Подготовка к сдаче нормативов ВФСК «ГТО»

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: ГТО в школе


Уважаемые коллеги, инструкторы по физической культуре и специалисты дошкольного образования! В статье мы хотим поделиться с Вами опытом по подготовке детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ФСК ГТО.

Вопрос подготовки детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ГТО довольно спорный и неоднозначный. Зачастую на семинарах и конференциях по физическому развитию современных детей нам доводится слышать о том, что сдача нормативов ГТО не может входить в образовательную программу дошкольного учреждения как таковое. Однако, аттестация на квалификационную категорию требует заполнение нескольких таблиц. Первая таблица результативности работы инструктора по физической культуре звучит «Таблица 1.1: Результаты освоения Всероссийского физкультурного комплекса ГТО», где последовательно по столбцам предоставляется вот такая информация:

Учебные годы Возраст обучающихся, лет Количество обучающихся, чел.

Обучающиеся, приступившие к сдаче норм комплекса ГТО

Обучающиеся, сдавшие нормы комплекса ГТО

Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на бронзовый значок

Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на серебряный значок

Обучающиеся, сдавшие нормы Комплекса ГТО на золотой значок

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Отсюда следует, что подготовка дошколят к сдаче нормативов ФСК ГТО не является индивидуальным желанием и амбициями отдельно взятого инструктора по физической культуре, а необходимостью!

В медиа пространстве представлено большое количество разнообразного материала с тематикой ГТО (физкультурные досуги, фестивали, развлечения, спортивные праздники), но практически нигде не встречается описание этапов подготовки детей дошкольного возраста к сдаче нормативов ГТО. Также при аттестации ещё одним показателем результативности работы инструктора является ведение проектной деятельности.

Исходя из этого, инструкторами по физической культуре нашего комплекса в 2019 году был разработан проект «Быстрее, выше, сильнее». Проект рассчитан на один учебный год для детей подготовительной к школе группы. Включает просветительскую (фото- и видеоматериалы + беседы) и практическую работу с детьми по развитию двигательных возможностей и физических качеств ребенка за счет освоения новых доступных движений, с последующей сдачей нормативов/испытаний (тестов) комплекса ГТО. Такая работа позволяет организовать преемственность между двумя уровнями образования (дошкольным и начальной школой) в вопросах физического воспитания подрастающего поколения. Проект эффективно использует материально-техническую базу (широкое применение ИКТ); создаёт у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом и желание достичь хороших результатов при сдаче нормативов; знакомит с теоретическими основами возникновения в стране направления ГТО.

Основной задачей проекта было не сдать нормативы, а правильно подготовить детей к их выполнению. А непосредственно сдать они смогут дальше в школе. Главный принцип, как и в медицине - «не навреди».

Из многолетнего опыта работы такие испытания как прыжок в длину, поднятие туловища в сед, плавание на 15-25 м любым способом - вполне реально выполнить, регулярно посещая занятия физической культурой и плаванием в детском саду.

При этом наибольшую трудность при подготовке вызывают несколько видов испытаний: наклон вперёд, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, смешанное передвижение на 1 км, и бег на лыжах, а также метание мяча в цель (в большинстве случаев попадание в цель - чисто лотерея). Поскольку возможности спортивного зала не позволяют нам тренировать смешанное передвижение/лыжи, мы хотим поделиться опытом подготовки детей по двум другим дисциплинам.

Начнём с общих рекомендаций: объяснение каждого упражнения и способов его выполнения происходило подробно, с показом взрослого, либо индивидуально ребёнку, либо малыми группами на утренней гимнастике, либо на фронтальных занятиях. Т.к. детям не рекомендуется выполнять силовые и статические упражнения (планка, отжимания и подтягивания), то работа велась по принципу «от простого к сложному». В сентябре-октябре давались задания самые простые и инструктор, совместно с воспитателем, старался сразу же исправить ошибки, обучить правильной технике выполнения не фиксируя внимания на количестве повторов.

По мере реализации данного проекта нами было отмечено, что, научившись сознательно правильно выполнять упражнения, входящие в комплекс ВФСК ГТО, можно не бояться за (разумное) увеличение количества повторов упражнений у каждого ребёнка. Соревновательный дух/соперничество лишь повышало интерес испытуемых к достижению результатов, а некоторые дети для его улучшения ещё и самостоятельно выполняли упражнения дома.

ОТЖИМАНИЕ (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа)

Начиналась работа с простых упражнений (типа отжимания на мяче). Количество варьировалось от 5 до 10 раз, повторов движения на одном занятии не было - детям не рекомендовано выполнять цикличные упражнения. В течение одной недели давалось одно упражнение на руки, на следующей неделе другое. Ближе к середине года дети могли самостоятельно выбирать способ выполнения упражнения «отжимание».

В таблице приведены упражнения по мере их усложнения и освоения детьми.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ОТЖИМАТЬСЯ

Подготовка к отжиманиям лежа на животе

Поставить руки на пол на ширине плеч. Согнуть в локтях (ладони смотрят вперед). Локти направлены под углом 45о от тела. На вдохе подъем верх (локти до конца НЕ выпрямлять). На выдохе опускаемся вниз. Лопатки должны быть СВЕДЕНЫ. Низ неподвижен. Голова смотрит вперед вниз.

