Приемы работы над развитием внимания детей с ОВЗ на уроках русского языка, речи и альтернативной коммуникации

Разделы: Инклюзивное образование


В период своей педагогической деятельности я осознала, что внимание - важная сторона познавательной деятельности. Развивать и совершенствовать внимание обучающегося столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание, как мы знаем, выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания у ребенка мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения им выполняются более аккуратно и четко.

Развитием внимания ребёнка необходимо заниматься с самого раннего возраста.

У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень всех психических процессов, внимания в том числе.

Практика показывает его неустойчивость, рассеянность, низкую концентрацию, трудности переключения, узкий объём.

Порой бывает сложно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей с ОВЗ и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети с ОВЗ действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

У детей с ОВЗ отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества.

Наблюдения, опыт работы с детьми с ОВЗ показывают, что у них лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное.

Так как ведущей деятельностью ребенка с ОВЗ является игровая деятельность, то соответственно я стараюсь развивать внимание посредством игровой деятельности.

Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают мне возможность проводить многократное повторение материала.

В своей деятельности использую дидактическую игру, так как она является одной из форм обучения, которая развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку. Загадки расширяют их кругозор, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.

С целью формирования познавательного интереса у обучающихся, подбираю образный яркий занимательный материал, например, провожу «цветной» диктант, комплексную работу над текстом. Даю упражнения на тренировку произвольного внимания. Например, задание «Найди лишнее слово», чтобы получились известные стихотворные строчки (отрывки в распечатанном виде лежат перед обучающимся); «Поставь слова на место, чтобы ритм сохранился».

Целью упражнения «4-е лишнее» является включить обучающегося в речевую деятельность, активизировать его внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

С целью развития переключаемости внимания даю упражнение «Один - много». Обучающемуся предлагаю слова в единственном или множественном числе, а он должен записать наоборот - во множественном или единственном.

Использование приведённых упражнений способствует не только развитию уровня внимания, но и повышает интерес к занятиям, делает уроки увлекательнее и разнообразнее, повышает познавательную активность обучающихся, формирует интерес к знаниям, развивает учебную мотивацию, инициативу и стремление к творческой деятельности.

На каждом уроке, каждую тему я стараюсь объяснять доступным для обучающегося языком, учитывая его психологические особенности, используя наглядные пособия в соответствии с темой. Считаю обязательным следить за вниманием обучающегося, постоянно привлекать его внимание.

В своей работе с детьми с ОВЗ для развития внимания я использую дидактические, настольно-печатные игры, игры с пальчиками, психогимнастику, подвижные и малоподвижные игры. Для развития как произвольного внимания, так и всех остальных психических процессов, подвижная игра создает наиболее привлекательные условия.

Разнообразные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения игр.

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают игры, как и любую другую деятельность, а некоторые им и вовсе недоступны. Я понимаю тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи.

Чаще стараюсь использовать подвижные игры, развивающие слуховое внимание. Например, такие как «Слушай звуки», «Узнай по голосу» и другие.

Также эффективно использую игры, развивающие зрительное, двигательное внимание. В данном случае приходят на помощь такие игры, как «Дождь», «Все пальцы «скачут» по столу», «Пешком шагали мышки», игра на лексическую тему: «Дикие животные».

В целях развития слухового внимания провожу игру «Кто как играет?».

Игра «В лесу» помогает развитию артикуляционной моторики, а игра «Где мишка?» формирует навыки и умения понимания речи.

Успешно использую в своей работе подвижные игры на объем, переключение, сосредоточенность внимания:

«Кто живет в лесу?», «На чем будем путешествовать?», «Разноцветные шары», «Найди свой домик», «Что бывает желтое?».

По уровню сложности наиболее доступными для детей с ОВЗ являются сюжетные подвижные игры. Сюжетные игры опираются на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим выбираю такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, предметах быта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных.

В ходе систематического проведения подвижных игр на развитие внимания, хочу отметить, что дети становятся более внимательны, выдержанны при проведении подвижных игр, могут объяснить правила игры.

Наблюдается развитие всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым.

Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому с помощью игры у ребенка корректируется и развивается восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, повышается умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Выполняя задания, ребенок развивает внимательность, тренирует наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме.

Использование информационно-компьютерных технологий также играет важную роль в организации учебного процесса. ИКТ использую на всех этапах и видах урока, то есть как и для актуализации знаний, так и для контроля.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук - это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.