Конспект урока по русскому языку "Антонимы. Различение синонимов и антонимов"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: антонимы


Класс: 2.

Номер урока: 1-й урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование понятия «антонимы».

Задачи:

  • положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;
  • в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи;
  • способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания вербального, наглядно-образного мышления;
  • развивать устную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемые результаты:

Знать:

  • названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • различать группы слов: синонимов и антонимов;
  • формулировать результат опыта;
  • устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Метапредметные: окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

Используемые пед. технологии: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии,

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная

Ресурсы: учебник часть 2 Русский язык, презентация, аудио и видеозаписи, дидактический и раздаточный материал, толковые словари, словарь антонимов и синонимов.

Технологическая карта урока (ФГОС)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.
- Добрый день, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
- Проверьте готовность своего рабочего места.
- Садитесь

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

- Запишите в рабочих тетрадях число, классная работа
- Внимательно посмотрите на слайд и послушайте загадку,
Она раскрывает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает
Движения полна
А зовут её - ВЕСНА (открываю доску, рисунок весны)
С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (синонимы)
- Что такое синонимы?
- Скажите, какая она весна, используя слова-синонимы?

Слайд с видеофрагментом

Используют синонимы в описании весны

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3.Орфографическая работа - Теперь внимательно посмотрите на слайд, как вы думает - какое слово зашифровано
- Как вы думаете, какое это слово

Отвечают на вопрос учителя
Слово - ЖАВОРОНОК
Словарное

Подготовленный ученик

Регулятивные: целеполагание;
познавательные: постановка вопросов;
общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Сообщение о жаворонке (сопровождается слайдом)

Минутка чистописания
Посмотрите на доску, прежде, чем запишите слово пропишите сочетание, которое встречается в этом слово

оро
жаворонок
- Какое задание можно предложить к данному слову?
Определите лексическое значение слова

Определите грамматическое значение слова

Жаворонок - птичка небольшого размера, всего немного больше, чем обыкновенный воробей.
Считается, что в день весеннего равноденствия 22 марта возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
Жаворонка называют предвестником весны.
По прилёту жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
Полевой жаворонок обладает очень звонким и чистым голосом
Звук песни этой птицы распространяется на километры в округе.

Составьте предложение со словом ЖАВОРОНОК, использую слова-синонимы Разделить на слоги, поставить ударение, звуко-буквенный анализ, лексическое и грамматическое значение слова и т.д.
Жаворонок - птица, предвестник весны
Имя существительное, неодушевленное, м.р, ед.ч.

4. Постановка учебной задачи,
фиксация затруднений в деятельности построение проекта выхода из затруднений

- Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нем слова-синонимы:
Добрый - злой
Трусливый - смелый
Толстый - тонкий
Чёрный - белый
Вверх - и вниз
Внутри - снаружи
Над - и под
Жара - и стужа
Чистить - пачкать
День - и ночь
Все сюда! - Ступайте прочь!
Труд - безделье
Смех- рыданья
Здравствуйте… и до свиданья!

Стих на листочках у каждого ученика, читают вместе с учителем

Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- Понравилось ли вам стихотворение?
- Назовите слова-синонимы из стихотворения
- Почему вы не можете выполнить моё задание?
- Мы изучали такие слова?
Посмотрите в свои маршрутные листы, отметьте чему бы вы хотели научиться на уроке?
Ответы детей
- Предположите, какие слова мы будем изучать на уроке? Дети отмечают, что они не знают, хотят узнать, знают
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Пользуясь маршрутными листами, предположите, чем еще мы будем заниматься на уроке, какие задачи поставим перед собой?
В маршрутном листе записаны вопросы:
- Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
Называют тему урока: АНТОНИМЫ
- А кто-то знает, что это за слова?
- А как можно узнать, что это за слова такие - АНТОНИМЫ?

Задачи урока:
Что такое антонимы?
Для чего они нужны?
Учиться правильно употреблять их в речи
Где встречаются слова?
Зачем они нужны?
На какие вопросы отвечают?
Какой частью речи являются

Посмотреть в словарь, в учебник или спросить у взрослых

5. Физминутка для глаз

Слайд

Дети выполняют движения глазками за двигающимися фигурами

6. Первичное закрепление

- Уч-ся читают определение слова- АНТОНИМЫ по словарю
- Правило в учебнике с.66

Групповая работа

Сверяют определение антонимов, делают вывод: Антонимы - это слова, противоположные по смыслу.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Еще раз обратимся к нашему стихотворению
- Похожи ли эти слова по смыслу?
- Одинаковое ли у них лексическое значение? Приведите примеры
Стих на карточках на партах

Работа с учебником упр. 333 по вариантам

Проверка - фронтальная
- Как вы думаете, какой частью речи могут быть антонимы?

