В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования института эмансипации в Российской Федерации. Отражаются существующие в настоящее время ограничения в законодательстве, связанные с правами несовершеннолетних эмансипируемых. В работе также сделан анализ регламентации самой процедуры эмансипации несовершеннолетнего. В результате исследования и анализа автором сделаны выводы о наличии определенных противоречий в нормативно-правовой базе, которые требуют своего устранения путем внесения позитивных изменений. Для более эффективного применения института эмансипации, выработаны рекомендации по усовершенствованию законодательства в данной сфере.
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что изменения, происходящие в мире, носят фундаментальный характер. Переход от индустриального общества к постиндустриальному цифровому находится на завершающем этапе. Эта новая цифровая экономика находится в противоречии со старой архаичной, основанной на устаревших способах производства добавочной стоимости. При этом общественный уклад жизни современного человека уже кардинально отличается от того, что было еще 20-30 лет назад. Наиболее заметно это в молодежной и детской среде.
Интересы сегодняшних подростков в первую очередь связаны с информационной средой. Общение зачастую происходит в социальных сетях. Наряду с обусловленной естественными тенденциями физиологической акселерацией это способствует и более раннему эмоциональному созреванию подрастающего поколения. Дети зачастую хотят казаться старше, чем есть на самом деле и обрести независимость от родителей как можно раньше. Тому есть и иное объяснение, которое скорее всего только дополняет вышеуказанное. Непрекращающийся в России социально-экономический кризис сказывается на всех сторонах общественной жизни. Социальные условия среднестатистической семьи продолжают ухудшаться, что заставляет старших подростков искать те или иные источники дохода. Их раннее социальное взросление обусловлено также недоступностью бесплатного высшего образования для широких слоев населения.
В связи с этим молодые люди стремятся обрести экономическую независимость путем трудоустройства или открытия собственного бизнеса. При этом действующее законодательство накладывает ряд ограничений на трудовые отношения с несовершеннолетними и на ведение ими предпринимательской деятельности. Это заставляет подростков осуществлять такую деятельность неофициально, что, безусловно, нарушает их права.
Между тем не каждый подросток знает, что у него имеется возможность получить полную дееспособность несколько раньше, чем наступит совершеннолетие. Согласно п.1 ст.21 ГК РФ, «гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Общее правило предполагает возникновение дееспособности в полном объеме только в возрасте 18 лет (п.1 ст.21 ГК РФ) [1].
Однако, законом предусмотрено приобретение дееспособности и раньше указанного срока, но только в двух случаях. Во-первых, при заключении брака в возрасте до 18 лет в установленном законом порядке [2]. Во-вторых, при объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным путем эмансипации. Если в первом случае дееспособность наступает автоматически после заключения брака, то эмансипация возможна только после прохождения определенной процедуры при соблюдении многих условий. Именно здесь и кроются многие проблемы, обусловленные в том числе некоторыми противоречиями в действующем законодательстве, а также несовершенством правоприменительной практики. Сложность такой процедуры как раз и служит препятствием для многих подростков, чтобы воспользоваться данной возможностью.
В соответствии со ст.27 ГК РФ, «несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью». Правом объявлять несовершеннолетнего эмансипированным наделены органы опеки и попечительства, если имеется согласие обоих родителей, усыновителей или попечителей. Если же такового согласия нет, то эмансипация производится по решению суда. В результате наделения несовершеннолетнего полной дееспособностью родители, усыновители и попечители освобождаются от ответственности по всем обязательствам эмансипированного, в том числе и возникшим из последствий его предпринимательской деятельности.
Согласно ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации, с несовершеннолетним может быть заключен трудовой договор или контракт начиная с 16 летнего возраста за исключением отдельных, оговоренных в данной статье закона случаев. Подросток, достигший 16 лет, имеющий на руках трудовой договор или контракт при наличии согласия родителей, может быть объявлен полностью дееспособным. Так как в законе не идет речи о каких-либо дополнительных условиях для этого, то у органов опеки и попечительства появляется возможность произвольного и субъективного толкования норм права. Потенциально это может способствовать злоупотреблениям со стороны родителей, желающих поскорее избавиться от родительской ответственности. С другой стороны, позволяет отказать подростку в эмансипации без достаточных на то оснований. В связи с этим давно назрела необходимость независимого оценивания уровня психофизической зрелости у кандидатов на эмансипацию.
