Конспект урока "Что из чего сделано"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Тип урока

ОНЗ

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов
получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные:

познавательные

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
  • ставить проблему поискового характера;
  • проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;
  • применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);
  • проводить рефлексию результатов деятельности;
  • оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные

  • слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;
  • управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;
  • уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
  • корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

  • ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России»: Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2017.,
презентация; приложения.

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.

Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2.Актуализация опорных знаний

- Какой раздел мы с вами изучаем? (слайд)

- Закончи определение: «Экономика - это …

«Жизнь города и села»

- Это хозяйственная деятельность людей.

Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов
Личностные: Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

- Как называются части экономики? - Отрасли.
- Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко и мясо? - Сельское хозяйство.
- Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель? - Промышленность.
- Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи? - Торговля.
- Какая отрасль экономики доставляет (перевозит) продукты и товары? - Транспорт.
- Какая отрасль экономики возводит различные постройки? - Строительство.
Вспомним, люди каких профессий работают в разных отраслях экономики? - Доярка, пастух, водитель….
- Назовите профессии ваших родителей. Дети называют профессии своих родителей и называют отрасли экономики к которым они относятся.

- Без чего не может работать современная экономика?

- Что вы о них знаете?

- Без денег.

Мини-проект «Как появились деньги»

- Назовите предметы, которые вы видите на слайде (слайд). - Свитер, книги, кастрюля, вилки и ложки, шапка, шарф, кувшин, ракушка.
- Определите, какой предмет «лишний»?
Почему?
- Ракушка. Она создала природа, а остальные сделал человек.
3. Постановка проблемы.
Определение темы и целей урока
- Подумайте, из чего человек сделал эти предметы? Из металла, из шерсти,
Из бумаги, из глины…

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока

Сегодня мы найдём ответы на вопросы:
Как рождается книга?
Как делают шерстяные вещи?
Откуда берутся ложки, вилки и ножи? (слайд)

- Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.
- Из чего что сделано?
- Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока, о чём узнаем на уроке.
- Что кажется трудным и пока непонятным?
Работа с учебником с.108

- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

- Что значит изображать производственные цепочки.

- Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

4. Изучение нового материала

- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев.
- В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлятьнебольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Работа в группе
Задание:
Возьмите коробки на партах. В них вы найдёте различные предметы. Разделите все предметы на группы, разложив их на столе у доски. Объясните свой выбор.

- из глины,
- из шерсти,
- из металла,
- из древесины.

- Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?

- Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

- Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду?

Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку.

- Они сделаны руками человека.

- Ричард и Даша провели небольшое исследование и сейчас вам расскажут, как изготавливают предметы из глины. Сообщение учеников:
Тедеев Ричард: Глина очень прочный пластичный материал, подаренный нам самой природой.
Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Глиняное изделие может разбиться, но никогда не гниёт и не ржавеет. Искусство делать такие вещи называется керамикой.

Морозова Дарья: Людей, которые делают глиняную посуду, называют гончарами. Чтобы гончару изготовить изделия ему нужен: гончарный круг, печь для обжига изделий.
В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия. При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Из глины делают ещё кирпичи, игрушки, черепицу.
- Расскажите по рисункам в учебнике на с.109, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы (слайд).
- Порядок изготовления предмета называется производственная цепочка. (Составляем на доске)
Карьер - гончарный круг - печь - чашка.
Ответы детей.
ФИЗМИНУТКА
2.- Обратите внимание на предметы из следующей группы.
Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?
- Понятно, что линейка сделана из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? Ответы детей.

- Аня и Тагир провели исследование и сейчас вам расскажут, как изготавливают книги (слайды).

- В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.
Изображаем на доске производственную цепочку:
Дерево - целлюлоза - бумага - книга.

Сообщение учеников:
Хачирова Анна: Бумагу делают на больших целлюлозно-бумажных фабриках. Сюда из леса привозят огромное количество деревьев. Тут за дело берутся машины. Бревна рубят в щепки рубильными машинами, щепки варят в котлах величиной с трехэтажный дом, добавляют кислоту. Получается деревянная каша, которая называется целлюлоза. Затем эту кашу льют в специальную машину на сетку. Сетка движется, вода стекает, а древесные волокна остаются. Их отжимают, разглаживают специальными валиками, и получается широкий лист бумаги, который скручивают в рулоны и везут в типографию.

Цакоев Тагир: В типографии печатают книги. С помощью умных машин набирают текст, другие машины делают рисунки. В машины закладывается бумага, заливается краска и печатаются листы к книге. Затем делается обложка и переплет и книга готова. Над изготовлением одной книги трудятся сотни людей, и мы должны беречь их труд, сохраняя книги в порядке.
Чтобы сохранить лес, природное богатство, человек для изготовления бумаги использует старые вещи и макулатуру.

3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла.

- Моя помощница Алина провёла тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла (слайды).

Сообщение ученика:
Пухаева Алина:
Откуда берется железо?
Оно сотворено самой природой. Железная руда - это полезное ископаемое, его человек добывает либо с поверхности земли - экскаватором, либо глубоко под землей в шахте.
Затем руда попадает на завод, и превращается в железо в огромных печах - домнах. В них день и ночь бушует пламя. В домны поступает железная руда. Она плавится и становится жидкой. Так получают чугун. Чугун отправляют к сталеварам и в мартеновских печах варят сталь. Затем сталь выливают в формы - стаканы и, когда металл остывает, вытаскивают слиток. В прокатном цехе этот слиток раскатывают в листы стали. А из них уже делают разные предметы.

Составим производственную цепочку. - Как к нам в дом приходят изделия из металла (слайд)

Железная руда - чугун - сталь - посуда

4. Шерсть.
- Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд)

- Отгадайте загадку:
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)

- Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти».
- Как связаны тёплые варежки, свитер и баран, овца?
Ответы детей.

- Откройте учебник. Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи (слайд).
1. Стрижка овец;
2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;
3. Изготовление шерстяного полотна;
4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

- Покажите последовательность изготовления вещей из шерсти (на доске).

Овца - пряжа - полотно - изделие.
- Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки.

Дети по картинкам в учебнике рассказывают.

5. Применение полученного знания через создание проблемной ситуации

- Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.
Работа с карточкой «Материалы предметов». (Приложение 1)
- Какие предметы вы поместили в домики «Бумажные предметы», «Деревянные предметы».

Работа в группах.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.
Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

- Какие ещё предметы вам встретились?
- Назовите их.
- Стеклянные.
- Кто знает, из чего делают стекло? - Из песка.

6. Работа с таблицей «Из чего сделано?» (Приложение 2)

- Всё ли у вас получилось?

- Пшённую кашу варят из пшена, а пшено получается из злака под названием просо (слайд).

- Что нового узнали, работая по таблице?

- Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.
- Нарисуйте, во что можно превратить золотую руду.

Работа в группах.


- Не знаем из чего делают пшённую кашу.

6. Итог урока

- Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

- На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
(слайд)

- Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь - ведь они не безграничны.
(слайд)

- Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?

- Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд)

- В природе.

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.
2) Расходовать экономно.
3) Сажать новые деревья.
4) Восстанавливать земли на месте карьеров.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжите фразу:
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило …
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что… (слайд)

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

8. Домашнее задание

С. 108-111; нарисуйте, во что можно превратить золотую руду (Приложение 2)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.