ЛЭПБУК как результат проектно-исследовательской деятельности обучающихся младших классов коррекционной школы

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: лэпбук


Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов на основе использования лэпбука.

Задачи:

  • Проанализировать форму работы с точки зрения педагогической ценности в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Повысить уровень мастерства педагогов.

Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора учеников, в освоении ими способов деятельности.

Задача педагогов коррекционной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), у педагога открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.

Сегодня мы Вам расскажем о лэпбуке - как части развивающей предметно-пространственной среды.

В дословном переводе с английского языка лэпбук («книга на коленях») - это самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с различными кармашками, окошками, подвижными деталями, в которых можно размещать информацию по изучаемой теме. Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из зарубежной педагогики и прочно прижившееся в наших школах.

Мы в своей коррекционной школе начали изучать и использовать в работе новое методическое пособие - «лэпбук».

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное);
  • формирование основ мировоззрения обучающихся;
  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности), развитие творческого потенциала каждого обучающегося;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • простой способ запоминания;
  • вариативность использования заданий;
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач;
  • умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца;
  • адекватно оценивать результаты;
  • взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
  • овладевать жизненными и социальными компетенциями.

Лэпбук представляет собой интерактивную папку, в которой собраны материалы по определенной лексической теме. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.

Изготовление лэпбука - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы с помощью педагога и родителей. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Педагог является тем фактором, который подталкивает ребят к совершению, пусть незначительных, но открытий. Для учителя лэпбук имеет свои плюсы. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, организации индивидуальной и дифференцированной самостоятельной работы с детьми.

Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

Для того чтобы процедура изготовления лэпбука была продуктивной и могла реализовывать задачи ФГОС, педагог должен знать как сделать лэпбук и каких методических рекомендаций ему необходимо придерживаться. Изготовление лэпбука проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Обсуждение плана.
  3. Создание макета (выбор элементов для заполнения лэпбука).
  4. Изготовление лэпбука (практическая часть)

Выбираем тему лэпбука. В урочное время выбор темы будет зависеть от образовательной программы. Темы могут быть как общие, так и частные. Лэпбук на общие темы получается обзорным, в нем вряд ли можно отразить все аспекты. Конкретные темы могут дать более подробную информацию - это будет гораздно продуктивнее.

Лэпбук - это интересно! Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Учитель включается в деятельность наравне с детьми. Школьники присоединяются к деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения). Во время деятельности дети могут свободно общаться и перемещаться, занимать любое удобное для работы положение.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео)
  • информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

В качестве результатов работы школьников с лэпбуком мы получаем следующее:

  • обучающиеся овладевают устной речью, учатся выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, учатся задавать вопросы, делать умозаключения;
  • у обучающихся развивается любознательность, интерес к миру вокруг них, самостоятельность при выполнении отдельных видов работ;
  • в процессе работы над лэпбуком обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • обучающиеся учатся проявлять свои чувства, эмоции, в процессе работы, учатся договариваться друг с другом;
  • создание лэпбуков позволяет обучающимся видеть результат своей работы, оценивать его;
  • обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;
  • такой вид работы способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Применяя лэпбук в работе с детьми с умственной отсталостью, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения.

Он помогает закреплять материал, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Кроме этого, использование лэпбука в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

В нашей школе изготовление и применение лэпбука является неотъемлемой частью представления итогов проекта или тематической недели.

Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Литература

  1. Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе // Молодой ученый. - 2017 - №5 - С.465 - 468
  2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) - Пермь: Меркурий, 2015. - С.162-164
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 19 декабря 2014г. №1955.

Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-lepbuka-na-urokah-v-korrekcionnoy-shkole-4009526.html
  2. http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-lyepbuk-izgotovlenie-lyepbuka.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/07/konspekt-master-klassa-dlya-pedagogov-po-izgotovleniyu-interaktivnoy

Электронные ресурсы

  1. http://fb.ru/article/183600/interesnyie-zadaniya-dlya-kvestov-zadaniya-dlya-kvest
  2. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
  3. http://www.zavuch.ru/methodlib/182/77324/#sthash.cp6LyDYy.dpbs
  4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/01/29/zhivye-kvesty-v-obrazovanii
  5. http://pandia.ru/text/80/050/23458.php
  6. http://www.refsru.com/referat-27670-1.html
  7. http://www.myshared.ru/slide/1193253/
  8. https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-24-oktabr-2014-universalny
  9. http://gigabaza.ru/doc/162772.html
  10. http://referatbox.com/14662/soderzhanie-uchebnogo-processa/

Список использованной литературы

  1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.
  2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banauka.ru/33.html.
  3. Каравка А.А. Урок как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение, определенными компетенциями / Каравка А.А. // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - № 3. - с. 1-7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http //mir-nauki.com/PDF/45PDMN315. pdf.
  4. Кузнецова Т.А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда // ИТО - Иваново - 2011 / Секция 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12.html.
  5. Лопатников Л.И. Экономический и экономико-математический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lopatnikov.pro/
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - с. 272.
  7. Полат Е.С. Метод проектов в интернет-образовании / Полат Е.С., Иосо Рао. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/go.html teacherikt.21306s11.edusite.ru.
  8. Путешествие по Книжному океану: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению квест-игры / БУКОО Библиотека им. М.М.Пришвина» / А.Г.Ноготкова. - Орел. - 2013. - 36 с.
  9. Сокол И.Н. Квест: метод или технология? / И.Н.Сокол // Компьютер в школе и семье. - 2014. - № 2. - с. 28-32.
  10. Сокол И.Н. Классификация квестов
  11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov.