Воспитание здорового человека является важнейшей социально педагогической проблемой, стоящей перед современной системой образования.
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача.
Как показывают современные исследования - здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна на данный момент. Проблема здоровья, развития и воспитания студентов остаётся важнейшей государственной проблемой.
В соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения здоровье студентов является неотъемлемой составной частью образовательного процесса.
Сейчас жизнь ставит новую задачу - формировать у студентов потребность в ведении здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение и т.д.) [1]. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы эти слова не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого студента. То есть этому надо научить. Крайне важно создавать у подрастающего поколения культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.
Обучение здоровому образу жизни - целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровье сбережении и научит студентов отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Важными аспектами глобальной проблемы здоровья человека являются социальные проявления понятий и поведения социальных групп в их отношении к вопросам укрепления здоровья на всех уровнях, т. е. в индивидуальном поведении, в формировании норм, ценностей, убеждений и предпочтений социальных групп.
Поведение отдельного человека или группы людей может быть соответствующим современному пониманию здорового образа жизни, но может быть недостаточно осмысленным из-за недостаточности или ложности полученных знаний. Кроме того, понимание значимости здорового образа жизни еще не гарантирует соблюдения его требований.
Практическая реализация здорового образа жизни отдельного человека определяется многими факторами социального, экономического, экологического и т.д. характера. Тем не менее, большинство ученых считает, что главной действующей силой, способной коренным образом изменить отношение каждого человека к своему здоровью, является свет образования.
Здоровый образ жизни, как форма жизнедеятельности, характеризуется направленностью в деятельности личности на укрепление личного и общественного здоровья и является главной ценностью и необходимой потребностью человека. Социальная значимость проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) и укрепления физического здоровья населения актуализирует ряд важнейших аспектов в данной сфере, это прежде всего, уровень общей культуры, образованности и социальной активности, осознанный индивидуальный подход к физкультурно-спортивной деятельности, устойчивая потребно-мотивационная сфера личности, а также социализация и ценностная ориентация молодежи на активное участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительного характера [2].
Различный уровень воспитания, культуры и сознания личности при одинаковом уровне потребностей в обществе обуславливает свой индивидуальный способ их удовлетворения. Индивидуальный подход ориентирует человека на здоровый образ жизни, в котором находят яркое отражение индивидуально-психологические особенности конкретной личности. Взаимосвязь общей культуры личности и осознанной потребности в самосовершенствовании является решающим фактором культурного физического развития личности. Успешная ориентация молодежи на здоровый образ жизни во многом обусловлена созданием благоприятных условий для саморазвития личности.
К этим условиям можно отнести: разработку методики привития и освоения обучаемыми принципов здоровье сберегающего поведения, воспитание положительной мотивации на ЗОЖ, усиление воспитательного воздействия на обучаемых администрации и преподавательского состава ВУЗа в соблюдении ЗОЖ, расширение диапазона средств и форм физической культуры и спорта в образовательном процессе, активное использование различных средств информации о пользе здоровье сберегающего поведения.
Состояние потребностно-мотивационной сферы позволяет определить и контролировать направленность личности на соблюдение ЗОЖ, систему индивидуальных целей и, таким образом, составлять прогноз здоровье сберегающего поведения человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, здоровый образ жизни - понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение как каждого человека, так и общества в целом. От здоровья и жизнерадостности обучающихся зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8-10 %), медицины (8-10 %) [3]. Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья студентов является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции преподавателей.
Именно поэтому в процессе воспитания у студентов потребности в здоровом образе жизни мы занимаемся формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараемся отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях.
Работая над воспитанием у студентов потребности в здоровом образе жизни, мы пришли к выводу, что учебные заведения могут и должны быть местом укрепления здоровья студентов.
А главная цель педагогической деятельности преподавателя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого студента к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Библиографический список
- Сериков С.Г. Отражение роли здоровье сбережения в подготовке специалистов по физической культуре // Теория и практика физ. культуры. 2000. 4 С. 15-17.
- Карницкий Г.Г. Современные аспекты охраны здоровья учащихся. Ме_ 2000.
- Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни. Мн.: Национальна» институт образования, 2007.