Что касается второй причины для предоставления полной дееспособности несовершеннолетним - наличие предпринимательской деятельности, то здесь возникает еще больше вопросов. В частности, заниматься предпринимательской деятельностью несовершеннолетний может только с согласия родителей, что закономерно. Ведь при отсутствии достаточных средств у такого подростка именно они несут материальную ответственность за возможный причиненный вред от такой деятельности. Неслучайно регистрация в налоговых органах возможна лишь при наличии нотариально удостоверенного согласия родителей.
Вместе с тем, наличие официально зарегистрированного бизнеса не делает подростка эмансипированным. Он не может только на основании этого обратиться в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением. Ему все равно потребуется согласие обоих родителей. В этой норме, на наш взгляд, содержится избыточное правовое регулирование. Ведь родители, давая согласие на предпринимательскую деятельность своего ребенка, прекрасно осознавали, что фактически это ведет к тому, что он должен будет принимать самостоятельные решения и отвечать за них, что является признаками гражданской дееспособности. Да и сама обязанность получения разрешения родителей является достаточно дискуссионным моментом. По мнению, Д.Ю.Гришмановского, «несовершеннолетний может быть эмансипирован и без учета мнения родителей, усыновителей или попечителей при наличии оснований, предусмотренных в ст. 59 СК РФ, то есть при невозможности установления их места нахождения, а также уклонения без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка» [6].
Вопросы кроются не только в процедуре приобретения дееспособности, но и в самой реализации прав эмансипированными гражданами. Ведь для приобретения некоторых прав и обязанностей федеральным законом установлен жесткий возрастной ценз, наличие которого никак не связано с эмансипацией. То есть закон, признавая полную гражданскую дееспособность за эмансипированными гражданами не во всех случаях ее учитывает. Главным образом это оправдано, но есть нормы, от которых стоило бы избавится, так как они противоречат самому определению дееспособности.
К примеру, как отмечает Ашурова Э.А., «несовершеннолетний, имеющий право получать алименты на свое содержание, лишается такового при эмансипации в соответствии с п.2 ст. 120 СК РФ. Но тот же Семейный кодекс факт эмансипации не относит к обязательным условиям для разрешения вступления в брак до достижения брачного возраста» [3]. Законодатель определил право субъектов Российской Федерации считать факт эмансипации в качестве уважительной причины, для выдачи разрешения органами местного самоуправления на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста.
По нашему мнению, данная норма является излишней. Мало того, само получение в органах местного самоуправления такого разрешения эмансипированными гражданами выглядит несколько архаично. Законодательство большинства регионов позволяет получать его всем несовершеннолетним с 16 лет, желающим заключить брак не только без разрешения органов опеки и попечительства, но даже и без разрешения родителей. На практике сегодня это простая формальность, так как отказов практически не бывает. Зачем же тогда «усложнять жизнь» эмансипированным несовершеннолетним, если в этом нет необходимости. Вступление в брак вряд ли нарушает права несовершеннолетнего, чего не скажешь о лишении его возможности получать алименты. В связи с этим мы предлагаем внести в СК РФ изменения, позволяющие эмансипированным несовершеннолетним вступать в брак без обращения в органы местного самоуправления за разрешением.
Вместе с тем, некоторые ограничения для несовершеннолетних эмансипированных граждан видятся абсолютно обоснованными. В частности, речь идет о возможности управлять автомобилем. В соответствии с правилами дорожного движения, к управлению автомобилем допускаются граждане, достигшие 18 лет и сдавшие соответствующий экзамен. Безоговорочным условием, как мы видим, является достижение 18 летнего возраста. Поэтому наличие полной дееспособности у эмансипированного несовершеннолетнего никак не влияет на этот факт. В этом плане мы полностью согласны с законодателем, так как автомобиль является средством повышенной опасности, а наличие гражданской дееспособности еще не означает, что несовершеннолетний гражданин способен осознать всю полноту ответственности за жизнь и здоровье других людей. Хотя в мировой практике достаточно распространено, когда несовершеннолетние при определенных условиях допускаются к вождению транспортных средств даже без эмансипации.
