Воспитание ребенка. Кризис трех лет

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: родительское собрание, вторая младшая группа


Родительское собрание в 2 младшая группа (3-4 года)

Цель: рассмотреть особенности воспитания и значение единой линии в воспитании ребенка в период возрастного кризиса.

Задачи:

  • создать ситуации открытого общения между педагогом-психологом и родителями, через вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов;
  • предоставить возможности родителям поделиться собственным опытом в воспитании ребенка.

Разминка

  • поменяйтесь местами те, у кого 1 ребенок в семье
  • поменяйтесь местами те, у кого ребенок воспитывается в полной семье
  • поменяйтесь местами те, кто воспитывает ребенка один
  • поменяйтесь местами те, у кого в семье разнополые дети
  • поменяйтесь местами те, у кого дома есть кот, собака

Уважаемые родители, я предлагаю вам одну игру

Упражнение «Пронеси мячик»

Упражнение проводится во время групповой работы с родителями.

Цель: создание ситуации, при которой участники могут увидеть и прочувствовать чувства и позицию родителей в разных моделях семейного воспитания (полная, в которой есть и мама, и папа; не полная, где воспитывает один родитель; семья, в которой дети воспитываются бабушками и дедушками).

Очень важно проводить данное упражнение поэтапно, заранее не раскрывая следующих шагов. Данное упражнение лучше проводить после разминки, когда уже в группе создан благоприятный психологический фон, родители эмоционально раскрепощены.

Шаг 1. Родители сидят в кругу.

Ведущий держит в руке три разных по размеру и свойствам мячика. (как вариант - резиновый игровой, массажный, теннисный и др.).
Ведущий сам выбирает произвольно троих родителей и раздает им мячики.

Задание родителям, получившим мячи - пронести мяч по кругу, используя плоскую поверхность (можно использовать большую тетрадь, журнал и пр.) так, чтобы мяч не упал с поверхности, при этом придерживать мяч руками нельзя. Задание для всех трех родителей одинаковое, но условия будут разные.

Шаг 2. Первому родителю с мячиком предлагается выбрать себе любого помощника из числа родителей и нести мячик на журнале или тетради они могут вдвоем. Пока задание первой группы не будет выполнено, ко второму участнику переходить не рекомендуется.

Шаг 3. Родитель, получивший второй мячик должен выполнить задание сам, без чьей-либо помощи.

Шаг 4. Родитель, получивший третий мячик, может выбрать любого другого родителя и доверить ему выполнить свое задание. Сам при этом только наблюдает.

Шаг 5. Анализ выполнения заданий. Это самый важный этап упражнения. Необходимо спросить родителей, участвовавших в упражнении с мячом о том,

  • что они чувствовали, когда выполняли упражнение,
  • о чем думали, было ли им сложно выполнить задание.

Необходимо также вспомнить

  • способ, который участники использовали в процессе.

Как правило, первые участники всегда говорят, что им было удобно и легко выполнить упражнение, они чувствовали помощь друг друга, пытались подстроится под движения друг друга. Второй участник обычно прибегает к изменению способа несения мяча (прижимают мяч к себе, загибают журнал, чтобы мяч не упал и пр.), но всегда чувствуют напряжение и тревогу, что не справятся. Третий участник, отдавший мяч, обычно ничего тревожного не чувствует, он просто наблюдает, а тот, кому внезапно передали мяч часто чувствует повышенную ответственность за чужой мяч, ведь изначально он не был готов к выполнению упражнения. Только после того как чувства и способы всех участников будут оговорены, следует переходить к следующему этапу.

Шаг 6. Вопросы родителям:

  • «О чем это упражнение?»,
  • «На что похоже то, что мы сейчас проделали?».

Родители предлагают разные варианты, но постепенно ведущий их подводит к тому, что они сами сейчас показали три модели воспитания детей и чувства родителей в той или иной семье.

Первый участник продемонстрировал модель полной семьи, где ответственность распределяется поровну.

Второй участник показал отношение к ребенку в неполной семье (гиперопека, тревожность, ощущение постоянной опасности и пр.),

Третий - позицию родителей, передавших детей на воспитание бабушкам и дедушкам или другим родственникам. Как правило, родители ребенка так снимают с себя ответственность за своего ребенка, тревожность у них не так ярко выражена. А вот родственники напротив чувствуют двойную ответственность за воспитание не своего ребенка.

Интересно бывает проанализировать и сам мячик.

- Почему именно мяч представлен в образе ребенка, почему мячи подобраны разные? Анализ мячиков подводит участников к тому, что они тоже бывают удобными и не очень, и важно принять его таким какой он есть.

Данное упражнение позволяет родителям самостоятельно подойти к проблеме воспитания детей в разных семейных моделях. Одно такое упражнение может заменить скучную лекцию, которую родители не всегда готовы слушать. Упражнение может иметь продолжение в виде практических советов и рекомендаций, которые предлагают сами же родители.

Использование метафоры, для активизации взаимного общения психолога и родителей

В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.

- Поменяйтесь местами те, у кого за последний год ребенок сильно изменился, стал более упрямым

РИСУНОК-МЕТАФОРА «Яйцо» (затрагиваемая проблема - возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

Сопроводительный текст:

- Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе?

Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

- Скорее, да (родители).

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка - это такая же скорлупа.

Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима.

Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту.

Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

РИСУНОК-МЕТАФОРА «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Сопроводительный текст:

- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни С.Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону.

Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания.

В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра - другого, после завтра - третье.

В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели - гармоничному развитию ребенка.

В этой семье соблюдается главный принцип воспитания - согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу.

В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.