На сегодняшний день толкований понятия «рисунок танца» в современной литературе существует не так много, как хотелось бы. Известный артист балета и хореограф Захаров Р.В. дает нам определение понятия «рисунок танца», который в хореографии имеет двоякий смысл: «рисунок - это перемещение танцующих по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя возможные танцевальные фигуры и формы передвижения по сцене». [5, с.85]
В работе Н.А.Александровой «Балет. Танец. Хореография» «рисунок танца» трактуется как «схема передвижения в пространстве» [1, с.235].
Существует одно определение термина «рисунок танца» - «это расположение и перемещение танцующих на площадке, т.е. рисунок танца рассматривается как композиционный рисунок и композиционный переход. Композиционный рисунок - это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене, а композиционный переход - это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.
На сегодняшний день видов рисунка танца существует достаточно много. Спектр их разнообразия и применения балетмейстером порой поражает даже самого утонченного зрителя. Из истории мы видим, что ни один исторический этап в жизни человека, начиная с первобытного времени и заканчивая сегодняшним днем, не может обойтись без танца. Каждому танцу определенной национальности присущи свои виды рисунка танца. И приступая к работе над новой композицией, хореограф должен сам еще знать характерный рисунок данного танца и отличать их от рисунков других наций. Также существуют самые простейшие виды танцевального рисунка, такие как круг, квадрат и линия, которые могут использоваться в любом танце, любого народа.
Каждый хореограф применяет в своей композиции тот рисунок танца, который соответствует замыслу его постановки, соответствует способностям исполнителей, подходит к эскизам декораций и костюмов, музыкальному сопровождению и т.д. Рисунок танца должен развиваться логично в композиции, способствовать наиболее яркому выявлению художественного образа.
Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:
- Стандартные
- Линейные - в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.
- Круговые - данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.
- Комбинированные - в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.
Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали - все это мы используем в танцевальном рисунке.
Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:
Диагональ. Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики,
- воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т.п.,
- все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца.
Круг. Круговые танцы - движение танцующих по кругу - еще берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [5, с.85-86]
Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:
Одноплановый рисунок - это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.
Многоплановый рисунок - это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.
Другая трактовка:
Одноплановый рисунок - все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне.
Многоплановый - исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях.
Например, в индийском танце распространен одноплановый рисунок танца, так как танцы чаще исполняются соло и массовые танцы - редкость.
Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен подробно изучить фольклорный материал.