"Биологическое лото" – урок-игра в 6-м классе

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: ботаника


Игра предназначена для контроля и проверки знаний по разделу «Ботаника». Игру можно использовать во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиаде по предмету.

Тип урока: игра (урок повторения).

Вид работы: групповая, индивидуальная.

Формы контроля: устный (беседа: вопрос-ответ), работа с карточками.

Основные понятия: фотосинтез, испарения воды, листорасположение, состав и строение растения (внутреннее и внешнее).

Оборудование: компьютер, колонки, фрагменты песен, демонстративные плакаты «Семя», «Корневая система растений», карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов.

Цель: обобщить полученные знания по разделу «Строение растения».

Задачи (планируемые результаты):

Предметные:

  • научиться правильно характеризовать растение;
  • закреплять знания, характеризующие строение растений.

Личностные:

  • вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к участникам игры;
  • аргументировать свою точку зрения на проблемные вопросы.

Коммуникативные: развивать навык коммуникативного общения (работа в парах, в группах);

Регулятивные:

  • умение планировать свою учебную деятельность;
  • выделять и осознавать то, что уже изучено и что еще подлежит усвоению;
  • осознавать свой уровень и качество знаний.

Познавательные: правильно приводить примеры из жизни и личного опыта.

Ход занятия

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатель достижения результата

1.Организационный этап.
Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие обучающихся, организует рабочую обстановку.

Приветствие учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку.

Класс и оборудование полностью готовы к уроку; обучающиеся включаются в ритм работы; организовано внимание всех обучающихся.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формируют задачи урока.

Учитель: демонстрирует муляжи моркови, картофеля и огурца. Обращает внимание на «Биологическое лото» (поле).

Вопрос: что общего между морковью, огурцом и картофелем?

Рассуждают и вспоминают особенности строения данных овощей.

Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, определены задачи.

3.Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний через повторение изученного, необходимого для работы с материалом.

Вспомнить основные характеристики растений.

Работа с биологическим лото.

Вспоминают, корректируют свои знания о строение растений, жизненных процессах.

Актуализируют знания и способы действия, необходимые и достаточные для закрепления данной темы.

4.Первичное закрепление.
Цель: организация закрепления знаний и способов действия на уровне применения в нестандартной ситуации.

ИГРА «Биологическое лото» (см. Приложение 1).

Сообщает, что на данном уроке будут характеризоваться особенности строения растений.

Используют карточки с заданиями.

Используют приобретенные знания в практической деятельности; самостоятельно выполняют задания.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: создание условий для применения знаний в новой ситуации

В каточках жюри правильные ответы.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы о строении растений, жизненных процессах происходящих в них.

Применены новые знания и способы действия в новой ситуации

6. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: включение нового знания в систему знаний, закрепление ранее изученного материала.

Работа с карточками (задание «логика», задание «немой рисунок»).

Помогает на одном из примеров, как правильно выполнить задание.

Самостоятельно решают задания.

Организованы действия по обобщению, систематизации знаний; повторен и закреплен ранее изученный материал;
Установлены межпредметные связи.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сравнить овес (класс Однодольные) и яблоню (класс Двудольные) по плану письменно в рабочей тетради:
А) к каому классу относится;
Б) количество семядолей к семени;
В) тип корневой системы;
Г) тип жилкование листьев;
Д) количество лепестков в цветке.
(использовать записи в тетради)

Объясняет выполнение домашнего задания. Отвечает на вопросы.

Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю.

Сообщены объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

8.Рефлексия (подведения итогов занятия).
Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности обучающихся на уроке.

Расшифровка цифр в лото.
Какие возникли трудности?
Что получилось лучше всего?

Проводят самооценку.
Высказывают свое личное мнение

Подведен итог урока.
Проведена рефлексия учебной деятельности.

Игра занимает 30 минут урока.

Парты расставлены по три в ряд, за которыми сидят обучающиеся. Каждая команда выбрала заранее капитана. Придумали название команды. Название команд на табличках. Например: «Семейство крестоцветные», «Главный корень», «Ромашки».

Учитель: «Добрый день участники игры и гости нашего урока. Сегодня у нас пройдет необычный урок, а урок - игра «Биологическое лото». Обратите внимание, у меня на столе муляжи овощей: морковь, картофель, огурец (демонстрация).

Подумайте и ответьте на мой вопрос: что общего между данными овощами?»

Возможные ответы обучающихся:

  • все они получаются в результате прорастания семян

или

  • они принадлежат к одному семейству - пасленовых.

Учитель: «Внимание правильный ответ: они все получаются в результате прорастания семян. Сегодня мы с вами, ребята, обобщим ваши знания по разделу «Строение растения». И так, каждый капитан представляет название команды».

