Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Этот период является условием личностного становления ребенка.
В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.
Театр - это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна, в которой ребёнок играет, радуется, познаёт окружающее пространство, самого себя. Театр пальчиковых игр - меньшенький сынок в большой театральной семье - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.
Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.
Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса - их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа - слева», «рядом», «друг за другом».
А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки.
В театрализованной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это: пальчиковый театр, сказки на магнитной доске, кукольный театр, резиновые игрушки, настольный театр, игры драматизации а также красочные костюмы, шапочки с изображением персонажей, музыкальные инструменты, на котором дети с удовольствием «играют». В театрализованной деятельности используются различные формы организации: совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие, самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях, посещение детьми театров.
Решение задач по формированию навыков общения решается в ДОУ на разных уровнях.
В первую очередь, в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, во взаимодействии педагога с детьми, в индивидуальной работе. Важным элементом в процессе формирования навыков общения в ДОУ является и организация самостоятельной деятельности детей, где ключевым элементом выступает развивающая предметно-пространственная среда. Л.С.Выготский отмечал, что «путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» (2. С.320). Чтобы выполнять свои задачи, предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. На мой взгляд, одним из элементов такой среды, отвечающим всем требованиям, является театральный уголок, а одним из видов театра, который особенно способствует развитию и обогащению коммуникативного опыта выступает пальчиковый театр.
Театрализованная деятельность имеет большие воспитательные и образовательные возможности. Участвуя в театрализованной деятельности, «дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям.
Работа с пальчиковым театром проводится по двум направлениям, которые включают в себя разные виды деятельности.
Первое - это инсценировка сказок, потешек, загадок, разыгрывание мини-сценок на тему этикета, дружбы, сезонных изменений в природе. Это происходит во время НОД по речевому развитию, формированию элементарных математических навыков, познавательного и художественно-эстетического развития, режимных моментов. Воспитатель выступает в роли ведущего и дает детям пример простых упражнений с куклами: наклон (приветствие, здороваются), покачивание из стороны в сторону (герой сердится, отрицание), характерные движения. Отдельное внимание уделяется речи героев и ее интонационному оформлению. Куклы используются и при работе с ориентировкой в пространстве и понятиями «право», «лево», «верх», «низ», «в…», «на…», «за…», «под…» и др. Отдельное внимание уделяется анализу характеров героев, создаются проблемные ситуации с участием кукол, которые дети охотно разрешают и помогают герою или задают ему вопросы. На этом этапе зачастую нами используется ширма.
Так, например, ребятам очень нравится игра «Прятки», когда мы надеваем на пальцы несколько кукол, дети закрывают глаза, одна из кукол убирается или меняется местами с другой. Задача ребят - назвать изменение.
Второй этап представлен непосредственно самостоятельной игрою детей с куклами пальчикового театра и проходит в свободное время по желанию детей. Дети выбирают сами форму игровой деятельности: иногда они разыгрывают знакомую сказку. Однако наблюдения показывают, что ребята чаще придумывают сами небольшие истории про героев, разные сюжеты, в которых иногда находят отражение события дня и волнующие их темы. Бывает так, что набор кукол берут двое или трое детей, а некоторые присоединяются в процессе игры и наблюдают «представление». Случается, что куклы берет один ребенок, и играет сам, расставляя их на столе. Стоит отметить, что на этом этапе дети играют без ширмы, получая удовольствие от манипуляций с куклами и от общения друг с другом, выстраивая диалог.
Таким образом, пальчиковый театр как элемент предметно-пространственной развивающей среды является продуктивным и занимает важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Он выполняет коммуникативную, познавательную, воспитательную и развивающую функции. Дает возможность педагогу подробнее узнать характер, настроение, желания ребенка.
Помогая детям развивать умение общаться, строить диалог, «сказка на ладошке» и сама сочетает в себе некую диалогичность, позволяя не только самовыражаться и взаимодействовать в коллективе, но и удовлетворить потребность ребенка в покое, уединении.
Как играть в пальчиковый театр:
Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.
Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.
С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.
В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.
Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.
Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.
Литература
- 1.Конюхов Н.И. Словарь - справочник по психологии. − М., 1996.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127с.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ "Сфера", 2001;
- Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С.2013-2017.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
- Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. С.2013-2017.