Методы формирования навыка читательской грамотности в начальной школе на примере сплошных и несплошных текстов

Разделы: Начальная школа


«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта»
Л.Выготский

Последнее десятилетние в обществе нарастает противоречие - работодатели хотят видеть у выпускников такие качества, как умение сопоставлять, анализировать имеющуюся информацию, использовать полученные знания для решения жизненных задач. А учащиеся, наоборот, испытывают трудности при решении задач, ориентированных на жизненные ситуации.

Почему именно умение выявлять проблемы и находить их решение в жизненных ситуациях так важно именно сегодня? Долгое время в обществе не задумывались над этим вопросом, но и набор жизненных ситуаций, с которыми сталкивался каждый человек, был меньше, чем сейчас, и имеющихся знаний было достаточно для их решения. Сегодня поток информации огромен, и количество ситуаций, в которые мы попадаем, велико и разнообразно. Поэтому каждый человек должен уметь обрабатывать информацию, анализировать ее и применять в зависимости от жизненной ситуации - быть функционально грамотным членом общества.

И одна из важнейших задач современной школы - формирование навыка функциональной грамотности. А пути решения проблемы - это разработка и реализация системы работы по формированию функциональной грамотности школьников.

Чтобы сформировать навык функциональной грамотности, нужно знать её структуру. Функциональную грамотность можно рассматривать как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана: математическая грамотность, естественно-научная грамотность и т.д. Интегративные (коммуникативная, информационная, читательская и социальная грамотность) сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.

Я считаю, что при планировании урока, составлении заданий на формировании функциональной грамотности, учителя должны ориентироваться именно на интегративные компоненты. И кроме предметных действий, на конкретном уроке у ученика может формироваться какой-либо вид функциональной грамотности: или читательская, или информационная, или коммуникативная, или социальная грамотность.

Например, в начальной школе на уроке окружающего мира дети знакомятся с такими понятиями как иней и изморозь. Учитель может рассказать об этих явлениях природы, показать на картинке или видеоматериале. Или он может предложить ученикам самостоятельно выполнить следующее задание.

Представь, что ты собрался гулять и выглянул в окно. На улице ты увидел следующую картину:

Побелевшие деревья

Белый осадок на проводах

Какой вид осадков ожидает тебя снаружи? Обведи букву выбранного ответа.

А. Иней
Б. Изморозь
В. Гололедица

СПРАВКА.

  • Иней - это кристаллы снега. Они оседают тонким слоем на плоских поверхностях.
  • Изморозь - это кристаллики замёрзшей воды. Они образуются на тонких продолговатых предметах.
  • Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли.

Выполняя это задание ученики, не только получают предметные знания, но формируют навык читательской грамотности - анализируют, оценивают представленную в справке информацию, извлекают необходимую информацию. Формируют навык информационной грамотности - отбирают информацию в соответствии с учебной задачей.

Считаю, что важно сформировать все виды функциональной грамотности, но крепкий фундамент читательской грамотности особенно нужен в начальной школе.

Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Человек учится читать в пять-семь лет и читает всю жизнь. Однако, часто в школе мы сталкиваемся со следующими ситуациями:

  • В задании по математике нужно найти сумму и разность наибольшего и наименьшего числителя дробей. Дети начинают складывать и вычитать сами дроби…
  • В задании по окружающему миру «Расположи природные зоны России по порядку с юга на север: тайга, пустыня, тайга, тундра, арктическая пустыня, смешанные леса, степи, субтропики, широколиственные леса», дети выстраивают зоны с севера на юг…

Возникновение подобных ситуаций говорит о том, что при сформированном навыке чтения, отсутствует навык читательской грамотности - чтения, цель которого извлечение, анализ, оценка информации для решения конкретной задачи, а также умения представить собственную точку зрения. Необходимо заметить, что умение найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, зависит от общего понимания текста. Таким образом, умение работать с текстом - основной способ развития навыков читательской грамотности.