Отжимание на мяче

Лечь животом на мяч (d ~ 20-30 см), ноги в упоре на носки, руки под плечами выпрямлены (колени пола не касаются). Согнуть локти, достать носом до пола, выпрямить руки.

Живот от мяча НЕ отрывать!

Данное упражнение выполняем с декабря даже с ребятами самой младшей группы!

Отжимание от стены
Встать лицом к стене на расстояние вытянутых рук. Ноги вместе (или на ширине плеч), ладони прижаты к опоре на уровне плеч. На вдохе согнуть руки и коснуться носом стены. На выдохе распрямить руки и вернуться в и.п. Если ребенок может сделать более десяти раз, то можно переходить к следующему этапу. Следим, чтобы не было чрезмерного прогиба в пояснице

Отжимание с коленей

И.п. стоя в упоре на коленях и ладонях. Одновременно согнуть руки, положив локти на пол. Подняться в и.п.

ВАЖНО не садиться на пятки при выполнении данного упражнения.

Постепенно усложняем предыдущее упражнение. Стараемся не касаться животом пола.

ВАЖНО держать корпус ровно (не прогибать спину вниз и не округлять ее, не сутулиться).

Изучаем понятие «планка».
Планка на вытянутых руках. Делаем акцент на прямой спине (не провисает «живот»)

Промежуточный вариант отжиманий:
Отжимание в наклоне
Поставить руки на скамейку расстояние между ладонями чуть больше ширины плеч. Ноги вместе. Тело выпрямлено. На вдохе согнуть руки и коснуться грудью опоры. На выдохе вернуться в и.п. Важно не допускать провисаний в области спины

И постепенно переходим к основной цели проекта - правильному выполнению упражнения
Отжимание с прямых ног

Для укрепления мышц рук используем разнообразные упражнения, например
Отжимание в упоре сзади. Встать спиной к скамейке. Положить руки на скамейку, ладони смотрят на тело. Плавно опускать таз, пока середина грудной клетки не окажется на одном уровне с ладонями. Вернуться в и.п. Ноги могут быть как согнутыми, так и прямыми.

При сдаче нормативов ФСК ГТО одним из показателей входящих в обязательные испытания является «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» (измеряется в сантиметрах) по которому судят об уровне развития гибкости.

Гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата (наряду с быстротой, силой, выносливостью и ловкостью), которое характеризует степень подвижности его звеньев, показывает способность организма выполнять движения с максимальной амплитудой.

Всем специалистам известно, что маленькие дети обладают природной гибкостью и растяжкой, поэтому заниматься с ним специальными упражнениями нет особой необходимости, но с годами это качество без поддержки утрачивается. В связи с этим, с 4-5 лет следует давать детям ряд упражнений для поддержания природной пластичности, а к 6-7 годам (подготовительная к школе группа) уже целенаправленно заниматься растяжкой. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окреп, а его растяжимость остается по-прежнему высокой.

Развитием общей гибкости мы упражняемся с детьми на каждом занятии по физическому развитию, начиная с младшего возраста, посредством специально подобранных упражнений (наклонов, перекатов, выпадов, упражнений на/у гимнастической стенки и скамьи). Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений для детей 4-6 лет:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕЙ РАСТЯЖКИ

«Наклоны вперёд сидя»
И.п. - сидя, ноги сомкнуты и вытянуты вперёд.
Выполнить 5-6 наклонов к носкам, затем задержаться в таком положении на 10 секунд.
*Повторить с раздвинутыми врозь ногами.

«Наклон к 1-й ноге»
И.п. - сидя на полу, ноги в стороны. Согнуть одну ногу, прижать её стопой/подошвой к внутренней поверхности прямой ноги. Тянуться руками к выпрямленной ноге одной или двумя руками. Можно также выполнять и с прямыми ногами с разными положениями рук, либо сидя на скамейке или стуле.

«Наклоны в стороны»
1. И.п. (исходное положение) - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Поднять вверх руку, прижать к голове внутренней стороной, Наклониться в сторону, максимально вытягиваясь (ладонь смотрит вниз). Вначале выполнять пружинистые наклоны, затем статичные (5 сек.)
2. И.п. - сидя по-турецки, руки на полу вдоль туловища
Поднять руку вверх (также как и стоя), выполнить наклон в сторону, отперевшись на вторую руку

«Наклон вперед стоя»
1. И.п. - стоя, ноги на ширине либо шире плеч.
Поднять руки вверх (вдох), затем наклониться вперед (выдох), потянувшись ладонями к полу (колени не сгибать). Касаться пола могут вначале пальцы рук, кулаки, затем ладони. При широкой постановке ног можно касаться пола локтями.
1а. И.п. - стоя, ноги врозь, руки сцеплены в «замок» за спиной.
Наклониться вперёд, стараясь максимально поднять руки вверх
2. И.п. - стоя ноги чуть шире плеч, стопы слегка повёрнуты (45º) в одну сторону.
Наклониться вперёд в сторону поворота стоп, поставить ладони около впередистоящей ноги.