Представление команд

Например, наша команда называется «Ромашка». Почему мы так назвали нашу команду? Это по началу наших имен: р - Роман, о - Оля, м - Мария, а - Алла, ш - Шахрам, к - Карен, а - Алевтина. Капитан нашей команды: он знает все, что касается биологии, увлеченный и позитивный человек, еще он является победителям школьной олимпиады по биологии, а также призером на области. Как не ему представлять нашу команду?!

Могут быть другие варианты представления команд.

Учитель: «Мы познакомились с командами и теперь можно начать нашу игру. Перед вами экран, на котором располагается поле с цифрами. Это «Биологическое лото».

Каждая команда называет цифру, за которой спрятан вопрос или задание.

Я зачитываю вопрос, после которого дается 1 минута на обсуждение все команде.

Капитан назначает игрока из команды или отвечает сам.

Если команда правильно отвечает на вопрос, то получает 1 балл.

Наши гости - это наше справедливое жюри, которое фиксируют количество баллов и фамилию ученика, который дал верный ответ. Бывают цифры повторяются, например, цифра 6 и 6 с точкой внизу. В конце игры мы расшифруем, какой биологический смысл они несут.

Слайд 1 «Биологическое лото»

19

6

14

33

19.

20

18

16

6.

15

10

6..

1

2

3

4

Вопрос № 19

Из каких почек вырастают яблоки?

Ответ: генеративных

Вопрос № 6

Как называется зеленый пигмент в листьях растения, который участвует в процессе фотосинтеза?

Ответ: хлорофилл

Вопрос № 14

По чем будет транспортироваться вода и минеральные вещества в стебле?

Ответ: ситовидные трубки

Вопрос № 33

Какие приспособления могут иметь растения джунглей для того, чтобы обеспечить себе питание?

Ответ: воздушные корни

Вопрос № 19 (с точкой)

Росянка - насекомоядное растение, одновременно способное к фотосинтезу. Как способность к фотосинтезу помогает росянке ловить насекомых?

Ответ: Никак не влияет. Росянка выделяет клейкое вещество. Муха или другое насекомое присело на лист растения и прилипло. Далее у росянки выделяется вещество, которое переваривает добычу.

Вопрос № 20

Для чего в селекции используется вегетативное размножение растений?

Ответ: вывести новые сорта растений

Вопрос № 18

Что можно предположить, зная особенности опыления цветковых растений?

Ответ: возникли одновременно с насекомыми, тк насекомые опыляют большую часть цветковых растений.

Вопрос № 16

Из каких музыкальных нот образуется название двудольного растения?

Ответ: фа - и - соль. Фасоль

Вопрос № 6 (с точкой)

Подумайте и назовите по какой из наиболее возможных причин семена могут не прорасти?

Ответ: семена хранились долго без доступа влаги

Вопрос № 15

Иногда в зернохранилищах возникают пожары. Их причиной может быть?

Ответ: избыток сухих прорастающих семян

Вопрос № 10

В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян был получен следующий результат: семена прорастали и на свету, и в темноте. Сделайте выводов о необходимости света для прорастания семян.

Ответ: свет не всегда нужен для прорастания семян.

Вопрос 6 (:)

Какое содержание кислорода в сосуде с прорастающими семенами. По сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами?

Ответ: меньше, потому что для прорастания семени необходим кислород.

Задание под цифрой 1 - работа в парах

Карточка А

Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: что не является видоизменением листьев?

  • КИУСИ - усики
  • ЛКЮЧИОК - колючки
  • СЛЕПТЕКИ - лепестки
  • БНЬЕЛУК - клубень

Ответ: клубень - это видоизмененный корень.

Карточка Б

Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: у какого из растений листья приспособлены к засушливым условиям среды?

  • СЯНЬЕ - ясень
  • СОАНИ - осина
  • АРБЕВ - верба
  • ЛАСКУСА - саксаул

Ответ: саксаул - разновидность низкорослого дерева в полупустынях, которое имеет колючки вместо листьев, а корень глубоко уходит в землю на 1,5 и более метра.

Карточка В

Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: какое слово не означает части стебля?

  • ЙАКИМБ - камбий
  • РКОПАБ - пробка
  • ИЛТС - лист
  • ХЛЕЧКИ - чехлик

Ответ: чехлик, так как это часть корня под землей, а именно зона роста молодого корня.

Карточка Г

Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: выберите слово, которое не обозначает вегетативную часть побега.

  • ВЕЦКТО - цветок
  • СТЛИ - лист
  • ЕЛЗУ - узел
  • ЧОКАП - почка

Ответ: цветок - это генеративный орган растения, образуется из генеративной почки.

