Вечер-реквием «Память о войне нам книга оставляет». По книге Бориса Васильева «В списках не значился»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Ключевые слова: Борис Васильев «В списках не значился»


Чтец 1:

Под горькой сенью
Скорбной даты
Лежат средь вечной тишины
Ненагражденные солдаты,
Солдаты первых дней войны.
Их в бронзу время воплотило,
Их славят и боготворят…
А для прижизненных наград
Им просто жизни не хватило.
/Исай Тобольский/

Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни.
…Если б камни могли говорить.
/Р.Рождественский/

Ведущий 1. 75 лет нас озаряет свет Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Долгих 1418 дней шел народ к этой Победе, спасая свою Родину и все человечество от фашизма.

Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Подвиг тех, кто боролся и победил фашизм бессмертен. Этот подвиг будет жить в веках.

Когда подходят памятные даты,
Мы почему-то чувствуем вину…
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Но боль еще исчезнуть не готова,
Те годы - миллионы личных драм!
И потому давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.

Ведущий 2. Огромный вклад в Победу внесли защитники Брестской крепости.

22 июня 1941 года в четыре часа пятнадцать минут утра страшный грохот обрушился на Брестскую крепость - западную часть границы Советского Союза.

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа - она все вытерпит,
И есть земля - она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
/Илья Эренбург/

Ведущий 3. Историческая справка о Брестской крепости.

Брестская крепость, крепость-герой, построена в 1833-38 годах в 2-х километрах к западу от города Бреста на правом берегу реки Буг. Героическая оборона Брестской крепости началась 22 июня и длилась до 20-х чисел июля 1941 года. В обороне участвовали подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, пограничный отряд и войска НКВД. Среди защитников крепости были представители более 30 наций и народностей.

Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Бойцы и командиры превратили маленький клочок земли в крупный очаг сопротивления. И пока силы их не иссякли, они не только оборонялись, но и контратаковали противника. Стойкая и мужественная борьба советских воинов сковала крупные силы врага. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.

Освобождена крепость было летом 1944 года в ходе Люблин-Брестской операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда.

На территории Брестской крепости в 1971 году был воздвигнут мемориальный комплекс, который функционирует и сейчас.

Библиотекарь. Сегодня мы будем говорить о защитниках Брестской крепости, вернее о книге Бориса Васильева «В списках не значился», в основе сюжета которой исторический факт - героическая оборона Брестской крепости.

Эта повесть написана сурово, пронзительно, волнующе. После прочтения этой повести болит и сжимается сердце и возникают мысли: почему люди не могут жить без войн, сколько бед и несчастий приносят войны и сколько мужества и стойкости у людей, защищающих свои земли, родных, страну! Давайте только вдумаемся…

  • на захват крепости Германией было брошено 1,5 тысяч человек, защитников крепости было в 5 раз меньше;
  • штурм немцев был неожиданным;
  • велся сокрушительный прицельный огонь, уничтожая практически все;
  • огонь по крепости немцы вели с неба и земли, днем и ночью;
  • буквально в первые минуты войны гарнизон крепости понес невосполнимые потери;
  • первый день немцы не встретили сопротивления и были убеждены, что крепость пала;
  • но уже на второй день, и это было для немцев полной неожиданностью, крепость начала бороться;
  • противостояние врагу продолжалось несколько месяцев.

Это не легенда, это - чистая правда. Об этом свидетельствуют документы, надписи на стенах крепости.

Чтец 1.

Вдруг вздрогнул рассвет,
Взрывом вырвало землю,
Заставу разнес дальнебойный снаряд.
Погибший во сне, не узнал, что он первый
Уже на войне, кровь проливший солдат.

Враг напролом шел на Брестскую крепость,
Ее, окружая железным кольцом.
Но на сотни идут у фашистов потери
Для них стала крепость роковым рубежом.
Не раз,
Не второй
И не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость - стоит.
Ну кто там, ну кто там остался?..

Горели земля и кусты…
Бинтов не хватало - обмотки
Пришлось разорвать на бинты.
Воды - по глоточку,
Но каждый
«Максиму» ее отдает,
Чтоб не задохнулся от жажды,
Чтоб жил,
Чтоб служил
Пулемет.

Лишения, голод,
Все вынесли стойко,
Бойцы на границе, по воле своей.
Их подвиг - пример был другим
И не только
Они победили с первых же дней.

До последней капли крови…
До последнего патрона…
До последнего бойца…
Защищали свою крепость…
Защищали свои земли…
Защищали и стояли до конца!

Чтец 2. Оставив для уничтожения крепости дивизию (несколько тысяч человек), враг продвигался на восток. Но планы Гитлера уже были сорваны. Он планировал закончить штурм крепости к 12 часам 23 июня 1941года, а пришлось потратить на это гораздо больше времени - несколько месяцев.