«Выкрут»
Используется косичка, лента (l=45-50см) или сложенная втрое скакалка. Поднять руки вверх (держась за края) и выполнить вращательное движение рук (выкрут) назад. Руки прямые. Затем обратно из-за спины выкрут вперёд.

«Бабочка»
И.п. - сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены вместе и подтянуты к себе. Развести колени максимально в стороны, стараясь опустить их на пол. Далее потянуться за руками вперед, стараясь коснуться животом пола.

«Колечко»
Ребенок ложится на живот, приподнимает плечи и голову, опирается на вытянутые прямые руки и тянет пальцы ног к голове, визуально создавая форму кольца, задержаться 5 секунд в таком положении затем снова лечь на пол.

«Корзинка/полукорзинка»
Ребенок ложится на живот, руками тянется назад (за спину) и обхватывает согнутые ноги с внешней стороны за лодыжки. В этом положении спина прогибается, плечи и голова поднимаются. В полукорзинке правая рука держит левую ногу, а левая рука и правая нога остаются на полу (скрестно).

«Треугольник»
И.п. - стоя, ноги шире плеч, руки в стороны, носок одной ноги развёрнут в сторону (наружу). Выполнить наклон к повёрнутой ноге, обхватить её рукой с внешней стороны в области лодыжки. Руку сверху и лицо направить вверх. Зафиксировать 5-7 сек. Повторить к другой ноге.

С использованием снарядов: гимнастическая скамейка и стенка, стул, степ-платформа - выполнять наклоны вперёд пружинистые и статичные (с задержкой 5 сек.) стоя с опорой на снаряд, сидя на скамейке, стоя у стенки.

«Лягушонок» (спина, живот)
Лёжа на животе, руки согнуты в локтях лежат ладонями вниз под головой. Согнуть ноги в коленях, развести колени в стороны, опустить таз.
Лежа на спине - согнуть ноги в коленях, взяться руками за ступни, осторожно выпрямлять ноги поочередно или обе сразу)

Но при подготовке с сдаче нормативов ВФСК ГТО нам следует обратить внимание на отдельные/специальные упражнения для растяжения.
Что же влияет на способность человека касаться пола руками (дотягиваться до линейки)? Это икроножные мышцы, а также мышцы и связки задней поверхности бедра. Предлагаем Вашему вниманию ряд упражнений, выполняя которые можно увеличить наклон вперёд:

1. Одним из самых значительных факторов, влияющих на наклон вперёд является положение таза. Передний тазовый наклон (выдающийся назад таз) сильно ограничивает амплитуду, задняя поверхность бедра уже растянута. Педагогу необходимо научить детей подавать при наклоне таз немного вперёд, как бы поджимая/напрягая ягодицы вовнутрь.

2. Классическая планка с опорой на предплечья. Необходимо сильно сжать ягодицы (подать таз назад), напрячь мышцы спины, создавая тем самым прямую линию от пяток до плеч и головы.

3. Перед выполнением наклона размять/разогреть икроножные мышцы (любым массажёром, руками).
Затем, стоя 1-й ногой на возвышении (вторая нога свободно опущена вниз) с опорой на 1/3 стопы, за счёт собственного веса, выполнить пружинистые покачивания к полу (зафиксировать в течении 20 сек.). Важно! Обязательно после выполнения оттянуть 2-3 раза вперёд носок опорной ноги.

4. Поднимание вверх прямой ноги.
И.п. - лежа на спине, одна нога согнута на начальном этапе (стоит на полу), вторая прямая (лежит). Поднять вверх прямую ногу, носок тянуть на себя, обхватить ее руками, цель - плавно притянуть конечность к голове. Поясница прижата к полу.

5. Увеличение становой тяги (типа «Ласточка»)
И.п.: стоя, руки в стороны. Наклонить корпус/туловище вперёд (параллельно полу) и отвести одну прямую ногу назад. Носок поднятой ноги тянуть вовнутрь (к себе). Голова, спина и нога составляют прямую линию. Повторить со второй ногой (по 5-7 раз)

6. «Собака мордой вниз»
И.п.: стоя на четвереньках, руки перед собой на ширине плеч. Медленно поднять таз вверх, распрямляя коленные суставы и локти так, чтобы пятки встали на пол. Голова опущена вниз вдоль рук, спина ровная, без чрезмерного прогиба в поясничном отделе (ноги и туловище составляют прямой угол).

***После выполнения приведённых выше упражнений необходимо снять напряжение с задней поверхности спины и ног при помощи упражнения «Змея»
И.п.: лёжа на животе, руки согнутые в локтях стоят у плеч. Выпрямляя руки, приподнять корпус вверх - таз от пола не отрывать.

Регулярно используя приведённые ранее упражнения можно добиться значительных улучшений в амплитуде наклона вперёд. Желаем успеха!