Уважаемые коллеги, инструкторы по физической культуре и специалисты дошкольного образования! В статье мы хотим поделиться с Вами опытом по подготовке детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ФСК ГТО.
Вопрос подготовки детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ГТО довольно спорный и неоднозначный. Зачастую на семинарах и конференциях по физическому развитию современных детей нам доводится слышать о том, что сдача нормативов ГТО не может входить в образовательную программу дошкольного учреждения как таковое. Однако, аттестация на квалификационную категорию требует заполнение нескольких таблиц. Первая таблица результативности работы инструктора по физической культуре звучит «Таблица 1.1: Результаты освоения Всероссийского физкультурного комплекса ГТО», где последовательно по столбцам предоставляется вот такая информация:
Учебные годы | Возраст обучающихся, лет | Количество обучающихся, чел. |
|
|
|
Обучающиеся, приступившие к сдаче норм комплекса ГТО |
Обучающиеся, сдавшие нормы комплекса ГТО |
Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на бронзовый значок |
Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на серебряный значок |
Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на золотой значок |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Отсюда следует, что подготовка дошколят к сдаче нормативов ФСК ГТО не является индивидуальным желанием и амбициями отдельно взятого инструктора по физической культуре, а необходимостью!
В медиа пространстве представлено большое количество разнообразного материала с тематикой ГТО (физкультурные досуги, фестивали, развлечения, спортивные праздники), но практически нигде не встречается описание этапов подготовки детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ГТО. Также при аттестации ещё одним показателем результативности работы инструктора является ведение проектной деятельности.
Исходя из этого, инструкторами по физической культуре нашего комплекса в 2019 году был разработан проект «Быстрее, выше, сильнее». Проект рассчитан на один учебный год для детей подготовительной к школе группы. Включает просветительскую (фото- и видеоматериалы + беседы) и практическую работу с детьми по развитию двигательных возможностей и физических качеств ребенка за счет освоения новых доступных движений, с последующей сдачей нормативов/испытаний (тестов) комплекса ГТО. Такая работа позволяет организовать преемственность между двумя уровнями образования (дошкольным и начальной школой) в вопросах физического воспитания подрастающего поколения. Проект эффективно использует материально-техническую базу (широкое применение ИКТ); создаёт у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом и желание достичь хороших результатов при сдаче нормативов; знакомит с теоретическими основами возникновения в стране направления ГТО.
Основной задачей проекта было не сдать нормативы, а правильно подготовить детей к их выполнению. А непосредственно сдать они смогут дальше в школе. Главный принцип, как и в медицине - «не навреди».
Из многолетнего опыта работы такие испытания как прыжок в длину, поднятие туловища в сед, плавание на 15-25 м любым способом - вполне реально выполнить, регулярно посещая занятия физической культурой и плаванием в детском саду.
При этом наибольшую трудность при подготовке вызывают несколько видов испытаний: наклон вперёд, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, смешанное передвижение на 1 км, и бег на лыжах, а также метание мяча в цель (в большинстве случаев попадание в цель - чисто лотерея). Поскольку возможности спортивного зала не позволяют нам тренировать смешанное передвижение/лыжи, мы хотим поделиться опытом подготовки детей по двум другим дисциплинам.
Начнём с общих рекомендаций: объяснение каждого упражнения и способов его выполнения происходило подробно, с показом взрослого, либо индивидуально ребёнку, либо малыми группами на утренней гимнастике, либо на фронтальных занятиях. Т.к. детям не рекомендуется выполнять силовые и статические упражнения (планка, отжимания и подтягивания), то работа велась по принципу «от простого к сложному». В сентябре-октябре давались задания самые простые и инструктор, совместно с воспитателем, старался сразу же исправить ошибки, обучить правильной технике выполнения не фиксируя внимания на количестве повторов.
По мере реализации данного проекта нами было отмечено, что, научившись сознательно правильно выполнять упражнения, входящие в комплекс ВФСК ГТО, можно не бояться за (разумное) увеличение количества повторов упражнений у каждого ребёнка. Соревновательный дух/соперничество лишь повышало интерес испытуемых к достижению результатов, а некоторые дети для его улучшения ещё и самостоятельно выполняли упражнения дома.
ОТЖИМАНИЕ (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа)
Начиналась работа с простых упражнений (типа отжимания на мяче). Количество варьировалось от 5 до 10 раз, повторов движения на одном занятии не было - детям не рекомендовано выполнять цикличные упражнения. В течение одной недели давалось одно упражнение на руки, на следующей неделе другое. Ближе к середине года дети могли самостоятельно выбирать способ выполнения упражнения «отжимание».