И этот «островок» на границе,
Тот, который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.

Герои - все те, кто сил не жалея
В неравную схватку вступился с врагом.
Полк, батальон, взвод, батарея -
Сколько бойцов полегло под огнем.

Чтец 3. В огне войны сгорел и Николай Плужников - главный герой повести «В списках не значился».

О героях Брестской крепости много писал Сергей Смирнов. Что заставило Бориса Васильева сова обратиться к теме - Брестская крепость и подвиг ее защитников? В эпилоге к книге писатель признается, что в Бресте его потрясла мемориальная доска на железнодорожном вокзале, которая гласила: «Здесь с 22 июня по 2 июля 1941 г. под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал».

В день приезда Васильева у мемориальной доски он увидел женщину, которая простояла возле нее, словно в почетном карауле, целый день.

«Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: «НИКОЛАЙ»,- вспоминал писатель.

Это и послужило толчком для написания повести. И имя главного героя будет непременно Николай - такое было решение Б.Васильева.

Чтец 4. А еще в Бресте была жива легенда о безымянном защитнике крепости, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны - в апреле 1942года. Борис Васильев услышал легенду о том, что почти год сражался человек против врагов. Год боев в одиночестве, неизвестности, без приказов, тылов, без поддержки, без смены…без еды, тепла, света… в изодранной, истлевшей одежде. И только любовь к Родине, верность присяге удерживали его на боевом посту. Имя его неизвестно, звание его неизвестно, известно только, что это был - РУССКИЙ СОЛДАТ, один из защитников крепости.
Соединив имя Николай (фамилия неизвестна) с мемориальной доски с легендой о безымянном защитнике Брестской крепости, Б. Васильев пишет повесть, которая не оставила равнодушным ни одного человека, прочитавшего ее. Домыслив «биографию» героя повести, автор как бы художественно обобщил судьбы многих, кому выпала участь защищать свое Отечество.

Чтец 5. Это произведение написано ярко, взволнованно, правдиво. Даже в название этого романа вложен определенный смысл и трагичность. Человек не значился в списках: из военного училища он выбыл, но в гарнизон Брестской крепости, куда он прибыл в ночь с 21 на 22 июня, он еще зачислен не был. Только утром 22 июня его должны были зачислить в списки. Этого не произошло по вполне понятной причине: 22 июня в четыре часа 15 минут на всей западной границе началось сокрушительное наступление фашистской Германии. Крепость превратилась в ад…

Николай Плужников мог не участвовать в боях, как-то выбраться из крепости и его бы никто не кинулся, не искал, не привлек к ответственности за дезертирство. Мог… но он советский человек, он солдат. У него даже в мыслях не было подобного. Без командиров, без приказов, вместе с другими, незнакомыми ему солдатами Брестской крепости, он становится ее защитником.

Выходит юноша - Коля Плужников - в форме красноармейца.

Это намертво. Это в крови.
Это в сердце моем бесконечно.
Нет, не клясться России в любви -
А любить ее. Просто. И вечно.

Чтец 1. Эта повесть не столько о жестокой реальности войны, сколько о возмужании молодых людей, их патриотизме. Война для многих была школой зрелости и мужества, испытанием на прочность, патриотизм, человечность наконец… С какой жестокой реальностью автор описывает переход от мира к войне, ту грань, разлом, который поделил жизнь советских людей на «до» и «после».

«Мирных» дней в повести очень мало. Они насыщены покоем, миром, радостью, событиями, переживаниями, надеждами. Девятнадцатилетний Николай Плужников окончил военное училище и направлен в одну из частей Особого Западного округа. 19 лет!.. Сколько надежд, планов, мечтаний!.. Сколько уверенности, честолюбия, принципиальности! И о войне он имеет «самые ясные» представления: Гитлер не посмеет напасть на нашу страну, ведь подписан акт о не нападении. А слухи о войне он считает провокационными. А если вдруг и посмеет, Красная Армия даст сокрушительный отпор и разгромит врага. Но пришел июнь 41-го года…

Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина!
Летят последние минуты мира!
Ранним утром мир содрогнулся от взрывов.
Снаряды форты толстостенные рвали,
Над Брестом катилась война…

В страшную мясорубку войны попал и Николай Плужников, не значившийся ни в каких списках, сам себе предоставленный, сам принявший решение - бороться с врагом до конца.

/Слова Коли Плужникова/

«Юнкерс» вниз рванулся взвыв.
Взрыв. И тонут стены в дыме.
Знаю, кто-то головы
От земли уже не поднимет.
Ослепило. Кровь или грязь?
К горлу подступает рвота.
Губы прикусил, вцепясь
В рукоятки пулемета.
Сам не знаю: цел, не цел ли?
Прошивает тело дрожь.
Только б удержать в прицеле.
Нет, зверюга, не уйдешь!

