"...надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основания зов новизны."
Л.С.Выготский
В настоящее время система образования сталкивается с новыми вызовами, которые обусловлены процессами глобализации и необходимостью интеграции в мировое образовательное пространство.
Система школьного исторического образования как наиболее изменяемый компонент общего образования в условиях ХХI в. должна быть наиболее мобильной, быстро адаптироваться к вызовам. Главными задачами исторического образования в общеобразовательных организациях ДНР на современном этапе остаются: интеллектуальное и нравственное развитие личности, совершенствование критического и творческого мышления обучающегося, создание условий для формирования его мировоззренческих позиций как самостоятельной, конкурентоспособной, умеющей самостоятельно обучаться в течение всей жизни, стремящейся к самореализации личности - активного члена демократического общества, ответственного гражданина и патриота Отечества.
Одним из ответов на этот глобальный вызов стал акцент внимания не только на содержание образования, но и на способы обучения. Чтобы сформировать модель выпускника, которую запрашивает общество и которая определена Государственными образовательными стандартами, необходимо научить учащегося анализировать информацию и самостоятельно делать выводы. Для достижения этой цели, на мой взгляд, можно использовать ряд современных образовательных технологий.
В процессе работы над повышением уровня качества знаний, на сегодняшний день актуальным является вопрос: «Как нужно построить урок, чтобы он был максимально интересен для учащихся?» А.Дистервег сказал: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить". И эту истину моим обучающимся помогает находить технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В современных условиях, историческая наука признает право на существование различных смысловых содержаний материала, оценок, трактовок тех или иных событий. Поэтому, в условиях плюрализма мнений, я думаю при изучении той или иной темы можно и нужно использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность.
В зависимости от класса и от учебного материала, который предстоит разбирать, я использую следующие варианты перевода обычного урока в проблемный:
1. Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть сформулирована актуально, современно. В самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом, а несколько изменённом виде в современной экономике.
2. Большим успехом у учащихся пользуется применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Наиболее часто алогичный материал представляю в темах, посвященных истории СССР. Опираясь на него можно проводить дискуссии среди учащихся.
3. Наиболее распространенный способ - предоставление ребятам выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.
4. Сознательная ошибка, провокация. Можно придумать такое изложение материала, чтобы вызвать «огонь» (в виде критики со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д. Обычно этот вариант применяю в старших классах.
Для получения наиболее значительных результатов, внедрение проблемного обучения в систему обучения истории необходимо начинать с 5 класса. Однако, ввиду возрастных особенностей пятиклассников, я считаю применение технологии проблемного обучения в «чистом» виде не даст нужных результатов, поэтому можно начинать с введения ее отдельных элементов.
В старших классах более эффективны уже собственно решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В.Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Очень интересно такой урок проходит в 10 классе. Класс делится на группы и работает одновременно по всем трем точкам зрения. Задача учащихся - доказать «свою» точку зрения. А после обсуждения группы сводятся в дискуссии. Это вносит разнообразие и обогащает урок.
2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, на уроке в 10 классе при изучении темы «СССР в годы НЭПа. 1921-1928», я акцентирую внимание на заявлении В.И.Ленина 1919 г., где он резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. Учащимся предстоит определить причины таких разбежностей.
3) Задачи на анализ факта, события. Например, говоря о Февральской революции 1917 года, можно обратить внимание учащихся на то, что в России всегда царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на его защиту, и Николая II смахнули с престола, как пушинку. Почему так произошло? Вот вопрос, который заставит обратить учеников внимание на глубинные причины революции, отвлекшись от поверхностных наслоений.
4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории вообще является приоритетным направлением. Интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени личности. Как пример можно привести урок в 9 классе «Особенности развития России при Александре III.» Учащимся дается характеристика Министра финансов С.Ю.Витте: Деятельность министра финансов Российской империи С.Ю.Витте после его смерти была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине «великую услугу», другие утверждали, что «граф Витте ни в чем не принес стране действительной пользы», и даже, напротив, деятельность его «скорее должна считаться вредной». Жена С.Витте, Матильда, писала о нем так: «Ни один государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой муж. При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков». Задание: на основе полученных знаний дать собственную оценку представленной исторической личности.
Также есть задачи, решение которых требует наличие определенного «багажа» знаний, поэтому я считаю, что их целесообразно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний. Как пример можно привести итоговый урок в 8 классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I». Учащимся предлагается ответить на вопрос: Можно ли социально - экономические реформы Петра I оценивать как прогрессивные? Ведь если говорить о развитии государства, то это в первую очередь развитие его экономики. В то время как в европейских государствах происходило освобождение зависимых крестьян и образование промышленного и торгового сословия, то реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия.
Однако, отбирая материал для построения проблемного задания, учитель обязан держать в уме помимо разрешимости готовящейся ситуации также и её дискуссионность, возможность наличия разных точек зрения. При этом есть риск чересчур увлечься именно этой составляющей, забывая о фактическом содержании. Именно поэтому смело можно говорить о том, что нельзя подчинять весь учебный процесс проблемному методу.
Положительные стороны проблемного обучения очевидны. Это, прежде всего, создание условий для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность. Кроме этого, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретенных знаний, так как они добываются в процессе самостоятельной деятельности. Применение элементов данной технологии в основной школе способствовало повышению интереса к предмету и как следствие повышение результативности работы с обучающимися, и уровня качества их знаний.
К недостаткам относится, прежде всего то, что оно вызывает определенные затруднения у учащихся, и поэтому на его осмысление и поиски решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка урока с применением технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Также следует отметить, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованности педагога и высокого уровня внутренней мотивации учащихся.
Но применяя технологию проблемного обучения, вы получите выпускника, который ориентируется в современных ценностях, имеет опыт творческой деятельности, и готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Список использованных источников
- Вяземский Е.Е. Система исторического Цели и задачи школьного исторического образования / Система школьного исторического образования в современном понимании // Настольная книга учителя истории. 5-11-е классы / Авт.-сост. М.Н.Чернова. - М.: Эксмо, 2006
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007
- Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. / М.: ВЛАДОС, 2001. - 127 с.