Технологизация образовательного процесса на уроках окружающего мира. Эффективность использования инновационно-коммуникативных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: окружающий мир


«Любая деятельность есть процесс и результат»
Б.Пастернак

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала.

Формирование информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации личностно-развивающего обучения.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Что такое технология?

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует понятие «технология» как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [9, c.732].

Что такое современные технологии на уроке?

Понятие «технология» (от греч. tehne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизация образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60-х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя.

Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

  • психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
  • изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
  • обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
  • возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.

По мнению В.П.Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [1, c.3]

В современной педагогической науке существует множество определений понятия «педагогическая технология», а также самих педагогических технологий огромное множество. Рассмотрим только современные инновационные технологии, так как в них успешно реализуются принципы:

  • обеспечение реализации целей обучения с наивысшей эффективностью.
  • развивающий характер;
  • ориентированность на психологическое обучение, то есть планирование учебного процесса от ученика.

Технология проектного обучения

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации

Создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

  • интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
  • интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
  • индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  • необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Проекты могут быть различными по содержанию:

  • монопредметные - выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
  • межпредметные - интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
  • надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

  • текущие - в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
  • итоговые проекты - по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

По формам организации:

  • индивидуальные - выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
  • групповые - выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения:

  • краткосрочные - обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
  • среднесрочные - носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
  • долгосрочные - требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

  • практический - непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т.д.);
  • педагогический - приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
  • Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
  • Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
  • Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Требования к конспекту урока с учетом использования технологии проектного обучения.

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивиуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Как правило, метод проектов включает в себя блок уроков, состоящий из 3-6 уроков. В конспекте урока должны быть отражены 5 этапов:

  • постановка задачи.
  • разработка самого проекта принятого задания.
  • организация общественного мнения об организованном мероприятии.
  • непосредственно трудовая деятельность.
  • учёт проделанной работы.

Например, краткосрочный урок-проект по теме: «Разнообразный мир птиц» выглядит на последнем этапе как презентация выполненных работ учащимися. Представим подробнее сначала все этапы.

Этап первый - учитель уточняет информацию, обсуждает с учащимися задание, принятие общего решения по теме, формирование творческих групп. Учитель отбирает возможные темы: «Разнообразие птиц», «Птицы нашего двора», «Необычные птицы планеты» и предлагает их учащимся. Выбор темы осуществляется заранее с применением медиаобъектов.

Этап второй - планирование - анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить (внешний вид птицы, место обитания, способы питания, другие особенности), разработка заданий для творческих групп ( подобрать материал из энциклопедий, словарей, создать картинку птицы), отбор литературы. Группы вырабатывают план действий (собирают информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности ( где обитает?, как выглядит?, чем необычна?, какую пользу приносит?), подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Дети готовят сообщение, учитель подбирает медиаобъекты.

Третий этап - принятие решения - сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Четвертый этап - выполнение проекта. Работают над проектом и его оформлением (необходимо выполнить рисунок или подобрать картинку, подготовить пересказ сообщения, здесь осуществляется знакомство с особенностями работы медиаобъектов, слайд-шоу и составление презентаций). Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Этап пятый - оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждение полученных результатов, исправление возможных недочетов, формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Шестой этап - презентация - защита проекта. Докладывают о результатах совместной работы. Учитель организует экспертизу (в качестве экспертов можно пригласить учащихся более старших классов). Критерии: умение пересказать, аккуратность выполнения рисунка, умение ответить на дополнительные вопросы.

Технология проблемного обучения

Актуальность.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций: путем вопросов, опытов, задач и управлении деятельностью учащихся по решению учебных проблем. Сейчас в этом могут помочь ИК технологии, например использование уже созданных программ распространяемых на дисках или найденных интересных фактах, явлениях в Интернете и пр. Проблемную ситуацию не нужно путать с учебной задачей. С точки зрения психологии, проблемность неотъемлемо связана с творческим мышлением. Перед человеком нередко возникают такие жизненные ситуации, когда обнаруживается конфликт между условиями и требованиями какой-либо деятельности. Человек должен решить ту или иную задачу, однако имеющиеся условия не подсказывают ему способа решения этой задачи, в его прошлом опыте также нет апробированной схемы решения. Чтобы найти выход из такой ситуации, человеку нужно создать новую, не имевшуюся у него прежде стратегию деятельности, т.е. совершить акт творчества. Безусловно, учебные проблемы имеют свои особенности. М.И.Махмутов в книге «Проблемное обучение» М. Педагогика. 2007 г. сформулировал основные требования к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций.

  • Учебная проблема должна быть связана с учебным материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию.
  • Учебная проблема должна отражать противоречивость информации.
  • Основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей её решения.
  • Проблемы должны быть посильными для учащихся.
  • Речевая формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме.
  • Проблемные вопросы, задачи и учебные задания должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовывать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности.

Целевые ориентации.

  • Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной сознавательной деятельности учащегося.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы постановки и решения проблемы

  1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
  2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
  3. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
  4. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
  5. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.

Этап первый. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании. Например:

- Определите отличительные признаки насекомых. Принимаются высказывания детей.

Этап второй. Анализ проблемной ситуации. Учитель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

Этап третий. Поиск решения проблемы. Учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

Этап четвертый. Решение проблемы. Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
На этом этапе недостающие знания дети восполняют с помощью учебника.

