Игра предназначена для контроля и проверки знаний по разделу «Ботаника». Игру можно использовать во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиаде по предмету.
Тип урока: игра (урок повторения).
Вид работы: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: устный (беседа: вопрос-ответ), работа с карточками.
Основные понятия: фотосинтез, испарения воды, листорасположение, состав и строение растения (внутреннее и внешнее).
Оборудование: компьютер, колонки, фрагменты песен, демонстративные плакаты «Семя», «Корневая система растений», карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов.
Цель: обобщить полученные знания по разделу «Строение растения».
Задачи (планируемые результаты):
Предметные:
- научиться правильно характеризовать растение;
- закреплять знания, характеризующие строение растений.
Личностные:
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к участникам игры;
- аргументировать свою точку зрения на проблемные вопросы.
Коммуникативные: развивать навык коммуникативного общения (работа в парах, в группах);
Регулятивные:
- умение планировать свою учебную деятельность;
- выделять и осознавать то, что уже изучено и что еще подлежит усвоению;
- осознавать свой уровень и качество знаний.
Познавательные: правильно приводить примеры из жизни и личного опыта.
Ход занятия
Организационная структура урока |
||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов |
Показатель достижения результата |
1.Организационный этап.
|
Приветствие обучающихся, организует рабочую обстановку. |
Приветствие учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку. |
Класс и оборудование полностью готовы к уроку; обучающиеся включаются в ритм работы; организовано внимание всех обучающихся. |
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
Учитель: демонстрирует муляжи моркови, картофеля и огурца. Обращает внимание на «Биологическое лото» (поле). |
Вопрос: что общего между морковью, огурцом и картофелем? |
Рассуждают и вспоминают особенности строения данных овощей. |
Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, определены задачи. |
3.Актуализация знаний.
|
Вспомнить основные характеристики растений. |
Работа с биологическим лото. |
Вспоминают, корректируют свои знания о строение растений, жизненных процессах. |
Актуализируют знания и способы действия, необходимые и достаточные для закрепления данной темы. |
4.Первичное закрепление.
|
ИГРА «Биологическое лото» (см. Приложение 1). |
Сообщает, что на данном уроке будут характеризоваться особенности строения растений. |
Используют карточки с заданиями. |
Используют приобретенные знания в практической деятельности; самостоятельно выполняют задания. |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
|
В каточках жюри правильные ответы. |
Отвечают на вопросы. |
Делают выводы о строении растений, жизненных процессах происходящих в них. |
Применены новые знания и способы действия в новой ситуации |
6. Обобщение и систематизация знаний.
|
Работа с карточками (задание «логика», задание «немой рисунок»). |
Помогает на одном из примеров, как правильно выполнить задание. |
Самостоятельно решают задания. |
Организованы действия по обобщению, систематизации знаний; повторен и закреплен ранее изученный материал;
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Сравнить овес (класс Однодольные) и яблоню (класс Двудольные) по плану письменно в рабочей тетради:
|
Объясняет выполнение домашнего задания. Отвечает на вопросы. |
Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю. |
Сообщены объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике. |
8.Рефлексия (подведения итогов занятия).
|
Расшифровка цифр в лото.
|
Проводят самооценку.
|
Подведен итог урока.
|
Игра занимает 30 минут урока.
Парты расставлены по три в ряд, за которыми сидят обучающиеся. Каждая команда выбрала заранее капитана. Придумали название команды. Название команд на табличках. Например: «Семейство крестоцветные», «Главный корень», «Ромашки».
Учитель: «Добрый день участники игры и гости нашего урока. Сегодня у нас пройдет необычный урок, а урок - игра «Биологическое лото». Обратите внимание, у меня на столе муляжи овощей: морковь, картофель, огурец (демонстрация).
Подумайте и ответьте на мой вопрос: что общего между данными овощами?»
Возможные ответы обучающихся:
- все они получаются в результате прорастания семян
или
- они принадлежат к одному семейству - пасленовых.
Учитель: «Внимание правильный ответ: они все получаются в результате прорастания семян. Сегодня мы с вами, ребята, обобщим ваши знания по разделу «Строение растения». И так, каждый капитан представляет название команды».
Представление команд
Например, наша команда называется «Ромашка». Почему мы так назвали нашу команду? Это по началу наших имен: р - Роман, о - Оля, м - Мария, а - Алла, ш - Шахрам, к - Карен, а - Алевтина. Капитан нашей команды: он знает все, что касается биологии, увлеченный и позитивный человек, еще он является победителям школьной олимпиады по биологии, а также призером на области. Как не ему представлять нашу команду?!
