Детско-родительский практикум «Пусть каждый день приносит счастье!»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: взаимодействие родителей с детьми


Участники: родители и дети младшего школьного возраста. Группа не более 10 человек - 5 родителей и 5 детей (возраст 9-11 лет).

Цель: оптимизировать детско-родительские отношения.

Задачи:

  • развивать доверительные отношения между родителем и ребёнком, согласованность совместных действий;
  • повысить осознанность мотивов воспитания и развития в семье;
  • содействовать самоисследованию

Материалы и оборудование: вырезанный из бумаги силуэт человечка на каждого участника (Приложение 1), ствол дерева (Приложение 2) и листья с фразой «Я счастлив(а) когда….» (Приложение 3), беспроводная музыкальная колонка, ноутбук, аромалампа с эфирным маслом (лимона или бергамота).

Время проведения: 40-50 минут.

Этап 1. Организационно-мотивационный

Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада вас приветствовать и благодарю, что нашли возможность прийти вместе. Предлагаю сегодня во время нашего занятия отправиться в путешествие и узнать в чем секрет счастья. А чтобы путешествие состоялось, прошу вас соблюдать правила нашего занятия:

У нас сегодня НЕЛЬЗЯ:

  • скучать,
  • лениться,

У нас сегодня МОЖНО:

  • общаться,
  • ошибаться,
  • задавать вопросы,
  • быть активным,
  • помогать друг другу при необходимости.

Согласны? Хорошо, тогда пора отправляться в путь и для начала предлагаю представить друг друга.

Приветствие

Поздороваться руками (по кругу, передавая «Ласковые руки»)

Игра «Похвалилки»

Цель. Знакомство участников друг с другом, повышение самооценки.

Содержание. Все участники встают в круг. Ведущий выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо...», называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях. Причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

На первых этапах игры чаще всего и дети называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах могут в перечень «достойных» качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить» и др.

Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональную атмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, что особенно важно при общении с детьми с ОВЗ.

Вопрос для обсуждения

- Что вы чувствовали во время выполнения этого задания?

Вывод: Вы согласны с тем, что счастье - это знать себя, знать свои положительные качества характера и индивидуальные особенности, за которые нас можно любить и уважать.

Этап 2. Практический

Упражнение «Человек»

- Возьмите в руки вот этого человека (бумажный человечек).

Давайте проживем с ним один день.

- Наступило утро. К нему подошла мама и стала будить. А ему еще две минуточки хотелось полежать в кровати. Мама стала возмущаться за его непослушание... Ему стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от человека.

- Но он все же встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу. По дороге в школу встретил огромную собаку. Она громко рычала, потом подбежала и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала одежду.

На душе у человека стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от человека.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Он так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, и плохо ее выполнил. Здесь настроение человека совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На перемене он повздорил с одноклассником. Обиделся. Наш человечек еще больше поник.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной одежда, с плохой оценкой и рассорившись с другом, шел домой. Всю дорогу он думал о том, почему он такой несчастный. Сердце его билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди.

- Оторвите кусочек от человечка. А теперь посмотрите, что осталось от него только за один день.

Вопросы для обсуждения

- Что вы чувствовали во время выполнения этого задания?

- Что делает человека счастливым? (объятия, понимания, улыбка, поддержка, умения принимать неудачи, игра, общение, любимая игрушка).

- Тема сегодняшней нашей встречи «Пусть каждый день приносит счастье»

(на доске размещается тема)

Игра «Мы любим друг друга»

Предлагаем родителю и ребенку сесть друг напротив друга. Далее родитель и ребенок повторяют слова за ведущим, показывают на части тела и обнимаются в конце.

Я - дрозд и ты - дрозд.
У меня - нос, и у тебя - нос.
У меня щечки красные.
И у тебя щечки красные.
У меня губки алые.
И у тебя губки алые.
Мы с тобой два друга,
Любим мы друг друга.

Вопрос для обсуждения

- Что вы чувствовали во время выполнения этого задания?

- Счастье не находят, его создают! Мы предлагаем вам посетить зоопарк.

Упражнение «Посещение зоопарка»

Сядьте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Мы будем рисовать на спинах.

  1. Открываются ворота в зоопарк. (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  2. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
  3. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  4. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с удовольствием едят. (двумя руками мнем шею и лопатки).
  5. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  6. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
  7. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  8. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

Вопрос для обсуждения

- Что вы чувствовали во время выполнения этого задания?

Вывод: Счастье - это умение сотрудничать друг с другом, умение понимать другого и др.

Обсуждение легенды

- Послушайте легенду старую восточную легенду.

После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу - горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека - они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом - в самом глубоком месте океана, затем - на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: «Спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой»

Вопросы для обсуждения

- Как вы поняли смысл легенды?

- Какие чувства и мысли у вас возникли после прослушивания легенды?

Вывод после обсуждения: счастье - это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами.

Упражнение «С минуса на плюс»

Перед вами карточки с фразами. Переделайте фразы так, чтобы найти в неприятном счастье:

1) В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).

2) С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (..).

3) К уроку мне надо прочитать огромный рассказ, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).

4) Как долго еще до контрольной работы! Это прямо везение для нас, потому что... (мы еще лучше подготовимся).

В пустой карточке придумайте сами фразу, запишите и переделайте её.

(Включить фоном музыку)

Вопросы для обсуждения

- Трудно ли вам было переделывать фразы?

- Какие мысли возникли при выполнении упражнения?

Вывод: привычка быть счастливым позволяет человеку получать радость от жизни.

Этап 3. Завершающий

Упражнение «Дерево счастливых моментов»

- А сейчас на листочках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы (дети выполняют задание по типу "Закончи предложение").

«Я счастлив (а) когда…»

Затем каждый участник приклеивает свой листок на дерево (общее).

- Посмотрите, какое у нас получилось замечательное дерево - «Дерево счастливых моментов».

Вопросы для обсуждения

- Какие мысли возникли при выполнении упражнения?

Упражнение «Благодарность»

1) Чтобы приносить счастье другому, надо уметь высказывать людям свои теплые чувства, хотя бы раз в день кого-то благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию (Я благодарна/благодарен).

2) Какие еще чувства соседствуют со счастьем? (на доску вывешивается) Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.

Скажите, вы сегодня испытали в течение дня подобные чувства? Вы это проживали, но в суете дел возможно не поняли, что это и есть СЧАСТЬЕ.

Вопросы для обсуждения

- Трудно ли вам было произносить слова благодарности?

- Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей? (Дети отвечают.)

Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я люблю этот мир и желаю счастья людям...»

Ребята, а как вы думаете, счастливый человек никогда не раздражается, не переживает огорчений? (Дети отвечают.)

Вывод: мы получили ФОРМУЛУ СЧАСТЬЯ - это когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела. Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья.

Рефлексия

Дорогие друзья, наше занятие подошло к завершению и сейчас хочется услышать от вас обратную связь. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно. Кому понравилось в путешествии взаимодействовать вместе? Чем оказалось полезным для вас данное занятие-путешествие? Что заставило вас сегодня улыбнуться?

Спасибо, сегодня нам удалось вместе с вами совершить путешествие, в котором узнали настоящие секреты счастья. Помните, мы в силах раскрасить свою жизнь в яркие цвета и подарить счастье другому!

Спасибо! Аплодисменты всем! До новых встреч.

Литература

  1. Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» №12, 2021.
  2. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - СПб.: Речь, 2000.