Методическая разработка урока "Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца"

Разделы: Физика

Ключевые слова: электрический ток, закон Джоуля-Ленца


Составлена в соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Дисциплина: Физика.

Тема урока: Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Цели урока.

Обучающие:

  • Сформировать понятия мощности и работы электрического тока.
  • Изучить закон Джоуля-Ленца.
  • Повторить единицы измерения работы, мощности, количества теплоты.
  • Обучить студентов методам решения задач на расчет количества теплоты, работы и мощности электрического тока.

Развивающие:

  • Формировать практические умения и навыки.
  • Научить студентов использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности.
  • Развивать навыки групповой работы и умение вести диалог.
  • Научить решать проблемные задачи, анализируя новую ситуацию на основе полученных знаний.

Воспитывающие: Прививать интерес к физике как науке, воспитывать личностные качества добросовестного исполнителя и слушателя, дисциплинированность.

Методы

  • обучения: интерактивный (беседа, диалог);
  • преподавания: объяснительно-побуждающий;
  • учения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемное изложение, решение задач.

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент.
Цели этапа:
- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности вовлечься в учебную деятельность;
- способствовать повышению мотивации учения.
Цели этапа урока достигаются посредством:
-объявления темы урока и постановки общих целей урока, выделения учебных задач по этапам урока;
- разъяснения роли изучаемого материала в жизни.

1.1. Проверка наличия обучающихся.
1.2. Целевая установка на урок.
Тема урока: «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца»

Задачи урока
1. Повторение ранее изученного материала по теме «Электрический ток». Проведение устного и письменного опросов:
1) в форме диктанта на знание формул и определений;
2) индивидуальных заданий с электрическими схемами.
2. Изучение нового материала по теме «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»
3. Закрепление изученного материала в виде решения расчетных и проблемных задач по теме урока.
4. Обобщение полученных знаний в ходе ответов на контрольные вопросы.

2. Опрос.
Цели этапа:
- установить уровень усвоения знаний;
- определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;
- стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе.
Цели этапа урока достигаются посредством:
-организации фронтального опроса по пройденному учебному материалу;
- организации индивидуальной и групповой деятельности по решению задач;
- проведения оценки выявленного уровня знаний;
- проведения оценки активности в проведенном опросе.

2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения):

1. Урок начинается с проведения эксперимента «Построение ВАХ проводника». Используются источник тока, амперметр, вольтметр, реостат.

2. Вопросы: Что такое вольт-амперная характеристика проводника? Почему вольт-амперная характеристика для проводника с большим сопротивлением возрастает более полого, чем для проводника с меньшим сопротивлением?

Ответ: Вольт-амперная характеристика - зависимость силы тока в проводнике от напряжения. Сопротивление численно равно котангенсу угла наклона графика ВАХ, поэтому, чем больше сопротивление проводника, тем меньше угол наклона.

3. Проводится физический диктант.
Физический диктант
Ответы

4. Работа по карточкам
Раздаточный материал

3. Изучение нового учебного материала (способов действий).

Цели этапа:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий;
- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством формирования умений рационального составления конспекта лекции;
- формировать техническое мышление обучающихся посредством решения расчетныхи проблемных задач.
Цели этапа урока достигаются посредством:
- объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности, наглядности;
- пояснений по рациональному конспектированию изучаемого материала;
- рассмотрения алгоритмов решения расчетных и проблемных задач.

1. Проводится объяснение нового учебного материала с помощью презентации:
Презентация
слайды 1-11
2. Решение задач у доски:

4. Закрепление учебного материала.
Цели этапа:
- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;
- организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала.

Цели этапа урока достигаются посредством:
- организации фронтального опроса и самостоятельного решения задач.
- проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе, оценка индивидуальной работы обучающихся.

Закрепление изученного материала проводится в виде фронтального опроса и выполнения самостоятельной работы в виде решения задачи:
1. Фронтальная работа по вопросам:
Презентация
Слайды 12-16

5. Задание на дом.
Цели этапа:
- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;
- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания).
Цели этапа урока достигаются посредством:
- выставления и обоснования отметок обучающимся;
- определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания;
- создания условий для дифференцированного выбора обучающимися заданий для самостоятельной работы.

Подведение итогов урока.
1. Объявляются оценки, полученные в ходе урока, комментируется каждая оценка).

2. Задание на дом.
Изучить пп 8.10-8.12 (учебник Дмитриевой), используя опорный конспект,

Самостоятельная работа с ресурсом
http://www.insidecarelectronics.com/
zakon-oma-fizika-processa-na-primere-
dvizheniya-vodi-formuli-zavisimosti-
soprotivleniya-napryazheniya-sili-toka-i-moshchnosti/