Могут быть другие варианты представления команд.
Учитель: «Мы познакомились с командами и теперь можно начать нашу игру. Перед вами экран, на котором располагается поле с цифрами. Это «Биологическое лото».
Каждая команда называет цифру, за которой спрятан вопрос или задание.
Я зачитываю вопрос, после которого дается 1 минута на обсуждение все команде.
Капитан назначает игрока из команды или отвечает сам.
Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает 1 балл.
Наши гости - это наше справедливое жюри, которое фиксируют количество баллов и фамилию ученика, который дал верный ответ. Бывают цифры повторяются, например, цифра 6 и 6 с точкой внизу. В конце игры мы расшифруем, какой биологический смысл они несут.
Слайд 1 «Биологическое лото»
19 |
6 |
14 |
33 |
19. |
20 |
18 |
16 |
6. |
15 |
10 |
6.. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вопрос № 19
Из каких почек вырастают яблоки?
Ответ: генеративных
Вопрос № 6
Как называется зеленый пигмент в листьях растения, который участвует в процессе фотосинтеза?
Ответ: хлорофилл
Вопрос № 14
По чем будет транспортироваться вода и минеральные вещества в стебле?
Ответ: ситовидные трубки
Вопрос № 33
Какие приспособления могут иметь растения джунглей для того, чтобы обеспечить себе питание?
Ответ: воздушные корни
Вопрос № 19 (с точкой)
Росянка - насекомоядное растение, одновременно способное к фотосинтезу. Как способность к фотосинтезу помогает росянке ловить насекомых?
Ответ: Никак не влияет. Росянка выделяет клейкое вещество. Муха или другое насекомое присело на лист растения и прилипло. Далее у росянки выделяется вещество, которое переваривает добычу.
Вопрос № 20
Для чего в селекции используется вегетативное размножение растений?
Ответ: вывести новые сорта растений
Вопрос № 18
Что можно предположить, зная особенности опыления цветковых растений?
Ответ: возникли одновременно с насекомыми, тк насекомые опыляют большую часть цветковых растений.
Вопрос № 16
Из каких музыкальных нот образуется название двудольного растения?
Ответ: фа - и - соль. Фасоль
Вопрос № 6 (с точкой)
Подумайте и назовите по какой из наиболее возможных причин семена могут не прорасти?
Ответ: семена хранились долго без доступа влаги
Вопрос № 15
Иногда в зернохранилищах возникают пожары. Их причиной может быть?
Ответ: избыток сухих прорастающих семян
Вопрос № 10
В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян был получен следующий результат: семена прорастали и на свету, и в темноте. Сделайте выводов о необходимости света для прорастания семян.
Ответ: свет не всегда нужен для прорастания семян.
Вопрос 6 (:)
Какое содержание кислорода в сосуде с прорастающими семенами. По сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами?
Ответ: меньше, потому что для прорастания семени необходим кислород.
Задание под цифрой 1 - работа в парах
Карточка А
Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: что не является видоизменением листьев?
- КИУСИ - усики
- ЛКЮЧИОК - колючки
- СЛЕПТЕКИ - лепестки
- БНЬЕЛУК - клубень
Ответ: клубень - это видоизмененный корень.
Карточка Б
Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: у какого из растений листья приспособлены к засушливым условиям среды?
- СЯНЬЕ - ясень
- СОАНИ - осина
- АРБЕВ - верба
- ЛАСКУСА - саксаул
Ответ: саксаул - разновидность низкорослого дерева в полупустынях, которое имеет колючки вместо листьев, а корень глубоко уходит в землю на 1,5 и более метра.
Карточка В
Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: какое слово не означает части стебля?
- ЙАКИМБ - камбий
- РКОПАБ - пробка
- ИЛТС - лист
- ХЛЕЧКИ - чехлик
Ответ: чехлик, так как это часть корня под землей, а именно зона роста молодого корня.
Карточка Г
Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: выберите слово, которое не обозначает вегетативную часть побега.
- ВЕЦКТО - цветок
- СТЛИ - лист
- ЕЛЗУ - узел
- ЧОКАП - почка
Ответ: цветок - это генеративный орган растения, образуется из генеративной почки.