Карточка Д

Буквы в словах перепутаны. Вам необходимо переставить буквы так, чтобы получилось слово. После этого вы отвечаете на вопрос: какое из жизненных свойств в меньшей степени присуще растениям?

  • ХЫНИЕДА - дыхание
  • ИПТЕАИН - питание
  • ЖВДИЕЕНИ - движение
  • ЫДЕЕВЛИЕН - выделение

Ответ: движение только пассивное у растений, они разворачиваются листьями к солнцу, процесс называется фотопериодизм.

Задание под цифрой 2 - это задание для капитанов

Карточка 1

Вопрос 1: из каких двух слов образуется слово, означающее часть зародыша?

( ) + ( ) = ( )

Ответ: семя + доля = семядоля

Вопрос 2: органические вещества семени образовались в результате?
А) фотосинтеза
Б) оплодотворения
В) всасывание веществ из почвы

Ответ: а

Вопрос 3: Проставьте буквы в той последовательности, в которой прорастают семена фасоли:

А) лопается кожура;
Б) образуются семядольные листья;
В) семя набухает;
Г) появляется зародышевый стебелек с печечкой;
Д) семядольные листья отваливаются;
Е) появляется корешок.

Ответ: ________________

Ответ: в, а, е, б, г, д.

Задание под цифрой 3 - это задание на логику

Карточка 1 «Логика»

Одним из основных факторов, влияющих на открытие и закрытие устьиц является вода. Объясните почему, приведите пример данного растения.

Ответ: при повышенных потерях воды устьица закрываются. У большинства растений устьица открываются на свету и закрываются в темноте. Устьица закрываются в очень жаркую погоду.

Карточка 2 «Логика»

Правда ли, что температура окружающего воздуха равна температуре листа?

Ответ: нет не равна, т.к. испаряющаяся вода охлаждает поверхность листа. Только в очень жаркую, безветренную погоду (30-35 0 С) температура листа и воздуха выравниваются.

Карточка 3 «Логика»

Подумайте, как скорость ветра влияет на температуру листа и испарение воды?

Ответ: сухой ветер увеличивает скорость испарения воды, при очень влажном воздухе ветер охлаждает листья и может уменьшить скорость испарения.

Задание под цифрой 4 «Немой рисунок»

«Немой рисунок» в котором зашифрована информация. Внимательно рассмотрите рисунок и выполните задания.

Рисунок 1. Какое листорасположение обеспечивает наибольшую освещенность всех листьев? (А - очередное, Б - супротивное, В - мутовчатое).

Ответ: а.

Рисунок 2. Опыт, изображенный на рисунке, демонстрирует процесс?

Ответ: испарение воды растениями

Рефлексия

Учитель: вернемся к нашему игровому полю. Если вы знаете количество букв в русском алфавите, тогда вы расшифруете 2 слова, которые имеют непосредственное отношение к нашему уроку, каждая цифра обозначает место буквы в русском алфавите. Первые три строчки по горизонтали скрывают данные слова.

С

Е

М

Я

С

Т

Р

О

Е

Н

И

Е

1
Работа в парах

2
Капитаны

3
Логика

4
Рисунок

Ведомость для жюри

Название команды

Ответы на вопросы

1.Работа в парах

2.Капитаны

3.Логика

4.«Немой рисунок»

  • За правильные ответы на вопрос ставится 1 балл.

    Работа в парах: если расшифровано верно 4 слова - 1 балл, если еще ответили на вопрос - еще 1 балл. Итог по данному конкурсу 2 балла.
  • Конкурс «Логика»: верно дано рассуждение - 1 балл, не верно - 0 баллов.
  • Конкурс «Капитанов»: каждое задание оценивается в 1 балл. Итог - 3 балла.
  • Конкурс «Немой рисунок»: расшифровать рисунок - 1 балл, ответить на вопрос ещё 1 балл. Итог - 2 балла.

Учитель: пока жюри подводит итоги, предлагаю вам вспомнить строчки песен, где есть названия растения или его жизненная форма- трава, кустарник, дерево, либо название плода растения.

Возможные варианты:

А) «Ой, цветет калина в поле у ручья…»

Б) «Яблоки на снегу, яблоки на снегу…»

В) «Шумел камыш, деревья гнулись…»

Г) «Плыл по городу запах сирени…»

Д) «Желтые тюльпаны, вестники разлуки…»

Е) «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…»

Учитель: Жюри оглашает результаты. Мы поздравляем победителей, а другим командам желаем больше уверенности, расширять свой кругозор и тогда вы сможете составить конкуренцию победителями в других играх по биологии.