения,
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Функционально грамотная личность - это человек:

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • понимающий, что жизнь среди людей - это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.

Функциональная грамотность, при оценивании качеств учащихся, делится на:

  • читательскую (работа с текстом)
  • математическую (решение задач и кейсов)

3. Читательская грамотность - это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как, только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Работая с неслыщащими детьми в 5-х и 6-х классах, я учу детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут бывают разными:

  • определять главное и второстепенное в тексте задачи;
  • сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;
  • уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);
  • составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;
  • вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;
  • развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;
  • формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Например, тема «Решение задач с помощью составление уравнений».

Работа с учебником - отработка навыка решения задачи.

Стр. 71, № 368 (в)

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? (о бензине)

- Знаем сколько бензина было? (не знаем)

- Сколько бензина долили? (39 литров)

- Сколько бензина израсходовали? (43 литров)

- Сколько бензина осталось в бензобаке? (27 литров)

- Что нужно узнать в задаче? (сколько литров бензина было)

- Что следует обозначить буквой? (сколько литров бензина было)

- Составим краткую запись условия задачи.
Краткая запись

Было

Долили

Израсходовали

Осталось

(Х л. ----- 39л.)

43л.

27л.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии. Работая с неслышащими детьми, на своих уроках я применяю разные технологии.

Технология критического мышления

Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель - консультант, помощник. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возвращение к "известной информации", прием "мозаика, инструкции, памятки", вопросы верно или не верно, прием "корзина идей" для отработки навыка решения задач.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов:

1 этап - "Вызов", на котором ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - "Осмысление": ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - "Рефлексия", предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Основные методические приемы развития критического мышления

  • «Кластер»;
  • таблица;
  • учебно-мозговой штурм;
  • интеллектуальная разминка;
  • зигзаг;
  • Эссе;
  • «Корзина идей»;
  • «Составление синквейнов»;
  • метод контрольных вопросов;
  • «Знаю... /Хочу узнать.…/Узнал…»;
  • круги по воде;
  • ролевой проект;
  • да - нет;
  • «Чтение с остановками».

Уравнение
Сложное, простое
Решаю, думаю, вникаю
Помогает нам решать задачи
Равенство

Технология проблемного обучения

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функции обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Пример: «Неравенство треугольника»

Создание проблемной ситуации на уроке геометрии 7 класс

«Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?».

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала. Игра - это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Информационно-коммуникационная технология

В рамках работы по формированию математической грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на нее очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. На интегрированных уроках в 5-6классах учащиеся учатся при помощи компьютера решать логические задачи, развивать память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые проводят необходимые вычисления. Так, я провела открытые уроки на тему: «Проценты» по проблеме «Жить или курить?», «Сложение и вычитание десятичных дробей», а также вечера математики. В 7-11 классах школьники при помощи компьютера в координатной плоскости отмечают точки с заданными координатами, строят треугольники, проводят необходимые вычисления, строят графики функций. При прохождении темы «Задачи на построение» ребята учатся строить циркулем и линейкой. С помощью алгоритма построения циркулем и линейкой на компьютере я провела деловую игру и интегрированный урок «Математика и информатика». На компьютере строили угол, равный данному, биссектрису угла, перпендикулярные прямые, середину данного отрезка, построили треугольник по трем сторонам, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними. В прошлом году с учениками 9а и 9б классов неслышащих учащихся я провела урок с использованием ИКТ по теме «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными». Целью данного урока являлось закрепление знаний, умений и навыков по графическому решению систем уравнений и отработка умений решать эти же системы уравнений с помощью электронных таблиц ЕХСЕL. На этапе самостоятельного решения предложенных систем уравнений учащиеся, работая в паре, выбирали каждый способ решения, сравнивая полученные результаты и делая вывод об оптимальном и удобном на их взгляд решении.

Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако необходимо связать их со здоровьем обучающихся не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации. Учащиеся также сами составляют задачи, презентации на тему «здоровье». Текстовый материал математических задач способствует пропаганде здорового образа жизни. Важно решать задания на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "правильное питание", "здоровый образ жизни", "знание своего тела», «безопасное поведение на дорогах».

Например: За три зимних месяца в школе переболело гриппом 25% учащихся. Если в следующем году учащимся сделать прививку против этой болезни, то количество заболевших уменьшится на 15%. Сколько учащихся не заболеет, если в школе учится 600 человек?

Для формирования математической грамотности особое внимание уделяю работой с текстом.

Ключевые направления формирования умений работы с текстом

V-VI классы

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.

VII-VIII классы

  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.

IX-XI классы

  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы

Работу с текстом делю на три этапа: работа до чтения, работа во время чтения и работа после чтения.

I этап - Работа до чтения.

1. игра «Попробуй найти!»;
2. прием «Банк идей (гипотез)»;
3. прием «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли Вы?».

Пример «Верю - не верю»

  • тупой угол - это угол, который нарисован тупым карандашом;
  • угол - это геометрическая фигура;
  • угол состоит из двух пресекающихся прямых;
  • бывают углы остроумные и тупые;
  • угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки;
  • равные углы - это те, у которых равны стороны;
  • биссектриса - это такой угол, у которого три стороны;
  • бывает угол прямой;
  • угол может быть тощим;
  • острый угол - это угол, который меньше прямого.

II этап - Работа во время чтения

Основными целями чтения параграфа учебника могут быть:

  • знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста;
  • понимание информации;
  • запоминание;
  • использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение изученного или того, что знали ранее;
  • отыскание примеров;
  • подтверждение научных фактов; иллюстрациями (рисунками, чертежами диаграммами).

Это: заполни пропуски, найди ошибку, ключевые слова, конспектирование, кластер.

Для изучения темы: «Окружность» пользуюсь приемом «Ключевые слова».

III этап - Работа после чтения

После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

«Дерево знаний»

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.

Для работы с текстом раздаю учащимся такие памятки:

Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов:

  • Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».
  • Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
  • Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров, рассмотренных ранее.
  • Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
  • Приведи свои примеры к тексту.
  • Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
  • Озаглавь части текста и составь план.
  • Выполни письменное задание.
  • Повтори прочитанное по плану, затем без него.
  • Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 7-9 классов:

  • Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?
  • Прочитайте текст параграфа.
  • Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.
  • Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.
  • Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.
  • Выполните письменное домашнее задание.
  • Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.
  • Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 10-11 классов:

  • Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу. Просмотрите текст параграфа.
  • Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.
  • Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста».
  • Рассмотрите алгоритмы решения заданий.
  • Выполните письменное домашнее задание.
  • Перескажите прочитанный материал.

Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что учитель, который применяет на своих уроках задания, которые развивают функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.

И, в заключение своего выступления хочется сказать, что модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности учащегося необходимы компетенции. Поливая это дерево спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойные восхищения, яблочки, то есть образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Спасибо за внимание!

Литература

[1]. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2013. [2]. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - 2006.

[3]. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2015.

[4]. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности. Педагогика - 1999. №2.