Развитие исследовательских способностей школьников посредством лаборатории под открытым небом ЭKOLAB

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Аннотация проекта

Данный проект предлагает создать лабораторию под открытым небом ЭKOLAB при Агинской средней общеобразовательной школе №4 городского округа «Поселок Агинское» для развития исследовательских способностей школьников. Данная лаборатория даст возможность школьникам: закрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии и экологии практически; развить исследовательские навыки; овладеть методами полевых исследований; приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием и приборами; научиться проводить наблюдения за животными и растениями; приобрести умения обрабатывать материал наблюдений, а также сформировать у детей чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России и Забайкальского края, через работу в экологической лаборатории под открытым небом ЭKOLAB.

Китайская мудрость гласит:

«Я слышу - я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я делаю - я усваиваю»

Актуальность

Ответственность за полноценное экологическое образование в нашей стране принадлежит общеобразовательной школе, это подтверждается в статье 2 Закона Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. №996 указывается на то, что: «Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии».

Концепцией развития дополнительного образования детей, сегодня на первый план выдвигаются следующие ценности и задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста. Также, согласно ФГОС современная школа должна не только помочь школьникам в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но применять их на практике, а также проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность и раскрыть свой творческий потенциал. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, для развития исследовательских способностей школьников необходимо создать специальные условия, где школьник мог бы развивать свои исследовательские способности.

В Агинской средней общеобразовательной школе №4 городского округа «Поселок Агинское», мы предложили создать лабораторию под открытым небом ЭKOLAB, как площадку для развития исследовательских способностей школьников. Данная лаборатория даст возможность школьникам: закрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии и экологии практически; развить исследовательские навыки; овладеть методами полевых исследований; приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием и приборами; научиться проводить наблюдения за животными и растениями; приобрести умения камеральной обработки собранного материала во время полевых практик, а так же создаст условия для социального и профессионального самоопределения школьников. Будет способствовать формированию у детей чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России и Забайкальского края.

Цель проекта: создание лаборатории под открытым небом ЭKOLAB для развития исследовательских способностей учащихся.

Задачи:

  • разработать комплекс дидактических и методических материалов для организации работы лаборатории под открытым небом;
  • организовать круглогодичную работу лаборатории под открытым небом ЭKOLAB;
  • подготовить площадку для работы станций лаборатории под открытым небом.

Новизна проекта заключается в определении путей развития исследовательских способностей школьников, во внедрении и использовании в работе педагогических технологий (педагогика сотрудничества, технология развивающего обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения, исследовательская деятельность) посредством организации лаборатории под открытым небом ЭKOLAB в МАОУ «АСОШ №4».

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • эффективное функционирование лаборатории под открытым небом ЭKOLAB;
  • обустройство станций лаборатории под открытым небом;
  • создание дидактической и методической базы для организации работы лаборатории;
  • формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
  • повышение уровня исследовательских компетенций по биологии и экологии школьников;
  • улучшение качества экологического воспитания и образования через реализацию комбинированной образовательной программы «Лаборатория под открытым небом ЭKOLAB».

Ожидаемые эффекты от реализации проекта:

  • социализация школьников, через участие в созидательной деятельности на благо окружающей среды, сохранение природы;
  • повышение самостоятельности школьников в области исследовательской деятельности эколого-биологического направления;
  • дальнейшее участие обучающихся АСОШ №4 с исследовательскими работами, которые были проведены на станциях эко лаборатории в конкурсах и конференциях различного уровня;
  • благоустройство определенной общественной территории: экологическая тропа, искусственный пруд, и т. д.

Целевая аудитория проекта:

  • учащиеся с 5-10 классов;
  • педагогический коллектив

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственные

Первый

Разработать дидактические и методические материалы:
-Дополнительная образовательная программа;
- рабочие тетради с тематическими заданиями полевой практики на станциях лаборатории (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Февраль - Март

учитель биологии и химии Гатапова Е.Б.

