Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Электроустановка для контроля наполнения нефтяного резервуара».
Кадры: воспитатели группы, дети и родители.
Город, представившийся проект: г.Похвистнево
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц.
Количество участников проекта: 10 человек.
Возраст детей: 6-7 года.
Форма проведения: подгрупповая.
Актуальность: Тема, считаем, актуальна, т.к. дети должны знать о богатствах нашего края - нефти, о её пользе для человека и вреде окружающей природе, ведь в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости бережного отношения к окружающей среде и привитии основ экологической культуры.
Мы решили связать эту проблему с такими продуктивными видами деятельности, как лего-конструирование и образовательная робототехника с использованием дополнительного и бросового материала, т.к. в связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС ДО, педагогам открываются большие возможности по использованию новых педагогических технологий, ведь отличительной возможностью ФГОС ДО является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде именно с помощью лего-конструирования, робототехники с использованием дополнительного и бросового материала, ведь именно он позволяет ребёнку думать и действовать, не боясь ошибиться. А поэтому его применение в работе с дошкольниками я эффективно для развития умственных способностей детей, т.к. сегодня обществу необходимы социально-активные, самостоятельные и творческие личности, способные к саморазвитию. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, и также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремлённость, что является основными приоритетами ФГОС ДО.
Цель проекта педагогическая: формирование познавательных способностей детей через знакомство дошкольников с нефтедобывающей отраслью: трудом нефтяников, процессом добычи нефти, с её пользой для человека и с экологическими рисками, связанные с нерациональной добычей нефти (утечка нефти, выброс нефти, нефтяные пожары); развитие конструктивных, творческих и способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания простых механизмов для более бережной добычи нефти, используя различные виды конструктора и бросовый материал.
Цель детская: узнать, где в нашем районе добывают нефть, как её добывают, какую пользу она приносит человеку, и какой вред она может принести окружающей природе, придумать и сконструировать электроустановку для контроля наполнения резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добычи нефти.
Краткое содержание проекта:
Данный проект направлен на развитие конструктивных способностей детей, расширению кругозора и развитию познавательной активности у дошкольников. Совместное конструирование и образовательная робототехника объединяет игру с исследовательской экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры, договариваться о совместной деятельности. Наличие конструктивных способностей позволяет им конструировать по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В ходе проекта дети познакомятся с этапами создания простых механизмов для добычи нефти (нефтяная качалка, буровая вышка, куст), а так же проявят технические творческие способности и спрограммируют механизм для бережной добычи нефти, создав электроустановку для контроля наполнения резервуара, чтобы не было нефтяных разливов во время добычи нефти.
Ожидаемые результаты:
- В ходе проекта будет реализовано задуманное, создан простые механизмы добычи нефти (нефтяная качалка, буровая вышка, куст).
- В ходе работы над проектом расширятся представления детей о профессиях взрослых, участвующих в добыче нефти; дети имеют представление, как трудятся нефтяники, какие продукты изготавливают из нефти, как нужно беречь природу, используя нефть.
- У детей дошкольного возраста сформируются способности ориентироваться в различных видах конструктора.
- Расширится и пополнится словарный запас дошкольников по теме проекта.
- Дети проявят конструктивные, творческие способности, при создании нефтяных установок и механизмов по добычи нефти.
- Сформируют основы экологической культуры: представления о более бережной добыче нефти и незначительного вреда природе, а также бережного отношения к ней.
- Родители будут вовлечены в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, у них появиться заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми,
- Получение детьми и родителями чувства удовлетворения от выполненной работы в коллективе.
- Повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через: беседы с детьми, наблюдение за детьми в ходе реализации проекта в совместной непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности; в технически - творческой деятельности.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о значении нефтедобывающей отрасли (профессии нефтяников, добыча, свойства и функции нефти;
- Формировать первичные представления о техническом конструировании, его значении для дошкольников.
- Познакомить детей с профессиями связанных с изобретением и производством технических средств;
- Обогащать словарный запас детей посредством введения в активную речь новых слов: профессии людей, добывающих нефть, инструменты, техника.
- Расширять способность детей ориентироваться в различных видах конструктора
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, способность анализировать.
- Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели.
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма презентации:
- представление продукта проекта - электроустановка для контроля наполнения резервуара, чтобы не было нефтяных разливов во время добычи нефти.
- презентация хода работы над проектом.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что наш проект расширит представления детей о подземном богатстве нашего района, о профессиях людей нефтедобывающей отрасли, привлечёт внимание к необходимости более бережной добычи нефти, а техническое конструирование способствует формированию у детей научно-технического и творческого потенциала, приобретению практических умений по сборке различных механизмов - помощников для добычи и переработки нефти.
Если дошкольники построят из конструктора механизм - помощник для более бережной добычи нефти, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, разовьются творческие способности и навыки. Приступая к постройке, ребенок представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, затем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию задуманного. В ходе постройки ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы. Таким образом, достигается высокая результативность конструктивной деятельности.
План действий
1. Постановка проблемы: Модель трех вопросов
Что мы знаем о нефти?
- Нефть находится под землёй.