Чтец 2. После трех первых яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, схваток с врагом, и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного, изнуряющего, не проходящего даже во сне желания пить». Таковы были военные «будни» защитников крепости. Немцам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы разорвать оборону крепости на отдельные, изолированные друг от друга очаги сопротивления и планомерно - метр за метром - превращать крепость в развалины, уничтожая в ней все живое. Но развалины оживали вновь…

«Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей»,- кровь стынет от этих строк… Какой накал стойкости, мужества, героизма! Но без поддержки силы защитников крепости иссякли. И оборона ушла в глухие подземелья. Небольшие группы, засевшие в подземельях, вели упорную войну с гитлеровцами, считая себя солдатами армии.

Чтец 3. В одном из подземелий крепости оказался и Плужников с тремя солдатами и двумя женщинами. «Мы - подразделение Красной Армии. Обыкновенное подразделение, только и всего», - говорил Плужников одному из солдат на его предложение «просто пересидеть» в подземелье. И значит надо бороться с врагом любым способом.

Они не знали, не узнают точно!
Война идет иль взяты на испуг,
Не знали: верхмат здесь сосредоточил
Всю мощь свою, напротив, через Буг…
Не для себя. Для тех, кто бредил жаждой
За стенами, в удушливой пыли
Шли в бой, в атаку, в схватку
И отдавали жизни за глоток воды.
Бессмысленность? Скажите это дважды…
И вздрогнет плоть разгневанной земли!..
Летел, слабея, позывной: «Я - крепость!»
Они не знали, что уходят в Вечность,
Что 45-й - год победы - предрекли.

Чтец 4. Защитников крепости становилось все меньше и меньше. Один остался и Плужников. Но каждый день, счет которым давно потерян, он не давал врагу покоя. За ним шла охота: места, где он появлялся закидывали бомбами, толом, огнеметами. Где у него только брались силы на борьбу с врагом? По сути крепость уже пала, она истекла кровью, т.к. неописуемые по жестокости бои шли непрерывно.

Я Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

Мой дом окружен и отрезан
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа -
Я буду камнями стрелять.

И пусть моя доля сурова,
Я вижу за тысячью звезд -
Я крепость,
Я крепость,
И снова
Встаю перед временем в рост.

Чтец 5.

Как сердце Данко, огненно пылая,
Не растворяясь в беспокойной мгле,
Держалась крепость, кровью истекая,
Отстаивая правду на земле.

Драматизм защиты Брестской крепости, беспримерное самопожертвование и мужество людей не надуманные. Патриотизм, любовь к Отчизне у молодых людей довоенного и военного времени был колоссальный. Это правдиво изображает Б.Васильев на примере Николая Плужникова и других защитников крепости: политрука с перебитыми ногами, уставшего до изнеможения фельдшера, старшего лейтенанта, старшины, сержанта. Раненые,умирающие… они умирали «не срамя», т.е. не склонили голов перед врагом и за той чертой, что отделяет живых от мертвых.

Знали это твердо. По себе.
Чтобы в жизни не было урона,
Чтоб бежали все наши враги
Бейся до последнего патрона.
Флаг свой от паденья береги.
Не склонись ты,
Не смирись и не беги.
Как бы ни крутило, ни ломало
Честь свою ты сбереги.

Чтец 6. Честь свою не уронил и последний защитник крепости (по повести «В списках не значился) и Николай Плужников.

(Слова Коли Плужникова)

Все меньше меня теплого. Живого.
Но я поднимаюсь снова и снова.

Если я дрогну тут,
Если сверну назад,
Внуки меня проклянут,
Мертвые не простят.

Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества - недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.

Чтец 1. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. И не безотчетное это действие - подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь.

Чтец 2. «Ослепший, полумертвый, невероятно худой, уже не имевший возраста человек стоял у входа в подвал. Длинные седые волосы касались плеч, кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые, черные, отмороженные пальцы.

Он стоял строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. Из этих немигающих глаз неудержимо текли слезы».

А потом он пошел. Шел строго и прямо, не видя, но точно ориентируясь на звук… Шел как победитель. И он был победителем!

Чтец 3. «И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду. И солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке…»

Простому русскому солдату отдает честь генерал верхмата, признавая его солдатскую доблесть.

Заключительные строки повести вызывают не только грусть и отчаяние за судьбу Николая Плужникова. Они пронизывают сердце гордостью за мужество, смелость, преданность Родине советских солдат. А еще уверенность в том, что война - это страшное горе, огромная беда, море слез и миллионы убитых. Будь война проклята всеми и на все времена.