Открытый урок по музыке "Великий колокольный звон". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2

Ключевые слова: колокольный звон


У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте, учитель!

У: А мы с вами снова начинаем погружаться в мир прекрасного, в мир искусства, в мир удивительной музыки. Но для начала обернитесь, пожалуйста, назад на нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними и не отвлекаемся больше в ту сторону, работаем со мной.

Д: Здравствуйте.

У: Ребята, мы сегодня с вами работаем в командах, у каждой команды на парте лежат раздаточные материалы, возьмите, пожалуйста, 1 задание. Вам нужно собрать картинку. Рис. 1

Рис. 1

А теперь, взгляните, пожалуйста, на картинку, Что не так на этой картинке? Что не вписывается сюда? Что отличается от других предметов? Что может быть лишним и почему?

Если не отвечают, то загадка:

Язык есть, речей нет, вести подает.
Если не отвечают, то:
Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.

Д: Возможные ответы, в итоге колокольчик.

У: Все молодцы! А правильное название будет колокольчик.

Посмотрите, у меня тоже есть колокольчики. Давайте познакомимся и последуем за ними в удивительный мир музыки. Тема сегодняшнего урока «Великий колокольный звон».

У: Ребята, а скажите, вы в жизни встречались уже с колокольчиками? Где вы их слышали, ну или могли бы услышать?

Д: Ответы детей, в садике, в магазине, в школе и др.

У: Давай теперь рассмотрим их поближе. Я вам раздаю на парту разные колокольчики. Рассмотрите их, пожалуйста, внимательнее.

Подержите в руках, что вы можете сказать о них? Какие они по размеру, по материалу, легкие или тяжелые. На что они похожи и т.д.

Д: Ответы по группам: металлические, глиняные и др. варианты.

У: Хорошо, молодцы. Мы с вами сейчас рассмотрели разные колокольчики, но я вам хочу сказать, что на самом деле существует много их разновидностей. Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок - нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка.

Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». Колокола - один из самых древних музыкальных инструментов в мире. Давайте теперь посмотрим из чего состоит колокол. Рассказывают по картинке. Рис. 2

Рис. 2

У: Ребята, скажите, пожалуйста, что нам напоминают эти названия?

Д: Части тела и головы человека, другие варианты.

У: Молодцы, действительно нам части колокола напоминают части тела и головы человека. И это не удивительно. Давайте с вами поразмышляем, как получается звук у этого инструмента.

Д: При помощи ударов языка о стенки колокола (или губки).

У: Очень хорошо, молодцы! Значит, таким образом, колокольчик с нами разговаривает?

Д: Получается да.

У: То есть, если у колокольчика не будет язычка, то и звук из него получаться не будет, он будет молчать, как молчал бы человек. Поэтому колокол называют еще душой человека. Рис. 3

Рис. 3

Под звон колоколов на Руси протекали все важные события - как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождении, венчание, свадьба. Свадьбы на Руси были немыслимы без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создаёт праздничное настроение, но и даёт молодым здоровье, детей и богатство.

Сейчас давайте послушаем, как умеют разговаривать разные колокола. Рис. 4

Рис. 4

Прослушивание фрагментов

1 фрагмент - Благовест

Обсуждение. Как звучит колокольный звон

Ответы: Призывно, радостно,

2 фрагмент - Набат

Обсуждение. Как звучит колокольный звон

Ответы: Тревожно, взволнованно, призывно, мощно

3 фрагмент - Трезвон

Сопоставление с названием. Выполнение в таблице заданий. Рис. 5

Рис. 5

У: Все молодцы, а теперь давайте сами попробуем поговорить с колокольчиками. От каждой команды выберете одного человека, который возьмет колокольчик (диатонические колокольчики).

Встаем в ряд, попробуйте каждый сыграть и послушать звук своего колокольчика.

Хорошо, сейчас вы превратитесь в один большой инструмент, а я буду играть при помощи вас мелодию. Если я коснусь вашего плеча, значит, вы должны позвенеть в колокольчик, а остальные в это время молчат и посмотрим, что у нас получится!

Игра повторяется два раза (мелодия «Жили у бабуси…)

У: Угадали, что за мелодия?

Д: Да, жили у бабуси два веселых гуся.

У: Молодцы, хорошо. Все справились с заданием. Не зря мы взяли народную мелодию, потому что именно в каждой деревне, селе и городе обязательно стоят церкви, которые просто не мыслимы без колокольни.

Рефлексия.

Ребята, скажите, пожалуйста, чему мы с вами научились на этом уроке:

  1. Что мы узнали про колокол?
  2. За счет чего говорит колокол?
  3. Какие бывают колокольные звоны?

Хорошо, все молодцы!

Но на этом волшебство не заканчивается, теперь, когда вы будете гулять в городе, в деревне прислушивайтесь к окружающим звукам, возможно, вы сможете услышать, как разговаривают другие колокола, а их существует великое множество. А еще поспрашивайте у своих мам, бабушек, дедушек какие они знают пословицы и поговорки про колокола, и на следующем уроке мы с вами об этом поговорим.