Имеются определенные особенности и в уголовном законодательстве, в соответствии с которыми несовершеннолетний является специальным субъектом уголовного права, независимо от наличия у него факта эмансипации. Это дает возможность применять к несовершеннолетним преступникам более мягкие формы наказания, что полностью соответствует международным актам, призывающим к гуманному отношению с несовершеннолетними. Таким образом, мы видим, что факт эмансипации предполагает приобретение именно гражданской дееспособности, что оказывает влияния на гражданские отношения между эмансипированным несовершеннолетним и другими субъектами права. Однако это никак не влияет на уголовную деликтоспособность несовершеннолетнего и не умаляет его права, как специального субъекта уголовного права. Многие административные процедуры тоже не учитывают наличие факта эмансипации.
Закрепляя такое положение вещей, законодатель руководствовался тем, что наличие психофизической зрелости у эмансипированного гражданина не является достоверно установленным фактом. Процесс такого созревания происходит у каждого человека с разной скоростью. Поэтому достижение 18 - летнего возраста и, например, предпринимательская деятельность не говорят о том, что подросток может быть признан эмансипированным. По этой причине С. В. Букшина предлагает включить условие о достижении лицом необходимой психической зрелости в гражданское законодательств. Ее уровень будет указывать на способность лица не только понимать свой статус и руководить своими действиями, но и являться самостоятельным субъектом юридической ответственности [5]. Подобного мнения придерживается и С.Н.Белова, полагая, что «обязательным условием эмансипации является достижение лицом физической, социальной и психической зрелости, позволяющей полностью осознавать фактический характер своих действий и руководить ими» [4].
Соглашаясь с мнением вышеуказанных авторов, о том, что кандидат на эмансипацию должен пройти специальное психологическое обследование или даже экспертизу, которая даст научно-обоснованное заключение об уровне его психического развития, мы предлагаем изменить и саму процедуру признания несовершеннолетнего эмансипированным. По действующему законодательству проверкой зрелости несовершеннолетнего обязаны заниматься органы опеки и попечительства либо суд. Однако эти органы по своей сути не способны дать объективную оценку таких специфических факторов, как психофизическое развитие и уровень социальной зрелости. В связи с этим мы предлагаем создать специальный коллегиальный орган, состоящий из различных специалистов по типу призывной комиссии при военкоматах. В него могли бы войти медики, психологи, социальные педагоги, специалисты в области образования. Второй вариант - наделить такими полномочиями комиссии по делам несовершеннолетних при условии, что в их составе будут находиться вышеуказанные специалисты. Органы опеки и суды могли бы и далее являться органами, принимающими окончательное решение об эмансипации, но делали бы это уже на основании постановления или решения такой комиссии. Данный подход свел бы к минимуму субъективизм при принятии решения об эмансипации, что положительно сказалось бы на всех аспектах дальнейшей жизни не только самого эмансипированного гражданина, но и на лицах, так или иначе взаимодействующих с ним.
Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что процедура эмансипации лишь частично преобразует правой статус несовершеннолетнего. Такое изменение в основном касается гражданских, трудовых и семейных взаимоотношений. При современных реалиях, когда появились такие понятия, как фриланс и удаленная работа, этого очевидно недостаточно, чтобы разрешить все практические проблемы. По этой причине сегодня наблюдается спад реализации данного механизма в Российской Федерации. Он не пользуется популярностью, так как существенно не расширяет права несовершеннолетнего и не имеет четкой и прозрачной процедуры реализации. Предложенные нами изменения могли бы усовершенствовать эту процедуру, что наряду с широким общественным обсуждением позволило бы популяризировать институт эмансипации в России.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.2.
- О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.1016)// СПС Консультант-Плюс.
- Ашурова Э.А. О некоторых вопросах применения института эмансипации в российском законодательстве. // Молодежный научный вестник. 2017.
- Белова С.Н. Права несовершеннолетнего на эмансипацию и его гражданско-правовая защита: Автореф. дисс. … канд. юр. наук. - В., 2007.
- Букшина С.В. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству Российской Федерации: Автореф дис. канд. юрид. Наук. - Томск, 2014 - 36 с
- Гришмановский Д.Ю. Некоторые теоретические проблемы в применении института эмансипации в РФ // Вестник Челябинского государственного университета. - №14(152). - 2009.
- Чемакин Валерий Михайлович - магистрант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия.
- Научный руководитель: Харитонова Наталья Николаевна - кандидат юридических наук, доцент Брянского института управления и бизнеса, Россия.