Карточка Д
Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: какое из жизненных свойств в меньшей степени присуще растениям?
- ХЫНИЕДА - дыхание
- ИПТЕАИН - питание
- ЖВДИЕЕНИ - движение
- ЫДЕЕВЛИЕН - выделение
Ответ: движение только пассивное у растений, они разворачиваются листьями к солнцу, процесс называется фотопериодизм.
Задание под цифрой 2 - это задание для капитанов
Карточка 1
Вопрос 1: из каких двух слов образуется слово, означающее часть зародыша?
( ) + ( ) = ( )
Ответ: семя + доля = семядоля
Вопрос 2: органические вещества семени образовались в результате?
А) фотосинтеза
Б) оплодотворения
В) всасывание веществ из почвы
Ответ: а
Вопрос 3: Проставьте буквы в той последовательности, в которой прорастают семена фасоли:
А) лопается кожура;
Б) образуются семядольные листья;
В) семя набухает;
Г) появляется зародышевый стебелек с печечкой;
Д) семядольные листья отваливаются;
Е) появляется корешок.
Ответ: ________________
Ответ: в, а, е, б, г, д.
Задание под цифрой 3 - это задание на логику
Карточка 1 «Логика»
Одним из основных факторов, влияющих на открытие и закрытие устьиц является вода. Объясните почему, приведите пример данного растения.
Ответ: при повышенных потерях воды устьица закрываются. У большинства растений устьица открываются на свету и закрываются в темноте. Устьица закрываются в очень жаркую погоду.
Карточка 2 «Логика»
Правда ли, что температура окружающего воздуха равна температуре листа?
Ответ: нет не равна, т.к. испаряющаяся вода охлаждает поверхность листа. Только в очень жаркую, безветренную погоду (30-35 0 С) температура листа и воздуха выравниваются.
Карточка 3 «Логика»
Подумайте, как скорость ветра влияет на температуру листа и испарение воды?
Ответ: сухой ветер увеличивает скорость испарения воды, при очень влажном воздухе ветер охлаждает листья и может уменьшить скорость испарения.
Задание под цифрой 4 «Немой рисунок»
«Немой рисунок» в котором зашифрована информация. Внимательно рассмотрите рисунок и выполните задания.
Рисунок 1. Какое листорасположение обеспечивает наибольшую освещенность всех листьев? (А - очередное, Б - супротивное, В - мутовчатое).
Ответ: а.
Рисунок 2. Опыт, изображенный на рисунке, демонстрирует процесс?
Ответ: испарение воды растениями
Рефлексия
Учитель: вернемся к нашему игровому полю. Если вы знаете количество букв в русском алфавите, тогда вы расшифруете 2 слова, которые имеют непосредственное отношение к нашему уроку, каждая цифра обозначает место буквы в русском алфавите. Первые три строчки по горизонтали скрывают данные слова.
С |
Е |
М |
Я |
С |
Т |
Р |
О |
Е |
Н |
И |
Е |
1
|
2
|
3
|
4
|
Ведомость для жюри
Название команды |
Ответы на вопросы |
1.Работа в парах |
2.Капитаны |
3.Логика |
4.«Немой рисунок» |
- За правильные ответы на вопрос ставится 1 балл.
Работа в парах: если расшифровано верно 4 слова - 1 балл, если еще ответили на вопрос - еще 1 балл. Итог по данному конкурсу 2 балла. - Конкурс «Логика»: верно дано рассуждение - 1 балл, не верно - 0 баллов.
- Конкурс «Капитанов»: каждое задание оценивается в 1 балл. Итог - 3 балла.
- Конкурс «Немой рисунок»: расшифровать рисунок - 1 балл, ответить на вопрос ещё 1 балл. Итог - 2 балла.
Учитель: пока жюри подводит итоги, предлагаю вам вспомнить строчки песен, где есть названия растения или его жизненная форма- трава, кустарник, дерево, либо название плода растения.
Возможные варианты:
А) «Ой, цветет калина в поле у ручья…»
Б) «Яблоки на снегу, яблоки на снегу…»
В) «Шумел камыш, деревья гнулись…»
Г) «Плыл по городу запах сирени…»
Д) «Желтые тюльпаны, вестники разлуки…»
Е) «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…»
Учитель: Жюри оглашает результаты. Мы поздравляем победителей, а другим командам желаем больше уверенности, расширять свой кругозор и тогда вы сможете составить конкуренцию победителями в других играх по биологии.