- Взрослые добывают нефть.
Что мы хотим узнать?
- что для этого нужно?
- зачем нам нужна нефть?
- что из неё делают?
- какую пользу она приносит?
- а не вредит ли она природе?
- какие устройства применяются в нефтедобывающей отрасли?
- как их сконструировать с помощью конструктора и бросового материала?
2. Определение предстоящей деятельности
Что мы должны сделать, чтобы узнать?
- Спросить у мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Поинтересоваться у воспитателя.
- Посмотреть с родителями в интернете.
- Посмотреть в энциклопедии детской.
- Посмотреть с родителями фильм о том, как добывают нефть и что из неё делают.
- Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
- Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
- Обсуждение результатов.
- Определение перспектив проектирования
Реализация детского проекта
1. На первом этапе мы обратили внимание детей на фотовыставку, организованную во время проведения тематической недели «Профессии». Особый интерес у детей вызвали фотографии с места работы пап-нефтяников. Дети с восхищение рассматривали фотографии, и по ходу спрашивали: «А кто такие нефтяники?», «Что они делают?», «Как добывают нефть?». Дети поверхностно отвечали на вопрос и были удивлены, когда узнали, что нефть добывают совсем рядом с нашим городом и что для производства резиновых сапог, бензина, косметики просто необходима нефть. Тогда-то мы и решили изучить эту проблему и выяснить, что же является главным подземным богатством нашего края, что такое нефть, как её добывают, какую пользу она приносит людям, какой вред нефть может нанести природе и как мы можем помочь нефтяникам для более бережной добычи нефти.
С целью выявления представлений у детей о добыче нефти была использована «модель трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Вывод: совместно с детьми на данном этапе был разработан план действий, намечен продукт деятельности - механизм-помощник для более бережной добычи нефти.
2. Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые решили помочь детям найти информацию по данной теме. Так, на втором этапе с целью мотивации познавательной деятельности, родителям и детям было предложено найти дома информацию о том, какие полезные ископаемые есть в нашем районе, что такое нефть, как люди впервые узнали о нефти и как её добывали много лет назад, а как добывают нефть сейчас, люди каких профессий работают в нефтедобывающей отрасли, какие механизмы-помощники помогают в этом, какую пользу приносит человеку нефть и какой вред природе наносит добыча нефти, составить небольшой рассказ и нарисовать рисунки по теме проекта. Далее работа над проектом продолжилась в группе. Дети с интересом рассматривали презентации о том, как добывали нефть раньше, как её использовал человек, как добывают нефть сейчас и почему она так важна для человека. Во время прогулки пытались определить, что имеет отношение к нефти. После прогулки искали ответы в детской энциклопедии, а в ходе непосредственно-образовательной, совместной, самостоятельной деятельности детям предлагались беседы, стихи, картинки по теме проекта. В свободное от занятий время играли в дидактические игры: строили из палочек нефтяную вышку и что нужно нефтянику для работы, а также в подвижную игру «Мы качалки, мы - насосы…». Очень интересными для детей оказались опыты о нефти и её свойствах, в ходе которых у детей сформировалась познавательная мотивация и активность, возник интерес к познанию окружающего мира, развивались способности анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. После опытов и посмотрев мультфильм о нефти, мы поняли, что добыча нефти наносит окружающей природе значительный вред, поскольку загрязняется воздух, вода и земля, а при разливах нефти погибают животные и растения. Во время добычи нефти часто бывает, что перегружаются резервуары с нефтью, поэтому происходит утечка нефти, даже бывают выбросы нефти и нефтяные пожары. У детей возникли вопросы: «А как мы можем помочь в том, чтобы более бережно добывать нефть?». Миша предложил создать устройство и простые механизмы для более бережной добычи нефти. Стали с детьми думать: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора?». Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал, и какой конструктор использовать для наших механизмов, из чего будем делать буровую вышку, качалку. Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть дома фотографии, презентации по сборке установок вместе с родителями. Решили после этого сконструировать электроустановку для контроля резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добыче нефти.
Вывод: Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание картинок, партнерская работа с родителями помогли сформировать у детей представления о работе нефтяников по добыче нефти и о создании механизма для более бережной добычи нефти - электроустановки для контроля резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добыче нефти.
3.На третьем этапе для осуществления задуманного, мы с детьми решили использовать разные наборы конструкторов: «LEGO», «Веселые шестеренки», «Электронный конструктор «Знаток», «Бондибон», с помощью которых дети могли бы сконструировать электроустановку для контроля резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добыче нефти по своему замыслу. После знакомства с деталями конструкторов с большим удовольствием дети и родители приступили к работе. Мы приступали к работе. обсудили, где будем брать материал, и какой конструктор использовать для нашего механизмов, из чего будем делать нефтяную качалку. Вначале из конструктора «Лего» мы решили сделать» нефтяную качалку и привести её в движение с помощью шестерёнчатой передачи. Мы использовали пластины, платформы, планки разной ширины, добавили человечков. Кроме этого качалка действует при помощи механизма, который мы собрали из конструктора «Весёлые шестерёнки»: шкиф у нас присоединяется ручке и при включении механизм начинает работать. Качалка добывает нефть, которая поступает в специальный резервуар. Под ним находится установка, которая контролирует наполняемость резервуара нефтью, чтобы не было утечки и разлива нефти. Эту установку мы собрали из электронного конструктора «Знаток». Мы взяли выключатель, красную и белую лампочку, соединили их с клемами, и когда нефть поступает в резервуар, то загорается красная лампочка, а когда он полностью заполняется, нажимает на кнопку контроля, то загорается белая лампочка, которая сигнализирует, что резервуар полон. Затем нефть из резервуара переливается в цистерны, они грузятся на поезд, который везёт их в нефтехранилище.
Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творческой технической работы.
4.На четвертом обобщающем этапе результатом достижения общего дела был создан механизм - электроустановка для контроля наполняемости резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добыче нефти.
Как мы вышли на проблему?
Мы обратили внимание детей на фотовыставку, организованную во время проведения тематической недели «Профессии». Особый интерес у детей вызвали фотографии с места работы пап - нефтяников. Дети с восхищение рассматривали фотографии, и по ходу спрашивали: «А кто такие нефтяники?», «Что они делают?», «Как добывают нефть?». Дети поверхностно отвечали на вопрос и были удивлены, когда узнали, что нефть добываютсовсем рядом с нашим городом и что для производства резиновых сапог, бензина, косметики просто необходима нефть. Тогда - то мы и решили изучить эту проблему и выяснить, что же является главным подземным богатством нашего края, что такое нефть, как её добывают, какую пользу она приносит людям, какой вред нефть может нанести природе, и как и чем мы можем помочь нефтяникам для более бережной добычи нефти.
Дома мы с помощью родителей и компьютера, узнали о том, какие полезные ископаемые есть у нас - это песок, глина, но самое главное богатство - это нефть. Мы интересно было узнать, что такое нефть, как люди впервые с ней встретились, как использовали и как её добывали раньше, ведь много лет назад не было такого оборудования, как сейчас и её просто доставали из колодца с помощью колодезного журавля и бурдюка, который служил вместо ведра. А потом мы узнали, как добывают нефть сейчас, люди каких профессий работают в нефтедобывающей отрасли, какое оборудование и инструменты помогают в этом, какую пользу приносит человеку нефть, и какой вред природе наносит нерациональная добыча нефти.
Дети с интересом рассматривали презентации о том, как люди впервые встретились с нефтью, как её добывали в прошлом и как добывают сейчас.
А ещё узнали, люди каких профессий заняты в нефтедобывающей отрасли.
Нефть сегодня называют чёрным золотом и добывают этот ресурс люди разных профессий под общим названием нефтяники, а ещё это технологи, инженеры. Они подготавливают место для бурения скважин, думают, как легче доставить оборудование на нефтепромысел. Химики разрабатывают специальный состав для закачки в пласт и облегчения добычи нефти.
Проводили опыты о нефти и её свойствах: цвет нефти, запах нефти, прозрачность, смешиваемость и растворяемость нефти и воды. После опытов и посмотрев мультфильм о нефти, мы поняли, что добыча нефти наносит окружающей природе значительный вред, поскольку загрязняется воздух, вода и земля, а при разливах нефти погибают животные и растения.
Во время добычи нефти часто бывает, что перегружаются резервуары с нефтью, поэтому происходит утечка нефти, даже бывают выбросы нефти и нефтяные пожары. Мы задумались над тем, как же помочь нефтяникам более бережно добывать нефть, чтобы природа не страдала и решили сконструировать электроустановку для контроля наполнения резервуара, чтобы не было нефтяных разливов при добычи нефти. Вечером дома посмотрели в интернете, как можно собирать различные механизмы - помощники вместе с родителями. Построили нефтяную качалку и привели её в действие с помощью шестерёнчатой передачи, а потом сделали механизм, приводящий её в движении, ещё собрали установку с нефтяным резервуаром. Из бросового материала изготовили цистерны большие для хранения нефти и маленькие, чтобы отправить их на поезде в нефтехранилище, а ещё мы дополнили наш макет механическим подъёмным краном, сделанным из лего, который помогает укладывать трубы, собранные из конструктора.В результате у нас получилась электроустановка для контроля наполнения резервуара, а значит, в природе не будет нефтяных разливов при добыче нефти.
Список литературы
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду. Методическое пособие. М., 2005.
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.-полиграф.центр «Маска», 2013.
- Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели ФГОС. Издательство «Учитель», 2018.
- Транковский С.Д. Техника будущего. Детская энциклопедия техники / С.Д.Транковский. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС. 2008. - 96 с.
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ «Сфера», 2018 г. - 136 с.
- Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - СПб.: Наука, 2013 г. - 319 с. Шадрин П. Роботы будущего / П.Шадрин.- М.: Махаон, 2013.-32 с.
Электронные ресурсы:
- Методическая база по робототехнике http://cdutt.edu.yar.ru›rrts…teh…po_robototehnike.doc
- Методические пособия | Образовательная робототехника robo.detinso.ru›
- Методические пособия http://фгос-игра.рф/