Актуальность представляемого педагогического опыта заключается в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для развития детей 2-3 лет.
Исследованиям в области сенсорного развития детей уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко и многие другие. По мнению В.Н.Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и может проводится как индивидуально, так и со всеми детьми. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Н.Поддьяков.)
В качестве ведущей педагогической идеи я бы хотела отметить позицию воспитателя, который одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Я предположила, что cистематическое включение дидактических игр в разнообразные формы организации образовательного пространства способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.
Цель работы: сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков, развивать мелкую моторику рук;
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
- Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по сенсорному развитию детей.
В начале учебного года мы проанализировали индивидуальное развитие детей. Беседуя с родителями, изучая результаты анкетирования мы узнавали особенности воспитания детей в семье, а также индивидуальные черты и интересы наших воспитанников. Наблюдая за детьми, мы отметили, что большинство ориентируется при выборе цвета на предмет изображаемого. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. Хуже сформированы представления формы, но постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.
Свою работу мы построили по следующим направлениям:
- Пополнение развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
- Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе организации дидактических игр;
- Повышение компетенции родителей по вопросамсенсорного развития детей.
Предметно-пространственную развивающую среду группы пополнили следующими дидактическими играми:
- для развития зрительного восприятия:
- «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т.п. (величина);
- «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т.п. (форма);
- «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Цветочная поляна», «Закрой окошко» (цвет).
- для развития слухового восприятия:«Курочка с цыплятами», «Разноцветные шумелки», «Где звенит?».
- для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?»
- для развития осязательного восприятия:«Пересыпалочки», «Наряди мишку», «Озорные ладошки», «Следы на песке», «Тонет, не тонет»
- для развития мелкой моторики и орудийных действий: «Весёлые шнурочки», «Маленький секрет», «Поймай шарик»,«Застёжки», «Закрути ленточку», «Достань колечко»
Так же внесли пособия, выполненные нашими руками и руками родителей:
- «Ежик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками - для соотнесения цвета
- «Привяжи ленточку к шарику»
- «Собери бусы» - бусины разного цвета и формы, нанизывающиеся на веревочки разного цвета
- «Поставь палочки в вазочку» - соотнесение цвета
- «Домики для зайчиков» - соотнесение по форме - разные по форме зайчики прячутся в разные по форме домики
- «Покатай гномиков» - паровозики и вагончики, разные по величине и цвету, и к ним соответствующие гномики
- «Почини одежду» - различная одежда, отличающаяся по цвету и величине, и заплатки разной формы и цвета
- «Три медведя» - три медведя, разные по величине, к ним мебель и посуда разного цвета и размера
- «Цветная стирка» - коробки 4-х цветов, оформленные в виде стиральных машинок, к ним различное белье разного цвета
- «Сенсорный куб» - куб, грани которого состоят из решеток, на каждой расположен какой-либо материал по сенсорике и моторике
- «Тактильная гусеница» - гусеница, сшитая из звеньев, наполненных различным тактильным материалом
- «Тактильная коробка» - коробка, наполненная разными по фактуре кусочками ткани, небольшими предметами и природным материалом
- «Цветные шумовые коробочки для малышей» - коробочки разного цвета с различным наполнением, обозначенным картинками, и коробочки разного цвета без изображения
При организации дидактических игр решающую роль отводили педагогу и учитывали ряд принципов представленных на экране:
- принцип наглядности, научности, системности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- чередование прямых обучающих приемов (пояснение, инструкция и др.) с игровыми;
- чередование групповых и индивидуальных действий детей;
- использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться, т.е. активное использование физкультминуток, разминок.
При проведении дидактической игры мы объясняли правила по ходу игры, обращая свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, мы готовили ребят к игре: обязательно до игры знакомили их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Подводя итог, отмечали только положительное поведение воспитанников во время проведения дидактической игры.
В процессе сенсорного развития средствами дидактических игр мы выделяли ряд этапов:
- Привлечение внимания детей к сенсорному признаку, который должен быть освоен.
- Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе такого обучения показывали и называли само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования.
- Формирование представлений об эталонах. Исходным в этом процессе явилось умение группировать предметы по тому или иному качеству.
- Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Разнообразие игр, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз.
Включение родителей в процесс воспитания и обучения учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному кропотливому процессу.Мы все стремимся, чтобы детям было в группе хорошо и уютно. С родителями обговаривали каждое мероприятие. Вопросы данной темы решались:
- на родительском собрании «Что такое сенсорное развитие»;
- анкетировании, направленном на выявление уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;
- на семинаре-практикуме по созданию игр по сенсорному развитию
- на консультациях и беседах на темы: «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка», «Любимые игры наших малышей» и т.д.
Анализ наблюдений за деятельностью детей показал, положительную динамику в сенсорном развитии воспитанников: большинство воспитанников с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность, действуют целеустремленно, но допущенные ошибки устраняют, как правило, с помощью взрослого. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ, пользуются методом проб, практическим примериванием, а так же используют зрительную ориентировку.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они стали чаще стали задавать вопросы, делиться опытом семейного воспитания, научились подбирать дидактические игры и создавать дома условия для сенсорного развития своих малышей.
Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования:
- разработан цикл игровых занятий по сенсорному развитию с детьми 2-3 лет;
- составлен план работы с родителями;
- изготовлены авторские пособия и дидактические игры такие как: «Сенсорный куб», «Покатай гномиков», «Три медведя», «Тактильная гусеница», «Тактильная коробочка», «Цветные шумовые коробочки», «Цветная стирка».