Второй

Благоустройство стационарных станций лаборатории:
- выбор 4 участков для стационарных станций - лес, степь, водный объект (искусственный пруд пгт Агинское), пришкольный участок;
- экодесант чистоты территории выбранной для станций;
- установка на каждой из 3 станций: навеса, рабочего стола вместимостью 15 человек, лавки. Покраска деревянных конструкций.

1 мая - 25 мая

Организаторы проекта - учителя биологии, экологии, географии и т.д.
- учащиеся с 5-11 класс

Третий

Организация работы эко лаборатории под открытым небом во время учебного процесса, внеучебной деятельности (клуб «ЭКОLAB») и работы летнего профильного лагеря «ЭКОС»
Привлечение партнеров

1 июня - 21 июня и в последующем

Организаторы проекта

Четвертый

Оформление исследовательских работ по итогам практических/ лабораторных работ/экспериментов/наблюдений во время полевой практики на станциях эко лаборатории.
Разработка методических рекомендаций.

Организаторы проекта
Учащиеся
Партнеры проекта

ОПИСАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭKOLAB - это площадка, на которой любой школьник и команда школьников могут развить свои знания о растительном и животном биоценозе Родного края, охране окружающей среды, природоохранной деятельности, проявить инициативу и найти единомышленников в деле защиты природных экосистем.

В лаборатории под открытым небом используют групповую форму работы естественно научной направленности, проводимые в полевых условиях на экологической тропе, расположенной в лесном массиве школьного лесничества, водном объекте и школьной площадке.

На территории участка местности, выбранного для организации стационарных станций, необходимо иметь достаточно разнообразный, умеренно пересеченный рельеф с характерными сочетаниями различных его форм.

ЭКОLAB функционирует в течение учебного года и реализуется через комбинированную образовательную программу «Лаборатория под открытым небом ЭKOLAB», которая рассчитана на 27 часов:

1. Во время учебного процесса, как внеаудиторная деятельность - 12 часов.

Класс

Осень

Зима

Весна

Итого часов

5-6
Ботаника

4

2

1

7

7
Зоология

3

2

5

2. Во время внеучебного процесса, работы клуба «ЭКОLAB» - 8 часов.

3. Во время работы профильного лагеря ЭКОС - 7 часов.

Число учащихся при данном варианте будет составлять 40 человек - учащиеся 5-10 классов. Все дети делятся на группы по 10 человек. Группы формируются разновозрастные.

Под руководством учителей биологии, экологии и географии школьники проводят наблюдения, измерения, зарисовки, сбор гербарного материала, простейшие опыты в природных условиях с последующей обработкой в классе. С учителем химии учащиеся берут пробы воды, почвы и т.д., а затем исследуют. Учителя русского языка помогают грамотно составить отчет по проделанному практикуму, научат пользоваться справочной литературой, умело построить свое выступление на конференции по итогам практикума. Под руководством учителя технологии ученики выполняют различные работы по благоустройству станций экологической лаборатории.

Работа ЭКОLAB организуется так, чтобы соблюдался распорядок дня профильного лагеря. В дни полевых практик на станциях необходимо учитывать сухие пайки, заменяющие обед, для того чтобы непрерывно в течение нескольких часов завершить намеченный объем работ по изучения природного объекта.

Организатором всей деятельности учащихся в каждой группе в период функционирования эко лаборатории выступает руководитель. Он следит за четким выполнением учениками расписания занятий, организует необходимую консультацию, оказывает помощь при оформлении результатов и написания отчета по итогам практикума и преобразования его в исследовательскую работу.

Каждая станция лаборатории оборудована столами и скамейками для выполнения тематических и практических заданий и располагается на Экологической тропе школьного лесничества АСОШ №4. Тропа граничит с субарганом на сопке «Хонин Хушун», где проходят религиозные буддийские молебны, таким образом, подъезд и пути пешего подхода к Эко тропе обеспечивает проселочная дорога.

Экологическая тропа своевременно облагораживается. Ежегодно закрепляется за отдельным классом, который в свою очередь в рамках проектной деятельности проводит мероприятия по обустройству тропы.

