В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с нарушениями развития, что определяет особую остроту проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. При совместном обучении с учетом индивидуальных особенностей дети:
- успешно интегрируются в среду здоровых сверстников уже в дошкольном возрасте.
- учатся общаться, взаимодействовать друг с другом;
- обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе преследует цель развития каждого ребенка с учетом его возможностей. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
Организация предметно-пространственной среды для детей с задержкой психического развития
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и т.д..), дидактических пособий направленных на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Для детей с ЗПР в инклюзивной группе в доступе должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т.ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.)
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу возможность эффективно организовывать образовательный процесс.
Коррекционный уголок - предметная среда которого должна быть направлена на коррекцию речевого развития и на формирование и развитие основных психических функций дошкольников. Вся коррекционная работа ведется с опорой на:
- различные схемы, символы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у дошкольников с ЗПР относительно сохранно зрительное восприятие, но нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память. У детей возникают трудности с обобщающими понятиями «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», для них рекомендуется размещать на уровне глаз картинки по актуальной тематике.
- план-схемы для составления описательных рассказов;
- изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями).
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходимо обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети начинают более внимательно относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Для эффективного и удобного использования все пространство группы делится на зоны с помощью различных элементов - могут быть использованы передвижные ширмы, различное игровое оборудование, мягкие модули, символы, знаки... При этом треть пространства должна быть свободна для организации игр.
Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободные и безопасные передвижения детей. Не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других.
«Спокойные» и «активные» зоны достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. Среда должна побуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них и, вместе с тем, окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости гасить такую активность, давать возможность отдохнуть.
Уголок сюжетно-ролевых игр - крайне необходим в группе для детей с ЗПР, т.к. для игровой деятельности характерны неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру, дети не учитывают общих интересов, неспособны контролировать свое поведение, как правило, заменяют сюжетно-ролевую игру на подвижную игру без правил.
Уголок тетрализованной деятельности - способствует формированию творческого воображения дошкольников с ЗПР, а также развитию этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.
Уголок конструирования также необходим в группе для детей с ЗПР, т.к. у них обнаруживается грубое недоразвитие мелкой моторики рук и отставание мыслительной деятельности (недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия). Если не организовать специальной работы по коррекции нарушений мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации - это в дальнейшем создаст значительные трудности при обучении детей письму.
Уголок уединения дает возможность ребенку уединиться. Наличие уголка для зрительного и физического расслабления детей, где имеется мягкое ковролиновое покрытие спокойного тона, мягкая мебель, «сухие» бассейны, аудиазаписи со звуками природы и пр. позволяет ребенку успокоится, отдохнуть. Так же можно организовать в группе зону «Мой секретик» - где дети могли бы хранить свои «секретики», игрушки, личные вещи, которые они принесли из дома.
Организация предметно-пространственной среды для детей с тяжелыми нарушением речи
При организации предметно-пространственной развивающей среды в помещении группы, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать роль стабильности даже в предметно-пространственной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе. Обязательно оборудуется «Речевой уголок» (картотеки предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам, мнемотехнические средства, символы, схемы).
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе является первым социальным условием становления речи. Дети с ТНР недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, часто испытывая неловкость.
Для развития связной и выразительной речи, преодоления логофобии оформляется уголок для сказкотерапии.
Театрализованная деятельность является не только средством развлечения, она стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь.
Организация предметно-пространственной среды для детей с расстройством аутистического спектра
Для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) важно учитывать следующие особенности:
- для таких деток очень важно иметь возможность уединения. Можно поставить домик, мягкие модули в уголок уединения.
- пространство дошкольной группы должны быть окрашено в светлые тона (светло-зеленые или светло-желтые);
- электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
- уголок релаксации в спокойных пастельных тонах;
- визуальная поддержка: создание сенсорно-обогащенной среды; алгоритмы деятельности, схемы, режимы дня в картинках и др.;
- должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок, все предметы, вещи и игрушки должны иметь строго фиксированное место.
- сухие бассейны, наполненные разными наполнителями;
- коробки с бросовым материалом (т.к. для детей данной категории характерны игры с неигровыми предметами: коробочками, шнурками, ленточками, крышечками и пр.);
- игры и игрушки стимулирующие развитие сенсорных ощущений (например: сенсорные «Веселые ладошки» - с разной поверхностью, «Звучащие коробочки», баночки с различными запахами и пр.);
- пособия по развитию мелкой моторики рук, деревянные бусы, игры-шнуровки, игры-застежки.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли движущей силы в процессе становления личности детей, компенсирует ряд несформированных функций. Именно поэтому очень важно уметь правильно организовать ее для каждого ребенка.