Цель: отметить признаки пройденной адаптации детей с начала учебного года, активизировать познавательное развитие детей 2-3 лет.
Образовательные области:
- «Познавательное развитие»,
- «Развитие мелкой моторики»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие».
Доминирующее: Социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная, сенсорное восприятие, двигательная, узнавание.
Задачи:
- Наладить и активизировать коммуникативное взаимодействие между детьми и детьми с воспитателем;
- Развить любознательность и познавательный интерес детей;
- Активизировать у детей поисковую активность и мелкую моторику;
- Закрепить способность по узнаванию предмета;
- Активизировать речь детей, закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя.
Методические приёмы:
- Словесные - игровая мотивация, беседа, вопросы, объяснение, призыв к действию.
- Наглядные - демонстрация игрушек, показ атрибутов для игр.
- Игровые - знакомство с мягким сенсорным мячиком «Мякишем» в вечернем круге с детьми, проведение игр «Прятки», «Мешочек».
Оборудование: мягкий сенсорный мячик, мешочек с тактильными игрушками - стаканчик, машинка, кубик, куколка и др., мешочек непрозрачный из ткани, 3 крупные игрушки для игры «Прятки».
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Давайте помашем им ручкой. Молодцы! Посмотрите к нам еще пришел педагог-психолог. Здравствуйте!
Педагог-психолог: - Здравствуйте, дети! Здравствуйте гости!
1. Разминка
Педагог-психолог: - Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вот такой мягкий мячик, его зовут Мякиш. Мы с ним сегодня будем играть. Давайте с ним сначала познакомимся, потрогаем его мягкого. Но для начала давайте присядем в круг, чтобы можно было его передавать друг другу.
Воспитатель: (усаживает детей в круг совместно с педагогом-психологом)
- Давайте познакомимся с Мякишем.
Педагог-психолог: - Передаю первому малышу мячик. Потрогай его, нажми на него одной ручкой, потом другой, потом двумя. Мягкий?
Воспитатель: - Правда мягкий? Давайте передавать следующему ребенку после того, как потрогали мячик, чтоб все познакомились с ним.
Дети: (трогают, соглашаются что мягкий, передают друг другу) - Да.
Воспитатель: - Дети, понравился вам Мякиш? (дети соглашаются)
Пояснения: начало общения с активизации мелкой моторики, с коммуникации и взаимодействия между взрослыми и детьми, сидя на ковре, с вопросами к детям и призывом к речевой активности.
2. Игровые упражнения
Воспитатель: - А давайте теперь поиграем в игру «Прятки» (объясняем детям ход игры).
Ход игры: Воспитатель прячет в группе знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда малыши найдут игрушку, воспитатель прячет другую знакомую детям игрушку так, чтобы искать было сложнее. Игра повторяется 2-3 раза.
Пояснения: во время поиска игрушки взрослые педагоги подбадривают детей к поиску, хвалят в случае обнаружения ребенком игрушки, совместно с другими детьми хлопают тому ребенку, который нашел игрушку. Данное положительное закрепление в игре располагает ребенка к проявлению активности и инициативы, дети учатся искать, доверять, радоваться чужим успехам, создается психологически комфортный фон в коллективе детей.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Дети, вам понравилась игра?
Дети: - Да-а..!
Пояснения: игра в прятки и поисковая деятельность детей учит их целеустремленности, развивает внимание, восприятие, формирует образное мышление, развивает любознательность, учит самостоятельно принимать решения, а также развивает эмоциональную сферу.
Педагог-психолог: - Дети, а теперь мы с вами поиграем еще в одну игру. Она называется «Мешочек». Вы будете по очереди угадывать то, что нащупаете в мешочке, а потом доставать и показывать. Давайте начнем с первого ребенка. Доставай! Что ты там нащупал? (в мешочке должны лежать угадываемые предметы различной текстуры и материалов для тактильного восприятия, например кубик, пластмассовый стаканчик, куколка, железная машинка и т.д.). Обязательно хвалим детей в процессе игры за участие в угадывании, хлопаем им, стимулируем проявлять инициативы, провоцируем речевую активность, эмоционально и эмпатично поддерживаем).
Воспитатель: - А теперь дети давайте возьмемся за руки и встанем с вами в круг (дети встают в круг, держась за руки).
Воспитатель: - Давайте все вместе присядем, опустим руки вниз, покажем какими мы были маленькими… (дети приседают, опускают руки вниз). А теперь встанем, поднимем руки, потянемся вверх, покажем какими большими мы станем, когда подрастем…(дети встают и тянутся руками вверх). Молодцы, дети!
3. Рефлексия
Педагог-психолог: - Дети, а давайте теперь ответим понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие. Если да, то предлагаю похлопать! Если нет, то потопать! (дети возраста 2-3 лет могут и топать, и хлопать на каждое объяснение). Гости, а вам понравилось наше занятие? (обращаемся к воспитателям - гостям, которые пришли на открытую организованную образовательную деятельность. Занятие заканчивается всеобщими положительными эмоциями, когда дети улыбаются хлопают и топают, а воспитатели-гости хлопают и передают свои впечатления от просмотренного).
Пояснения: в процессе открытой организованной образовательной деятельности педагогами использовались разные виды активности детей - дети играли сидя, стоя, держались за руки, хлопали, искали, отгадывали на ощупь предмет, отвечали, проявляли эмоции. Данное комплексное совместное открытое занятие во второй младшей группе раннего возраста позволило воспитателю и педагогу-психологу повлиять на желания, эмоции и активность детей в процессе игр, во время которых они детей подбадривали, хвалили, хлопали им, спрашивали их мнение.
4. Вывод
Данная открытая организованная образовательная деятельность педагога-психолога и воспитателя на тему социальной адаптации детей группы позволила раскрепостить детей, сформировать доброжелательное отношение в детском коллективе, усилить коммуникативное взаимодействие, повысить детскую познавательную активность, провоцировало на речевое развитие, что в последствии может стать признаком или предпосылкой пройденной успешной социальной адаптации.