Вывод: Слова-антонимы являются одной частью речи

Дети работают самостоятельно, записывают слова парами, ставят вопрос, определяют часть речи.
На слайде
Левый-правый
Найти-потерять

Широкий - узкий
День - ночь

6. Включение новых знаний в систему и повторение

Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст:
Сегодня скучное весеннее утро.. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась весна!

Текст на слайде,
на партах у учеников

Работа в парах

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

- Какое настроение возникает после прочтения текста?
- Соответствует ли текст нашему настроению?
- Подумайте, что можно сделать, чтобы текст стал радостнее?
Запишите текст в тетрадь, заменяя выделенные слова на слова-антонимы

Ответы детей
Заменить словами- антонимами

Сегодня радостное весеннее утро. Проснулись деревца. Быстрые ручейки бегут между кочек. Наконец-то, пришла весна!

- Для чего же нужны нам антонимы в жизни?

- Как вы думаете, всегда ли легко подобрать антонимы к словам?
- Что же делать в случае затруднения?

- Наряду со словарями орфографическими, толковыми существуют еще словари антонимов. (учитель показывает). К словарю можно обращаться в случае затруднения.

Для яркости речи, для построения предложений
Физминутка - разминка Я буду называть действия, а вы должны делать наоборот
1)Опустите руки вниз.
2)Поднимите руки вверх.
3)Голову поднимите.
4)Голову опустите.
5)Поворот туловища вправо.
6)Поворот туловища влево.
7)Закройте глаза (откройте) .
8) Посмотрите вдаль.
9)Привстаньте.
10)Присядьте.
11)Опустите правую (левую ) руку.
12)Опустите левую (правую) ногу.

7. Включение новых знаний в систему и повторение

Закрепление

Вернитесь к своим маршрутным листам, отметьте что вы узнали, сделайте вывод

Ученикам дается самостоятельная работа (тест) на усвоение нового материала и закрепление ранее изученного)

1.Слова одной и той же части речи, разные по звучанию, но одинаковые по значению.
А) Синонимы
Б) Глагол
В) Антонимы.
2. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
А) Синонимы
Б) Глагол
В) Антонимы.
3. Найдите антонимы.
А) Смеяться - хохотать.
Б) Метель - буран
В) Добро - зло.
4. Найдите синонимы.
А) Белый - чёрный.
Б) Разговор - беседа.
В) Мир - война.
5. Найдите антонимы.
А) Труд - лень.
Б) Смеяться - хохотать.
В) Метель - буран
6. В каком словаре ты будешь искать слова, близкие по значению?
А) в словаре синонимов
Б) в толковом словаре
В) в орфоэпическом словаре

Песня: «Что за музыка на улице слышна»
Задание: замените выделенные слова антонимами и получится правильная песня.
1.Что за музыка на улице слышна
Это снова на дворе поёт весна
Птичьи трели засвистели
И капели зазвенели
Светлой музыкой вся улица полна.

Припев:
Закрывайте (___) шире двери
Засыпайте (___) птицы, звери
Отступила добрая (___) зимушка зима
Позабыли мы про стужу
Стали нам совсем не нужны
Зной (___) и немая тишина
Летний (___) холод и немая тишина.

2.Что за музыку я слышу за окном
Все растаяло что было зимним сном
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.

3.Эта музыка как вешняя вода
С нею нам не будет скучно никогда
Та мелодия повсюду
Вместе с нею петь я буду
Эту музыку запомню навсегда.

Слова для справок:
Открывайте
Просыпайтесь
Злая
Холод
Зимний

Антонимы - это слова противоположные по смыслу, они бывают только одной части речи, делают нашу речь более выразительной и привлекательной.

Выполняют задания, в которых новые знания встречаются в сочетании с ранее изученными

Самостоятельно выполняют тесты

Работа в группе
Читают песню, припев, находят несоответствие, исправляют, включается музыка, дети поют песню

Познавательные:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,его строении, свойствах, связи. Коммуникативные:строить монологические высказывания, учитывать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию

8. Рефлексия деятельности
(итог урока)

Вернемся к нашей ВЕСНЕ.
- Какой сегодня урок у нас получился?
У нас солнышко без лучиков, небо без облаков
Если у вас на уроке все получилось, прикрепляем лучик, если не все гладко - облачко, а если совсем плохо - то капельки дождя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование

9. Домашнее задание

Индивидуальное домашнее задание: на карточках индивидуальные задания для каждого ученика. Внимательно прочитайте. Какие есть вопросы?

Задают вопросы по существу, фиксируют запись в дневник

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в т.ч. во внутреннем плане