Эпиграф:
«Предмет математики» настолько серьёзен, что полезно не упускать возможность сделать его занимательным».
Блез Паскаль
Я. Юзвицкова Галина Викторовна, учитель математики. В 1986 году закончила Уссурийский Государственный Педагогический институт. Считаю, что образование будет полноценным тогда, когда изучаемые предметы понятны и доступны учащимся. Математика обеспечивает изучение и понимание многих других предметов. Определённый объём математических знаний и владение некоторыми математическим методами, в современных условиях, стали важными элементами общей культуры. Без математических знаний невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затруднённой.
С каждым годом становится всё сложнее и сложнее вовлечь учащихся в учебный процесс. Разбудить желание узнавать новое, необходимое для успешности на экзаменах. Современные ученики имеют в своём распоряжении много отвлекающих факторов. А также источников, которые дают возможность, не напрягаясь, брать материал и выдавать за свои мысли и знания
Я это делаю с помощью разработанной мной методической системы. Данная методическая система рассчитана на учащихся 5-9 классов, так как именно в основной школе происходит изучении всех базовых понятий, теорем, свойств.
Система помогает педагогу выстроить занятие таким образом, чтобы учащиеся проявляли интерес к теоретической части предмета, без знания которой успешности не достичь. Развивается творческий потенциал и аудиальные способности учащихся.
Целью данной методической системы является создание условий для знакомства и отработки математических понятий. При этом решаются следующие задачи: развиваются навыки теоретического мышления и ответственность за выполнение задания, умение использовать теоретические знания на практике.
Краткое описание методической системы: алгоритм или этапы методической системы.
1 этап. Изучение нового материала:
а) с помощью учителя;
б) с помощью учебника; (См. Приложение 1)
в) с помощью дополнительных источников.
2 этап. Закрепление и отработка учебного материала с помощью рабочей тетради:
а) теоретическая часть параграфа в рабочей тетради (См. Приложение 2) заполняется с помощью учебника (тем самым ученик ещё раз встречается с теоретической частью материала);
б) практическая часть выполняется по уровням (для повышения интереса применяю различные формы работы - сильный + сильный; слабый +сильный; группы по уровням; ученики-консультанты; консультация учителя, соседа, более сильного ученика).
3 этап. Повторение теоретического материала:
а) прочтение параграфа дома/на уроке;
б) запись основных понятий , формул, теорем, свойств в творческую тетрадь (тетрадь проверяется и оценивается-1 раз в четверть, по критериям- накопляемость тем, выработка своего стиля при оформлении блока темы, наглядность, аккуратность, разборчивость почерка).
4 этап. 3.Написание математического диктанта: (См. Приложение 3 и Приложение 4)
а) первая часть диктанта - проверка теоретического материала из учебника (задания типа «Закончи предложение…» (разрешаю пользоваться творческой тетрадью, тем самым повышаю мотивацию для систематического ведения творческой тетради);
б) вторая часть состоит из примеров (по уровням), если учащийся добросовестно выполнял работу в рабочей тетради, то успешно выполнит и эту часть диктанта.
В результате реализации всех этапов методической системы, можно заметить, что ученик на четырех этапах сталкивается с теоретической частью темы - при объяснении нового материала, прочтении, оформлении блока материала в творческой тетради (См. Приложение 5), при работе в рабочей тетради и пятый раз при написании самого математического диктанта, за выполнения которого учащийся получает отметку.
Математический диктант использую как оценочную работу. Использую эту форму оценивания знаний и основных умений на протяжении всего учебного года. За учебный год учащиеся выполняют от 30 до 35 диктантов. Такая форма применяется для диагностики затруднений и контроля знаний.
Написание диктанта активизирует внимание учащихся, эффективно тренирует устойчивость внимания, развивает оперативную память, умение сосредотачиваться, получать информацию на слух, решает проблему в организации урока.
Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря (творческая тетрадь), написание математического диктанта (оценочная работа), выполнение заданий(рабочая тетрадь-тренажёр), направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.
Если правильно и грамотно пользоваться данной системой, учитывая все её этапы, то можно сформировать у учащихся знания, навыки и умения, для реализации требований освоения основных образовательных программ.