Полевой практикум-лаборатория, подразумевает, что каждая группа во время прохождения маршрута по станциям лаборатории, выполняют задания полевой практики и вносят результаты исследований, принятых решений в рабочую тетрадь

Этап №1 «Водная экология». Работа в полевой лаборатории позволит учащимся получить расширенные знания об основных экологических группах гидробионтов, их видовом и количественном составах, экологии отдельных видов, стадиях развития и типах взаимоотношений в водных экосистемах. Освоение биоиндикационных методов позволит адекватно оценивать качество среды и место человека в его формировании.

Этап № 2 «Почвоведение». Работа в полевой лаборатории позволит учащимся получить расширенные знания по почвообразованию, о морфологических признаках, физических и химических свойствах почв.

Этап №3 «Лесоразведение». Сроки и способы посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест, время сбора семян, сроки сертификации и правила хранения. Умение определять 5 пород деревьев и кустарников по семенам. Расчёт потребности семян при различных способах посева. Подготовка почвы и посев семян, посадка саженцев с оголённой и закрытой корневой системой.

Этап № 4 «Орнитология». Работа в полевой лаборатории позволит учащимся получить расширенные знания о птицах, обитающих в Агинском округе, их видовом и количественном составе, экологии отдельных видов, типах взаимоотношений, научиться отличать птиц по силуэтам и голосам.

Этап №5 «Энтомология». Работа в полевой лаборатории позволит учащимся получить расширенные знания о беспозвоночных обитателях типичных биоценозов, их видовом и количественном составах, экологии отдельных видов, стадиях развития и типах взаимоотношений, а также зооценотических связях между отдельными группами и видами организмов.

Этап № 6 «Растительное сообщество и лекарственные растения». Работа в полевой лаборатории позволит учащимся изучить видовое разнообразие растительных сообществ исследуемой территории, отработать методики по изучению растительного покрова.

Этап № 7 «Экология. Принятие решений». Школьникам даются описания определённых экологический ситуаций, и предлагается прокомментировать их с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Ресурс

Внутренний

1

Временные

1 учебный год

1

Материально-технический

- Строй материалы для благоустройства станций.
- ОРГ техника.
- Лабораторное оборудование.
- Кабинеты химии, географии АСОШ №4.
- Автотранспорт для перевозки строй материалов.

2

Человеческие

Администрация, педагогический коллектив, учащиеся и родители АСОШ №4

3

Финансовые

Спонсорская помощь

4

Информационные

Библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, периодические издания

Возможные риски проекта и их минимизация

  1. Конструкции/ построения стационарных станций могут быть сломаны вандалами. Разъяснительные работы с местным населением через родителей школьников о важности данного проекта.
  2. Отсутствие лабораторного оборудования, для более глубокого изучения окружающей среды. Участие в грантовых проектах.

Перспектива развития проекта

  1. Участие лучших исследовательских работ, проведенных на станциях лаборатории в НПК и экологических конкурсах.
  2. Участие школьников на экологических слетах не только окружного и краевого масштаба, но и всероссийского уровня «Подрост».
  3. Организация акций по защите окружающей среды, по итогам проведенных исследований на станциях лаборатории под открытым небом ЭKOLAB.
  4. Разработка методических рекомендаций по организации лаборатории под открытым небом ЭKOLAB.

Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии

Показатели

Сформированность предметных и метапредметных знаний и умений

1. Повышение качества облученности по предмету более 80%
2. Повышение качества выполнения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Повышение уровня исследовательских компетенций по биологии и экологии школьников

1. Повышение интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности по биологии и экологии у школьников.
2. Высокое количество и качество исследовательских работ школьников, которые разработаны в рамках лаборатории, участвующие и победа в НПК.
3. Победы в предметных олимпиадах разного уровня и победа в них.

Улучшение качества экологического воспитания и образования через реализацию комбинированной образовательной программы «Лаборатория под открытым небом ЭKOLAB»

Участие школьников экологических акциях по защите окружающей среды: посадка 1 гектара сосны обыкновенной, уборка и благоустройство общественных территорий и т.д.
Создание добровольческого движения «Добрые сердца».