1. Мотивация к учебной деятельности
Добрый день уважаемые коллеги!
Я предлагаю вам принять участие в моем мастер-классе.
Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Мастер-класс на тему «Фразеологизмы».
2. Создание проблемной ситуации
В природе есть такая закономерность: что-то эволюционирует, т.е. изменяется и совершенствуется, а что-то исчезает. Так и в русском языке… Одни единицы прочно обустроились, заняли свою нишу в лингвистической системе, другие только-только получают гражданство, а некоторые находятся на грани исчезновения. Об одном из таких «видов» я предлагаю сегодня поговорить. А о каком, вы должны будете догадаться. Внимание на экран.
(видеосюжет) - слайд 2
1. «Они украшают нашу речь, делают ее более выразительной, образной».
2. «Чтобы их употреблять, нужно знать их значение, иначе предложение потеряет смысл». 3. «Они равны по значению одному слову и воспроизводятся в речи в готовом виде». 4. «А-а, это которые мы в шестом классе изучали, там картинки были такие прикольные». 5. «Некоторые возникли в нашем языке, другие пришли из Библии, мифологии, художественных произведений». 6. «Когда мы их изучали, я плевал в потолок и бил баклуши, а на контрольной мне хотелось волком выть». 7. «Да это же устойчивые выражения». 8. Это слово начинается на «ф», а заканчивается на «м». |
- Вы догадались, о какой языковой единице идет речь? Совершенно верно, это фразеологизмы.
- Вы как коллеги понимаете, что перед учителем всегда встает проблема - как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу - нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3. Построение проекта выхода из затруднения
- И сегодня я предлагаю вам побывать в царстве фразеологии.
По мнению Николая Максимовича Шанского, фразеологический оборот - это воспроизводимая единица языка, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре).
- Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Давайте поразмышляем над этими вопросами.
(ответы учителей)
Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро. Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами! Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.
Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
К тому же наблюдается снижение культуры речи, заселение вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения.
Раздел "Фразеология" изучается в средних, старших классах, причем на изучение этого раздела программой отведено всего несколько уроков. Как же помочь обучающимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".
4. Постановка учебной задачи
- И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в начальную школу.
- Какие цели поставим для себя? (узнаем…., будем учиться…..)
Цель мастер-класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря обучающихся начальных классов.
Задачи:
- применение фразеологизмов на разных этапах урока с целью расширения кругозора,
- формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
- Мы должны узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.
Мы встали |
ни свет ни заря, |
примчались сюда |
сломя голову, |
будем слушать, держать |
ушки на макушке. |
Работать будем |
засучив рукава. |
Не будем бить баклуши, |
Навострим уши... |
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Так что же такое «Фразеологизм»? (слайд из презент.)
- При работе над фразеологическим материалом необходимо учитывать принцип занимательности, помогающей возбудить у обучающихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.
- А откуда берутся фразеологизмы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Начиная с 1 класса можно вводить фразеологизмы в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием.
- Словарную работу можно построить следующим образом:
- Завершите предложение:
- Трудится как... (муравей)
- Порхает как... (бабочка)
- Ползет как... (черепаха)
- Кривляется как... (обезьяна)
Работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а привносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление.
Например, в 1 и во 2 классе во время словарной работы возможно введение фразеологизма и последующая работа с ними: составление предложений, внесение в детский фразеологический словарик, дальнейшее иллюстрирование и т.д.
Например: изучение слова сапоги.
После анализа СУО (слог, ударение,орфограмма) привести фразеологизмы: Два сапога пара. Сапоги каши просят.
Фразеологизмы со словом "сапоги" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.
- Очень детям нравится такой вид работы, как фразеологический зверинец:
Продолжать работу во 2 классе, например: составить из рассыпанных слов фразеологизмы, записать их, определить значения каждого. Составить с одним-двумя предложения.
Также можно на данном этапе проводить игру "Фотоглаз". На доске записан фразеологизм. Ворона в павлиньих перьях. (Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства.) Ищи ветра в поле. (Не вернешь обратно.) Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-либо.)
- Прочитайте и запишите только выделенное слово. Оно является словарным. А при проверке следует вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.
7. Работа в группах
Работа в группах:
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу, в которой вы хотели бы поработать (художники, писатели и актёры).
- Мы с вами разбились на три группы «Писатели», «Художники», «Актёры». У каждой группы набор фразеологизмов.
Задача каждой группы попробовать объяснить значение некоторых фразеологизмов, используя средства и ресурсы своей профессии. Писатели составят текст, художники нарисуют рисунки, а актеры будут использовать талант актёрского мастерства.
Писатели. Ваша задача - написать мини-сочинение на тему «Рыбалка», используя фразеологизмы, написанные на листке в конверте.
- на седьмом небе от счастья;
- не разлей вода;
- клевал носом;
- видимо-невидимо
- ни в сказке сказать, ни пером описать
- Художники. Ваша задача - создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые у вас в конверте. Работать будете на листах. Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем угадать фразеологизмы, которые вы проиллюстрировали.
- нос к носу,
- льет как из ведра,
- два сапога пара;
- ехать зайцем
- И, наконец, третья группа - «Актёры». Вы, используя приём «Пантомима», попробуете изобразить жестами на выбор 3 фразеологизма, которые находятся в ваших конвертах, а мы постараемся их отгадать.
- кот наплакал;
- засучив рукава;
- клевать носом;
- вешать лапшу на уши;
- водить за нос.
Творческий этап работы над фразеологизмами - этап, на котором ребенок осознанно может использовать изученные фразеологические обороты в собственной речи, составлять небольшие тексты.
