Основные принципы организации уроков в системно-деятельностном подходе.

Разделы: Общепедагогические технологии


Урок в системно-деятельностном подходе - особый урок, который важен для развития личности каждого ученика, помогающий сориентироваться детям в разных учебных и жизненных ситуациях. Конечно, каждый урок должен быть познавательным, интересным, а главное деятельностным. Каждому ребенку необходимо дать особый настрой к учению. Педагог должен ставить перед собой только те учебные задачи, которые он будет реализовывать на каждом уроке, стимулируя учеников к новым открытиям. А сделать это не так уж и просто!

Развитие личности школьника происходит в реалиях обычного школьного урока. Каждая учебная задача нацелена на то, чтобы ребенок хотел что-то исследовать и помогать организовывать «встречу» учащихся с новым учебным материалом. Эта «встреча» и может быть выстроена как особая деятельность, ведь в процессе осмысления ученик учится ставить перед собой цели, придумывает пути достижения этих целей и, конечно, обсуждает свой результат с учителем и другими учениками. В ходе этой деятельности для ребенка становится значимым мнение другого человека. С одной стороны, у него формируются творческие способности, с другой-идет усвоение определенных нравственных норм. В ходе таких уроков во внутреннем мире ребенка происходят изменения - он «творит» вместе с другими учениками, прислушивается к их мнению, видит новые возможности открытия мира.

Урок в начальной школе в системно-деятельностном подходе можно рассматривать как коммуникативное событие. К примеру, на уроках литературного чтения встречу читателей с автором, которая может многое изменить в личности ребенка. На подобных уроках ученик осваивает новую позицию - позицию активного участника учебной деятельности. Безусловно, многое зависит от того, как учитель владеет предметным содержанием, не нарушает ли он учебную деятельность, владеет ли технологиями диалогового общения.

Урок в системно-деятельностном подходе имеет психологическую структуру. Такой урок начинается с установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доброжелательности, доверия. Этот психологический момент очень важен в первом классе, когда ребенок еще не умеет вступать в диалог и не знает своих собеседников. В данном случае ученикам необходимо предложить постепенно решать учебные задачи, во избежании осложнения организации учебной деятельности. После создания атмосферы доверительных отношений можно включать учеников в предметную деятельность - знакомить с новым содержанием. Со временем этот процесс для учеников станет естественным, ребята будут ждать знакомство с новым материалом. Учитель часто прибегает к созданию проблемной ситуации, и это очень интригует учеников. Появляется ситуация неопределенности, желание узнать, разгадать, понять… Именно эта ситуация требует вступления учеников в диалоговые отношения. Ученикам обязательно захочется узнать что-то новое, они будут ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Таким образом возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к учебной деятельности. На этом этапе учителем организуются учебные действия по исследованию решаемой ситуации, которые будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть разными - комбинированная, групповая, парная, индивидуальная.

Рассмотрим кульминационный момент урока… На каждом уроке не может быть совпадения точек зрения учащихся. Главное то, что учитель приведет детей к разгадке замысла исследования. В такой момент важно почувствовать изменения во внутреннем мире учеников. На данном этапе ребята должны понять, что вместе учиться легче и намного продуктивнее. В их осмыслении должна присутствовать некая точка завершенности в рассуждениях, итог совместной работы. Этот момент является рефлексией. Ученики рассуждают о том, изменилось ли у них внутреннее состояние, достигли ли они поставленных целей, на все ли вопросы найдены ответы, пришли ли они к новому пониманию учебного материала. Каждый ученик старается понять, какой вклад он внес в общую деятельность класса.

Таким образом, мы видим, какими могут быть уроки в системно-деятельностном подходе. Тип урока определяет формирование того или иного учебного материала в структуре учебной деятельности.