В таблице приведены упражнения по мере их усложнения и освоения детьми.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ОТЖИМАТЬСЯ
Подготовка к отжиманиям лежа на животе Поставить руки на пол на ширине плеч. Согнуть в локтях (ладони смотрят вперед). Локти направлены под углом 45о от тела. На вдохе подъем верх (локти до конца НЕ выпрямлять). На выдохе опускаемся вниз. Лопатки должны быть СВЕДЕНЫ. Низ неподвижен. Голова смотрит вперед вниз. |
|
|
Отжимание на мяче Лечь животом на мяч (d ~ 20-30 см), ноги в упоре на носки, руки под плечами выпрямлены (колени пола не касаются). Согнуть локти, достать носом до пола, выпрямить руки. Живот от мяча НЕ отрывать! Данное упражнение выполняем с декабря даже с ребятами самой младшей группы! |
|
|
Отжимание от стены
|
|
|
Отжимание с коленей И.п. стоя в упоре на коленях и ладонях. Одновременно согнуть руки, положив локти на пол. Подняться в и.п. ВАЖНО не садиться на пятки при выполнении данного упражнения. |
|
|
Постепенно усложняем предыдущее упражнение. Стараемся не касаться животом пола. ВАЖНО держать корпус ровно (не прогибать спину вниз и не округлять ее, не сутулиться). |
|
|
Изучаем понятие «планка».
|
|
|
Промежуточный вариант отжиманий:
И постепенно переходим к основной цели проекта - правильному выполнению упражнения
|
|
|
Для укрепления мышц рук используем разнообразные упражнения, например
|
|
При сдаче нормативов ФСК ГТО одним из показателей входящих в обязательные испытания является «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» (измеряется в сантиметрах) по которому судят об уровне развития гибкости.
Гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата (наряду с быстротой, силой, выносливостью и ловкостью), которое характеризует степень подвижности его звеньев, показывает способность организма выполнять движения с максимальной амплитудой.
Всем специалистам известно, что маленькие дети обладают природной гибкостью и растяжкой, поэтому заниматься с ним специальными упражнениями нет особой необходимости, но с годами это качество без поддержки утрачивается. В связи с этим, с 4-5 лет следует давать детям ряд упражнений для поддержания природной пластичности, а к 6-7 годам (подготовительная к школе группа) уже целенаправленно заниматься растяжкой. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окреп, а его растяжимость остается по-прежнему высокой.
Развитием общей гибкости мы упражняемся с детьми на каждом занятии по физическому развитию, начиная с младшего возраста, посредством специально подобранных упражнений (наклонов, перекатов, выпадов, упражнений на/у гимнастической стенки и скамьи). Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений для детей 4-6 лет:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕЙ РАСТЯЖКИ
«Наклоны вперёд сидя»
«Наклон к 1-й ноге»
|
|
«Наклоны в стороны»
|
|
«Наклон вперед стоя»
|
|
«Выкрут»
|
|
«Бабочка»
|
|
«Колечко»
|
|
«Корзинка/полукорзинка»
|
|
«Треугольник»
|
|
С использованием снарядов: гимнастическая скамейка и стенка, стул, степ-платформа - выполнять наклоны вперёд пружинистые и статичные (с задержкой 5 сек.) стоя с опорой на снаряд, сидя на скамейке, стоя у стенки. |
|
«Лягушонок» (спина, живот)
|
|
Но при подготовке с сдаче нормативов ВФСК ГТО нам следует обратить внимание на отдельные/специальные упражнения для растяжения.
Что же влияет на способность человека касаться пола руками (дотягиваться до линейки)? Это икроножные мышцы, а также мышцы и связки задней поверхности бедра. Предлагаем Вашему вниманию ряд упражнений, выполняя которые можно увеличить наклон вперёд:
1. Одним из самых значительных факторов, влияющих на наклон вперёд является положение таза. Передний тазовый наклон (выдающийся назад таз) сильно ограничивает амплитуду, задняя поверхность бедра уже растянута. Педагогу необходимо научить детей подавать при наклоне таз немного вперёд, как бы поджимая/напрягая ягодицы вовнутрь. |
|
2. Классическая планка с опорой на предплечья. Необходимо сильно сжать ягодицы (подать таз назад), напрячь мышцы спины, создавая тем самым прямую линию от пяток до плеч и головы. |
|
3. Перед выполнением наклона размять/разогреть икроножные мышцы (любым массажёром, руками).
|
|
4. Поднимание вверх прямой ноги.
|
|
5. Увеличение становой тяги (типа «Ласточка»)
|
|
6. «Собака мордой вниз»
|
|
***После выполнения приведённых выше упражнений необходимо снять напряжение с задней поверхности спины и ног при помощи упражнения «Змея»
|
|
Регулярно используя приведённые ранее упражнения можно добиться значительных улучшений в амплитуде наклона вперёд. Желаем успеха!