Современный ребёнок: шаги к взаимопониманию

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Профессия — педагог


Современный ребенок… Какой он? Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Мы привыкли ругать новое поколение, слышать о том, что современные дети не такие, какими были мы (наши родители, бабушки, дедушки…). А стоит ли ругать и быть такими категоричными по отношению к новому поколению? Однозначно - нет.

Современные дети наделены разными чертами: они активные и умные, агрессивные и добрые, продвинутые, творческие, глубоко мыслящие и поверхностные. И, конечно, смелые. Они не боятся высказывать своё мнение и добиваться желаемого. В общем, они противоречивые. Каждое новое поколение отличается от предыдущего. Но в наше время эти отличия стали особенно заметны. Смена поколений происходит теперь не каждые 10 лет, а каждые 3 года. И причиной этому является не изменения природы самого ребёнка или закономерностей его развития. Изменился мир. Изменилась наша жизнь, поменялись приоритеты.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. Психологи провели исследование, которое показывает, что произошли сдвиги кризиса 7 лет и подросткового возраста. Так, кризис, который дети прошлого века переживали перед поступлением в школу, сейчас проходят в возрасте 7-8 лет. Это повлекло за собой пересмотр методов обучения в начальной школе. Стиль общения между учеником и учителем стал носить личностно-ориентированный характер. Дети на уроке общительны и открыты, помогают и выручают друг друга. Это не может не радовать.

Современные дети - это дети информационного века. Они легко находят и схватывают информацию, легко разбираются в информационных технологиях. Эти дети уникальны. И обладают уникальными интеллектуальными способностями. Важно помочь им раскрыть их. Для того чтобы добиться наилучшего результата, педагог должен сам владеть современными информационными технологиями, развиваться вместе с детьми, быть с ними на одной волне. Ведь как писал Л.Кэррол: «Надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте». Педагогу важно «бежать» очень быстро, чтобы оставаться настоящим Учителем, чтобы понимать интересы ребёнка, чем живёт его ученик, чтобы говорить со своим учеником на понятном для обоих языке. Такой живой интерес со стороны учителя, рождает доверие к нему у ребёнка. На мой взгляд, именно доверие рождает взаимопонимание. Люди всех возрастов хотят быть услышанными. Важно слышать и уважать мнение ребёнка, быть открытым для общения с ним. Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае - это роскошь, а в другом- профессиональная необходимость. В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение педагог организует поведение и деятельность учеников, помогает преодолеть трудности и не потерять веру в свои возможности. Ребенок - это личность. И наша задача, как взрослых, помочь раскрыть самые прекрасные её качества. Для наилучшего взаимопонимания ребёнка и педагога, мы должны создать в коллективе дружелюбную, теплую атмосферу, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, спокойно и безопасно. Ребёнок имеет право быть разным: послушным, шаловливым, любопытным или молчаливым. Как и у взрослого, у него бывает разное настроение, а поэтому нельзя запрещать проявление детских чувств, какими бы они не были.

За время работы, я сформулировала для себя некоторые правила:

1. Для улучшения взаимопонимания педагога и детей необходимо уметь сопереживать. Дети сильнее переживают трудности, болезненнее воспринимают проблемы. Педагог наедине с ребёнком должен обсудить с ним то, что он чувствует. Так маленький человек научится переживать неприятности, не скрывать свои чувства и эмоции.

2. Приходя к ученику, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы.

3. Общайтесь с ним, а не со своими представлениями о нем.

4. Не стройте общение с детьми «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова Я.Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Задача учителя - это воспитание и обучение детей. Воспитание - это каждодневный труд, требующий не только сил, времени, но и большой любви, терпения, умения и желание понять маленького человека, помочь ему преодолеть трудности и укрепить веру в собственные силы и возможности.