У: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте, учитель!
У: А мы с вами снова начинаем погружаться в мир прекрасного, в мир искусства, в мир удивительной музыки. Но для начала обернитесь, пожалуйста, назад на нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними и не отвлекаемся больше в ту сторону, работаем со мной.
Д: Здравствуйте.
У: Ребята, мы сегодня с вами работаем в командах, у каждой команды на парте лежат раздаточные материалы, возьмите, пожалуйста, 1 задание. Вам нужно собрать картинку. Рис. 1
Рис. 1
А теперь, взгляните, пожалуйста, на картинку, Что не так на этой картинке? Что не вписывается сюда? Что отличается от других предметов? Что может быть лишним и почему?
Если не отвечают, то загадка:
Язык есть, речей нет, вести подает.
Если не отвечают, то:
Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.
Д: Возможные ответы, в итоге колокольчик.
У: Все молодцы! А правильное название будет колокольчик.
Посмотрите, у меня тоже есть колокольчики. Давайте познакомимся и последуем за ними в удивительный мир музыки. Тема сегодняшнего урока «Великий колокольный звон».
У: Ребята, а скажите, вы в жизни встречались уже с колокольчиками? Где вы их слышали, ну или могли бы услышать?
Д: Ответы детей, в садике, в магазине, в школе и др.
У: Давай теперь рассмотрим их поближе. Я вам раздаю на парту разные колокольчики. Рассмотрите их, пожалуйста, внимательнее.
Подержите в руках, что вы можете сказать о них? Какие они по размеру, по материалу, легкие или тяжелые. На что они похожи и т.д.
Д: Ответы по группам: металлические, глиняные и др. варианты.
У: Хорошо, молодцы. Мы с вами сейчас рассмотрели разные колокольчики, но я вам хочу сказать, что на самом деле существует много их разновидностей. Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок - нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка.
Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». Колокола - один из самых древних музыкальных инструментов в мире. Давайте теперь посмотрим из чего состоит колокол. Рассказывают по картинке. Рис. 2
Рис. 2
У: Ребята, скажите, пожалуйста, что нам напоминают эти названия?
Д: Части тела и головы человека, другие варианты.
У: Молодцы, действительно нам части колокола напоминают части тела и головы человека. И это не удивительно. Давайте с вами поразмышляем, как получается звук у этого инструмента.
Д: При помощи ударов языка о стенки колокола (или губки).
У: Очень хорошо, молодцы! Значит, таким образом, колокольчик с нами разговаривает?
Д: Получается да.
У: То есть, если у колокольчика не будет язычка, то и звук из него получаться не будет, он будет молчать, как молчал бы человек. Поэтому колокол называют еще душой человека. Рис. 3
Рис. 3
Под звон колоколов на Руси протекали все важные события - как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождении, венчание, свадьба. Свадьбы на Руси были немыслимы без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создаёт праздничное настроение, но и даёт молодым здоровье, детей и богатство.
Сейчас давайте послушаем, как умеют разговаривать разные колокола. Рис. 4
Рис. 4
Прослушивание фрагментов
1 фрагмент - Благовест
Обсуждение. Как звучит колокольный звон
Ответы: Призывно, радостно,
2 фрагмент - Набат
Обсуждение. Как звучит колокольный звон
Ответы: Тревожно, взволнованно, призывно, мощно
3 фрагмент - Трезвон
Сопоставление с названием. Выполнение в таблице заданий. Рис. 5
Рис. 5
У: Все молодцы, а теперь давайте сами попробуем поговорить с колокольчиками. От каждой команды выберете одного человека, который возьмет колокольчик (диатонические колокольчики).
Встаем в ряд, попробуйте каждый сыграть и послушать звук своего колокольчика.
Хорошо, сейчас вы превратитесь в один большой инструмент, а я буду играть при помощи вас мелодию. Если я коснусь вашего плеча, значит, вы должны позвенеть в колокольчик, а остальные в это время молчат и посмотрим, что у нас получится!
Игра повторяется два раза (мелодия «Жили у бабуси…)
У: Угадали, что за мелодия?
Д: Да, жили у бабуси два веселых гуся.
У: Молодцы, хорошо. Все справились с заданием. Не зря мы взяли народную мелодию, потому что именно в каждой деревне, селе и городе обязательно стоят церкви, которые просто не мыслимы без колокольни.
Рефлексия.
Ребята, скажите, пожалуйста, чему мы с вами научились на этом уроке:
- Что мы узнали про колокол?
- За счет чего говорит колокол?
- Какие бывают колокольные звоны?
Хорошо, все молодцы!
Но на этом волшебство не заканчивается, теперь, когда вы будете гулять в городе, в деревне прислушивайтесь к окружающим звукам, возможно, вы сможете услышать, как разговаривают другие колокола, а их существует великое множество. А еще поспрашивайте у своих мам, бабушек, дедушек какие они знают пословицы и поговорки про колокола, и на следующем уроке мы с вами об этом поговорим.