Развитие читательской грамотности как средство овладения обучающимися системой ключевых компетенций

Разделы: Начальная школа


Читать - это ещё ничего не значит:
что
читать и как понимать читаемое -
вот
в чём главное дело».
К.Д.Ушинский

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения.

Презентация

Наша задача

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Рассмотрим приемы и задания, которые я использую на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности.

Приём «Верите ли вы …»

  • Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
  • Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
  • Верите ли вы, что по окончании стажировки, вы пополните свою педагогическую копилку?
  • Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
  • Верите ли вы что формирование читательской грамотности - не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно - «-».

До

Утверждения

После

Сова - хищная птица

Совы охотятся по ночам

Взгляд совы всегда направлен вперед

Днём совы слепнут

В абсолютной темноте сова хорошо видит

Тёмными ночами увидеть добычу помогают уши

Зимой некоторые совы могут обнаружить мышь под сугробом толщиной в полметра

Прием «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов. Используется для организации индивидуальной и групповой работы.

Построение таблицы

По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали ― различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Первый этап: определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов.

Второй этап: индивидуальная, парная или групповая работа по заполнению таблицы.

Всеволод Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Роза

Позиции для сравнения

Жаба

________________
________________

внешность

___________________
___________________

________________
________________

Черты характеры

___________________
___________________

________________

Цвет

___________________

Прием «Тексты с "хвостами"»

- незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н.Толстого «Жучка». 1-й класс

Несла Жучка
Глядь, в воде
Пришло Жучке на ум,
Она и пусти свою кость,
Ту не взяла,

её тень.
что в воде не тень, а Жучка и кость.
кость через мост.
а своя ко дну пошла.
чтобы ту взять.

Прием «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Приём «Инсерт» (Чтение с пометками)

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте

  • V - уже знал; ( Знакомая информация)
  • + - новое; (Новая информация)
  • - - думал иначе;
  • ? - не понял, есть вопросы. (Это меня заинтересовало)

Фрагмент урока В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская грамотность».

Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Литература

1. Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н.Гусева // ИНТОЛИМП. - 2017. - № 2. - С. 34-37.

2. Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В.Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 20. - С. 4056-4060.

3. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В.Колесова. - Нижний Новгород: НГПУ, 2018. - 54 с.

4. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия практикум / Б.А.Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.