У каждой группы лист бумаги и конверт с фразеологическими оборотами. Вам предлагается составить текст на заданную тему, использую данные фразеологизмы. Можно добавлять собственные, это же творческий этап.
1 группа. «Подготовка к конкурсу «Учитель года»-2017».
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.
2 группа. «Как я худела»
Используйте фразеологизмы: мыльный пузырь, бабушка надвое сказала, открыть Америку, биться как рыба об лед, ни рыба ни мясо, держать в черном теле, голодный как волк, игра не стоит свеч, делать из мухи слона; единственный и неповторимый; отложить в долгий ящик, на седьмом небе от счастья;
3 группа. Составьте текст на тему «Мы участники мастер-класса»
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом, находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова; , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.
- Ну что ж, давайте проверим, что получилось у наших коллег!
(Примерный текст сочинения: Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе от счастья. Папа позвал с нами дядю Андрея, с которым они были не разлей вода. Мы выехали рано утром, я не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день мы ловили рыбу. Улов был хорош, рыбы - видимо-невидимо, а уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать! Только я устал самую малость.)
Данный дидактический материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, при работе с одаренными детьми, во внеклассной работе.
Любимый фразеологизм
- Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас интервью.
- Назовите любимый фразеологизм учителей (ни свет, ни заря; как об стену горох; бежишь вперёд паровоза; хоть кол на голове теши.)
- Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода; всё по барабану; моя хата с краю.)
8. Включение в систему знаний и повторение
«Угадай фразеологизм по картинке»
Я показываю вам картинку, на которой довольно известный фразеологизм изображен в буквальном смысле. Ваша задача - назвать этот фразеологизм и попытаться дать ему толкование.
- Водить за нос - обманывать.
- Сесть в калошу - "попасть впросак", опростоволоситься, опозориться, попасть в неловкую ситуацию.
- Брать (взять) за рога - выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно.
- Развесить уши - слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.
- (Писать) как курица лапой - очень неразборчиво, неряшливо.
Продолжим ломать голову и попытаемся угадать, о каком фразеологизме идет речь
1. Это выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди шли в гости к знакомым. О каком фразеологизме идет здесь речь? (Забежать на огонёк).
2. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора).
- Cейчас вам необходимо будет подобрать к данным фразеологизмам русский эквивалент.
1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи - как яйцо и яйцо. А как говорят русские? Как две капли воды.
2. Французы о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, англичане - когда полетят свиньи, немцы - когда собаки залают хвостами. А что говорим мы? Когда рак на горе свистнет.
3. Англичане говорят, о таком человеке, что он занят как пчела, французы - он стреляет из четырёх ружей, испанцы - что он печёнки выплёвывает. А как говорят по-русски? Вертится как белка в колесе.
Спасибо, молодцы, всё знаете от аза до ижицы.
"Кто больше"
Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.
Интересный прием, который с удовольствием выполняют ученики начальной школы, исследование фразеологизмов, связанных с частями нашего тела. Перед вами (группы) карточки с различными частями тела. За определённое время вы должны записать на рабочих листах как можно больше устойчивых оборотов со словами: 1) голова; 2) язык; 3) глаза.
Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука". Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой подать - очень близко; под рукой быть - в непосредственной близости; на руках носить - оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках - не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д.
ГОЛОВА: С больной головы на здоровую; морочить голову; сломя голову; ломать голову над задачей; голова идет кругом; давать голову на отсечение; по головке не погладят; очертя голову; с ног на голову; ветер в голове; не сносить головы; как снег на голову; вылетело из головы; осмотреть с головы до ног.
ЯЗЫК: язык заплетается; чесать языком; наступить на язык; типун тебе на язык; найти общий язык; держать язык за зубами; как корова языком слизала; черт дёрнул за язык; попасть на язык; повесить язык на плечо; тянуть за язык; прикусить язык; бежать высунув язык.
ГЛАЗА: В глаза бросить; в глазах темнеет; верный глаз; верить своим глазам; в оба глаза; во все глаза глядеть; вращать глазами; вставать перед глазами; вылупить глаза; глаза бы мои не глядели; глаза повылазили; глаза загорелись; глаза и уши; глаза на лоб полезли; глаза на мокром месте; глаз-алмаз; глаза разбегаются; глаз да глаз; глаз наметан; глаз не отвести; глаз отдыхает; глаз радуется; гнать прочь с глаз.
Найди фразеологизм
Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер.
2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить.
3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз.
5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.
"Исправь ошибку"
Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.
Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.
1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)).
2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)).
3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)).
4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)).
5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)).
6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).
«Музыкальный диктант» (игра с коллективом)
- Предлагаю вам поучаствовать во фразеологической музыкальной паузе. В каждом музыкальном отрывке, которые вы прослушаете, есть фразеологический оборот. Кто первый услышит его, поднимает руку и пытается объяснить его значение. Не будьте белыми воронами, активно участвуйте в игре, я вам вставлять палки в колеса не собираюсь.
Итак, мелодия №1
- Печки-лавочки - совместное дружное житье, дружба и лад.
- Ушки на макушке - кто-либо очень внимательно, напряженно вслушивается.
- 3. На всю катушку - до конца, предельно, полностью, вовсю делать что-либо.
- Вешать (повесить) нос - впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться.
Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На этапе рефлексии интересно использовать приём «Синквейн». Составлять cинквейн очень интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, воображение.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Самооценка.
- Вы сегодня хорошо поработали, попробуйте оценить свою работу с помощью фразеологизмов.
- Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки, засучили рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!
- Спасибо за внимание!
- Ну вот и всё. Надеюсь мой рецепт мастер-класса вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.