Для достижения данных целей, я использую метод таксономии (расположение, строй, порядок) Блума. Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система - пирамида. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков (от простого к сложному). Эта методика изначально была предусмотрена для оценки категорий усвоения и классификацию целей обучения. Она была адаптирована и используется для формирования навыка понимания текста. Это специальные вопросы, которые строятся по аналогии с таксономией Блума.

Дети знают, что есть простые вопросы, направленные на общее понимание текста, которые начинаются со слов Кто? Когда? Где? Как?Знают, что объясняющие вопросы нужно начинать со слова Почему? И так далее.

Уровень познавательной деятельности

Тип
вопросов

Примеры формулировки вопросов

Знание

Простые вопросы

Кто? Когда? Где? Как?
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Понимание

Уточняющие вопросы

Правильно ли я понял? Верно ли, что…?
Уточняют информацию.

Применение

Практические вопросы

Как можно применить? Что можно сделать?
Связывают информацию текста с
событиями реальной действительности

Анализ

Объясняющие вопросы

Почему?
Направлены на установление причинно-следственных связей.

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если…? Что бы изменилось, если бы…?
В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза.

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь…? Докажи, что..? Оцени…
Они направлены на оценку событий, явлений, фактов

Мы с детьми не только учимся отличать вопросы на разные уровни понимания текста, но и сами составляем к текстам вопросы разных уровней сложности.

В работе с произведением я редко использую пирамиду целиком. Например, мы зададим простые вопросы и найдем на них ответы, проанализируем - зададим вопрос почему? Найдем на него ответ. И закончим оценочным вопросом - зададим и, отвечая, выскажем свое мнение, дадим оценку этого произведения.

Кто? Когда? Где? - простые вопросы.
Почему? - вопросы, анализирующие произведение.
Я? - оценочные, направленные на оценку событий, явлений, фактов

Иногда я использую «перевёрнутую» пирамиду. Например, на уроке по произведению А.Гайдара «Горячий камень», мы с детьми поставили цель раскрыли авторский замысел, узнать, что хотел сказать автор. Для достижения этой цели, я использовала следующую пирамиду:

Фрагмент урока

Теперь вы готовы провести диалог с автором. Чтобы вести диалог, нужно уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Первый вопрос задала я.

Попробуйте в паре (знак МЫ) задать вопрос, который будет начинаться с …

Обратите внимание! Это должен быть такой вопрос, ответ на который можно было бы найти в тексте.

Повернитесь к паре, которая сидит позади вас. Задайте друг другу вопросы и найдите и подчеркните ответы в тексте.

Вы должны выбрать один вопрос и задать его другим группам, эксперты оценят и вопрос, и ответ.

Работа с вопросами

Группа 1 задайте свои вопросы. Сравните ответы…

Эксперты. Кто согласен?

Что было сложнее отвечать на вопросы или задавать их?

ОЦЕНКА Мы закончили диалог с автором. Оцените в плане урока каждый свою работу. Удалось все +, удалось частично +/-


В конце данного урока дети отвечали на самостоятельно заданный вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы прожить жизнь так, чтобы не искать «горячий» камень» (Как надо прожить жизнь?). И сравнивали свои ответы с ответом автора «Надо суметь свою жизнь прожить как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны…»

Очень ценны творческие вопросы: Что будет, если…? Что бы изменилось, если бы…?Дети с удовольствием их задают. А, отвечая, они создают свои истории, проекты.

«Ничего не существует вне текста. Весь мир текст», - сказал французский философ Жак Деррида. Действительно, в жизни мы сталкиваемся не только с текстами в журналах, книгах, но и извлекаем информацию из афиш, билетов, инструкций и т.д.

Составители теста PISA делят тексты на сплошные и несплошные. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни в журналах, учебниках. Это тексты литературных произведений, научные статьи учебные тексты (описание, повествование, рассуждение) и т.д.

К несплошным текстам относятся: графики; диаграммы; схемы; таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, карта местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; сайты и т.д.

При работе с несплошными текстами я стараюсь проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации для решения важных проблем в различных ситуациях, встречающихся в повседневной жизни ученика. А в качестве материалов для учебных заданий - объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д.

На примере таких заданий формируется навык как читательской, так и информационной грамотности.

