Цели деятельности учителя |
Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам. |
Тип урока |
ОНЗ |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные:
Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов
Метапредметные: познавательные
коммуникативные
регулятивные
Личностные:
|
Методы и формы обучения |
Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
|
Образовательные ресурсы |
УМК «Школа России»: Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2017.,
|
Ход урока
Название этапа, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности |
- Добрый день ребята!
Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2.Актуализация опорных знаний |
- Какой раздел мы с вами изучаем? (слайд) - Закончи определение: «Экономика - это … |
«Жизнь города и села» - Это хозяйственная деятельность людей. |
Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов
|
- Как называются части экономики? | - Отрасли. | ||
- Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко и мясо? | - Сельское хозяйство. | ||
- Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель? | - Промышленность. | ||
- Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи? | - Торговля. | ||
- Какая отрасль экономики доставляет (перевозит) продукты и товары? | - Транспорт. | ||
- Какая отрасль экономики возводит различные постройки? | - Строительство. | ||
Вспомним, люди каких профессий работают в разных отраслях экономики? | - Доярка, пастух, водитель…. | ||
- Назовите профессии ваших родителей. | Дети называют профессии своих родителей и называют отрасли экономики к которым они относятся. | ||
- Без чего не может работать современная экономика? - Что вы о них знаете? |
- Без денег. Мини-проект «Как появились деньги» |
||
- Назовите предметы, которые вы видите на слайде (слайд). | - Свитер, книги, кастрюля, вилки и ложки, шапка, шарф, кувшин, ракушка. | ||
- Определите, какой предмет «лишний»?
Почему? |
- Ракушка. Она создала природа, а остальные сделал человек. | ||
3. Постановка проблемы.
Определение темы и целей урока |
- Подумайте, из чего человек сделал эти предметы? |
Из металла, из шерсти,
Из бумаги, из глины… |
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.
|
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока
Сегодня мы найдём ответы на вопросы:
|
- Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.
- Из чего что сделано? |
||
- Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока, о чём узнаем на уроке.
- Что кажется трудным и пока непонятным? |
Работа с учебником с.108 | ||
- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь? |
- Что значит изображать производственные цепочки. - Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые. |
||
4. Изучение нового материала |
- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
|
|
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
|
- Работа в группе
- из глины,
- Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов? - Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме. - Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду? |
Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку. - Они сделаны руками человека. |
||
- Ричард и Даша провели небольшое исследование и сейчас вам расскажут, как изготавливают предметы из глины. |
Сообщение учеников:
Тедеев Ричард: Глина очень прочный пластичный материал, подаренный нам самой природой. Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Глиняное изделие может разбиться, но никогда не гниёт и не ржавеет. Искусство делать такие вещи называется керамикой. Морозова Дарья: Людей, которые делают глиняную посуду, называют гончарами. Чтобы гончару изготовить изделия ему нужен: гончарный круг, печь для обжига изделий. В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия. При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Из глины делают ещё кирпичи, игрушки, черепицу. |
||
- Расскажите по рисункам в учебнике на с.109, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы (слайд).
- Порядок изготовления предмета называется производственная цепочка. (Составляем на доске) Карьер - гончарный круг - печь - чашка. |
Ответы детей. | ||
ФИЗМИНУТКА
2.- Обратите внимание на предметы из следующей группы. Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева? |
|||
- Понятно, что линейка сделана из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? | Ответы детей. | ||
- Аня и Тагир провели исследование и сейчас вам расскажут, как изготавливают книги (слайды).
- В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.
|
Сообщение учеников:
Хачирова Анна: Бумагу делают на больших целлюлозно-бумажных фабриках. Сюда из леса привозят огромное количество деревьев. Тут за дело берутся машины. Бревна рубят в щепки рубильными машинами, щепки варят в котлах величиной с трехэтажный дом, добавляют кислоту. Получается деревянная каша, которая называется целлюлоза. Затем эту кашу льют в специальную машину на сетку. Сетка движется, вода стекает, а древесные волокна остаются. Их отжимают, разглаживают специальными валиками, и получается широкий лист бумаги, который скручивают в рулоны и везут в типографию. Цакоев Тагир: В типографии печатают книги. С помощью умных машин набирают текст, другие машины делают рисунки. В машины закладывается бумага, заливается краска и печатаются листы к книге. Затем делается обложка и переплет и книга готова. Над изготовлением одной книги трудятся сотни людей, и мы должны беречь их труд, сохраняя книги в порядке. Чтобы сохранить лес, природное богатство, человек для изготовления бумаги использует старые вещи и макулатуру. |
||
3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. - Моя помощница Алина провёла тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла (слайды). |
Сообщение ученика:
Пухаева Алина: Откуда берется железо? Оно сотворено самой природой. Железная руда - это полезное ископаемое, его человек добывает либо с поверхности земли - экскаватором, либо глубоко под землей в шахте. Затем руда попадает на завод, и превращается в железо в огромных печах - домнах. В них день и ночь бушует пламя. В домны поступает железная руда. Она плавится и становится жидкой. Так получают чугун. Чугун отправляют к сталеварам и в мартеновских печах варят сталь. Затем сталь выливают в формы - стаканы и, когда металл остывает, вытаскивают слиток. В прокатном цехе этот слиток раскатывают в листы стали. А из них уже делают разные предметы. |
||
Составим производственную цепочку. - Как к нам в дом приходят изделия из металла (слайд) Железная руда - чугун - сталь - посуда
4. Шерсть.
- Отгадайте загадку:
|
|||
- Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти».
- Как связаны тёплые варежки, свитер и баран, овца? |
Ответы детей. | ||
- Откройте учебник. Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи (слайд).
- Покажите последовательность изготовления вещей из шерсти (на доске).
Овца - пряжа - полотно - изделие.
|
Дети по картинкам в учебнике рассказывают. | ||
5. Применение полученного знания через создание проблемной ситуации |
- Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.
|
Работа в группах.
|
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.
|
- Какие ещё предметы вам встретились?
- Назовите их. |
- Стеклянные. | ||
- Кто знает, из чего делают стекло? | - Из песка. | ||
6. Работа с таблицей «Из чего сделано?» (Приложение 2) - Всё ли у вас получилось? - Пшённую кашу варят из пшена, а пшено получается из злака под названием просо (слайд). - Что нового узнали, работая по таблице?
- Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.
|
Работа в группах.
|
||
6. Итог урока |
- Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?
- На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
- Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь - ведь они не безграничны.
- Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?
|
- В природе.
1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.
|
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Продолжите фразу:
|
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач. |
8. Домашнее задание |
С. 108-111; нарисуйте, во что можно превратить золотую руду (Приложение 2) |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. |