Формирование здорового образа жизни у студента

Разделы: ОБЖ


Воспитание здорового человека является важнейшей социально педагогической проблемой, стоящей перед современной системой образования.

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача.

Как показывают современные исследования - здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна на данный момент. Проблема здоровья, развития и воспитания студентов остаётся важнейшей государственной проблемой.

В соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения здоровье студентов является неотъемлемой составной частью образовательного процесса.

Сейчас жизнь ставит новую задачу - формировать у студентов потребность в ведении здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение и т.д.) [1]. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы эти слова не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого студента. То есть этому надо научить. Крайне важно создавать у подрастающего поколения культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Обучение здоровому образу жизни - целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровье сбережении и научит студентов отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Важными аспектами глобальной проблемы здоровья человека являются социальные проявления понятий и поведения социальных групп в их отношении к вопросам укрепления здоровья на всех уровнях, т. е. в индивидуальном поведении, в формировании норм, ценностей, убеждений и предпочтений социальных групп.

Поведение отдельного человека или группы людей может быть соответствующим современному пониманию здорового образа жизни, но может быть недостаточно осмысленным из-за недостаточности или ложности полученных знаний. Кроме того, понимание значимости здорового об­раза жизни еще не гарантирует соблюдения его требований.

Практическая реализация здорового образа жизни отдельного человека определяется многими факторами социального, экономического, экологического и т.д. характера. Тем не менее, большинство ученых считает, что главной действующей силой, способной коренным образом изменить отношение каждого человека к своему здоровью, является свет образования.

Здоровый образ жизни, как форма жизнедеятельности, характеризуется направленностью в деятельности личности на укрепление личного и общественного здоровья и является главной ценностью и необходимой потребностью человека. Социальная значимость проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) и укрепления физического здоровья населения актуализирует ряд важнейших аспектов в данной сфере, это прежде всего, уровень общей культуры, образованности и социальной активности, осознанный индивидуальный подход к физкультурно-спортивной деятельности, устойчивая потребно-мотивационная сфера личности, а также социализация и ценностная ориентация молодежи на активное участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительного характера [2].

Различный уровень воспитания, культуры и сознания личности при одинаковом уровне потребностей в обществе обуславливает свой индивидуальный способ их удовлетворения. Индивидуальный подход ориентирует человека на здоровый образ жизни, в котором находят яркое отражение индивидуально-психологические особенности конкретной личности. Взаимосвязь общей культуры личности и осознанной потребности в самосовершенствовании является решающим фактором культурного физического развития личности. Успешная ориентация молодежи на здоровый образ жизни во многом обусловлена созданием благоприятных условий для саморазвития личности.

К этим условиям можно отнести: разработку методики привития и освоения обучаемыми принципов здоровье сберегающего поведения, воспитание положительной мотивации на ЗОЖ, усиление воспитательного воздействия на обучаемых администрации и преподавательского состава ВУЗа в соблюдении ЗОЖ, расширение диапазона средств и форм физической культуры и спорта в образовательном процессе, активное использование различных средств информации о пользе здоровье сберегающего поведения.

Состояние потребностно-мотивационной сферы позволяет определить и контролировать направленность личности на соблюдение ЗОЖ, систему индивидуальных целей и, таким образом, составлять прогноз здоровье сберегающего поведения человека в процессе его жизнедеятельности.

Таким образом, здоровый образ жизни - понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение как каждого человека, так и общества в целом. От здоровья и жизнерадостности обучающихся зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней или физических дефектов.

Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8-10 %), медицины (8-10 %) [3]. Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья студентов является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции преподавателей.

Именно поэтому в процессе воспитания у студентов потребности в здоровом образе жизни мы занимаемся формированием элементар­ных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараемся отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях.

Работая над воспитанием у студентов потребности в здоровом образе жизни, мы пришли к выводу, что учебные заведения могут и должны быть местом укрепления здоровья студентов.

А главная цель педагогической деятельности преподавателя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознатель­ное привлечение каждого студента к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

Библиографический список

  1. Сериков С.Г. Отражение роли здоровье сбережения в подготовке специалистов по физической культуре // Теория и практика физ. культуры. 2000. 4 С. 15-17.
  2. Карницкий Г.Г. Современные аспекты охраны здоровья учащихся. Ме_ 2000.
  3. Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни. Мн.: Национальна» институт образования, 2007.