Вопросы и задания к несплошным текстам я строю по аналогии с пирамидой Блума. Такие вопросы составили мои ученики, извлекая информацию из билета на выставку бабочек.

Текст 1

Знание

Какое мероприятие можно посетить с этим билетом?
По какому адресу находится выставка?
Детям какого возраста можно посетить выставку без сопровождения взрослого?
Часы работы выставки.

Понимание

Верно/неверно:
На данной афише дана информация о бабочках.
На выставке можно увидеть тропических мышей.
На выставку можно прийти только в сопровождении родителей.
На посетителей выставки садятся бабочки, пауки, скорпионы.

Применение

Перечисли информационных партнёров выставки.
Куда можно обратиться за дополнительной информацией о выставке?

Анализ

Можно ли брать в руки бабочек? Почему?

Синтез

Если бы ты организовывал выставку …

Оценка

Чем эта выставка уникальна?

Текст 2

Задание: определите, какой уровень знания текста проверяют вопросы и задания к тексту.


Вопросы и задания.

1. Сколько спектаклей предлагает афиша? (Знание)

2. Какое мероприятие можно было посетить 24 октября?

3. Кроме музыкальных сказок, какие ещё мероприятия предлагаются?

4. В какие дни можно посетить сразу два мероприятия?

5. На какое мероприятие мама может повести вместе Лену шести лет и Таню, которой три с половиной года?

6. Денису 9 лет. Какие мероприятия он может посетить?

7. Маша и Антон - первоклассники. Маше нравится делать кукол, а Антон очень любит цирк. Посоветуй каждому, что посетить.

8. Какое представление ты выберешь для себя? Почему?

Текст 3

Изучите меню и ответьте на вопросы. Определите, какой уровень знания текста меню проверяют вопросы и задания к тексту.

а) Сколько часов работает кафе «Школьное»? В ответе запиши только число. Ответ: _______

б) У семиклассника Дениса уроки заканчиваются в 13.45. Через 35 минут начинается тренировка по футболу, которая длиться 40 минут. Успеет ли он поесть в кафе, если дорога от секции до кафе занимает 10 минут, а на обед ему нужно потратить 30 минут? Обведи выбранный ответ:

А) ДА
Б) НЕТ

А - 100 руб.
Б - 200 руб.
В - 280 руб.

в) Помоги Денису рассчитать стоимость заказов:
  • 1 вариант заказа - куриный бульон и спагетти
  • 2 вариант заказа - зразы с рисом, салат с фунчозой
  • 3 вариант заказа - спагетти болоньезе, рыбная мимоза, куриный бульон
  • 4 вариант заказа - борщ и картофельный салат с цыпленком и грибами

Заполни вторую строку таблицы соответствующим буквами.

1 2 3 4

г) Денис удивился, что напиток входит в стоимость обеда. Сотрудник кафе объяснил ему, что это рекламных ход. Попробуй подобрать ещё несколько примеров того, как привлечь посетителей.

Выбери две буквы ответов.

А. Замена салфеток на столах на полосатые.
Б. Раздача листовок с описанием кафе на улицах.
В. Размещение по залу кафе плакатов с просьбой убирать за собой посуду.
Г. Проведение акции «Каждый 10 обед бесплатно».

Работа с несплошными текстами поможет справиться с заданиями Всероссийских проверочных работ (Образовательный портал «РЕШУ ВПР).

Считаю, если системно вести работу по формированию читательской грамотности, полученный навык станет для выпускника начальной школы определяющим для успешного обучения в среднем и старшем звене школы, овладении социальными компетенциями. А самое главное - вырастет ученик, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям во взрослой жизни.

Приложение 1

Использованная литература и источники

  1. Матюшкина М.Д., Белоусов К.Ю. Результаты ЕГЭ и функциональная грамотность выпускников // 2020.
  2. Логвина И.А., Н.В., Рождественская Л.В. Формирование навыка функционального чтения, 2012.
  3. Материалы сайта https://login.cerm.ru/
  4. Яндекс Картинки (афиша, билет на выставку бабочек).