Этап пятый. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Учитель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.
На различных этапах проблемных ситуаций можно использовать различные задания.

Например, составлять задания по нахождению общих признаков, отличий. На заключительном этапе урока хорошо применять различные тесты.

При составлении современного урока нельзя не учитывать индивидуальный подход к ребенку. Возможности ИКТ как нельзя лучше удовлетворяют этим требованиям. На любом уроке в начальной школе выгодно применять всевозможные тренажеры. Каждый ученик может попробовать себя в роли капитана, стоящего на мостике. Чем компьютерная мышка не штурвал?

Требования к конспекту урока с учетом использования технологии проблемного обучения

В конспекте проблемного урока должны отражаться основные дидактические моменты, связанные с изучением нового материала:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Обсуждение проблемы.
  • Выдвижение различных гипотез.
  • Постановка серии опытов.
  • Решение проблемы.
  • Общий вывод.

Педагогическая мастерская

Актуальность

Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис. Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

  • обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;
  • интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
  • свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией;

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Целевые ориентации

Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Особенности образовательного процесса:

  • создание атмосферы сотворчества в общении;
  • включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
  • необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
  • совместный поиск истины учителем - мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
  • подача необходимой информации учителем малыми дозами,
  • исключение официального оценивания работы ученика;
  • самооценивание работ, самокоррекция, самооизменение на этапе социализации, через их афиширование и рефлексию.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Теперь, как это выглядит на практике. Пример педагогической мастерской на уроке окружающего мира. Тема урока: «Формирование знаний о группе животных - пресмыкающиеся».

Этап первый - индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Какие группы животных вы уже знаете?

На этом этапе учитель предлагает детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)

- В какую группу животных вы бы определили змею? Почему? (Ответы детей)

Формулируется задача урока, узнать, в какую группу животных входит змея.

Второй этап - самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте, его признаках.

Задание: напишите 2 слова, которые ассоциируются у вас с этим животным. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки). Учитель записывает ассоциации детей на доске (например: ядовитая, злая, ужасная, отойти, шипит, страшная, без ног, ползает, плавает).

Третий этап - социоконструкция - работа учащихся в парах.

Учитель организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Работают в парах по заданию, дописывают друг другу по 2 слова.

Этап четвертый - социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция). Организуется работа в группах: «Какие слова у вас получились? Выберите 3 самых главных» (на доске выписывается ряд слов). Дополнительное задание: используя слова на доске, продолжить предложение: «Змеи - это группа животных, которая…»

Пятый этап - афиширование - предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.

Этап шестой - разрыв - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Задаются вопросы: «Какие еще животные относятся к этой группе? Как называют эту группу животных ученые? Откуда можем узнать?» Откройте учебники, прочитайте и ответьте на вопросы учебника. Осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания. Вывод: это пресмыкающиеся.

- Каковы их признаки? (Как птицы вылупляются из яиц, как млекопитающие имеют 4 конечности, как рыбы покрыты чешуей, как крабы и насекомые имеют хитиновый слой на панцире….)

Седьмой этап - рефлексия. Выполняют задания из учебника.

Игровая технология

Актуальность.

Игровые технологии являются перспективным направлением в системе образования, т.к. именно они способны создать благоприятные условия для формирования познавательной активности, положительного отношения к учебной деятельности. В игре формируются и нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления активности и самостоятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (игра-путешествие…)

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие собственной деятельности;
  • творчество;
  • общение;
  • власть;
  • потребность в ином;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через пробы деятельностей.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

  • игровой оболочке должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • возможность действия для каждого ученика.
  • результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • вариативность - в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
  • должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Технология проведения игры

Подготовка игры:

  • тема;
  • учебные цели;
  • предложение основы для составления модели;
  • определение состава участников игры;
  • распределение ролей;
  • проработка сценария, подготовка наглядного материала;

Проведение игры:

  • разыгрывание учебной ситуации.

Подведение итогов игры

  • время;
  • оценка работы учащихся;
  • рефлексия.

Планирование ролевой игры - это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору необходимо выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация, наметить роли учеников, предусмотреть "реквизит", справочные материалы, решить, как использовать результаты игры. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Когда учитель предоставляет конспект урока с использованием обучающей игры, совсем не обязательно давать полную картину урока.

Требования к конспекту с учётом использования игровой технологии.

Для конспекта урока с использованием игровой технологии необходимо прописать основные этапы:

  • Цель игры.
  • Организацию учащихся в классе для игровой деятельности.
  • Задание участникам игры.
  • Критерии оценивания, количество времени, выделяемое на задание.
  • Итог игры.

Исследовательская технология

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективно нового знания.

Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.

  • Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
  • Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
  • Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
  • Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
  • Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
  • Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-лаборатория, урок творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок-экспертиза, урок «патент на открытие» и т.п.

Исследования можно разделить на 3 вида:

  • монопредметные;
  • межпредметные;
  • непредметные.

С учетом вышеизложенного конспект урока будет иметь разную структуру, но содержание исследовательской деятельности учащегося должно быть представлено в нем в необходимом объеме (можно в качестве приложения).

Информационная технология

Актуальность.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого объема разнообразных знаний, включая знания информационных технологий.

Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю - перспективу профессионального роста, руководителю - более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением. При выборе педагогической технологии, связанной с использованием ИКТ на уроках при изучении нового материала, закрепления и обобщения знаний, выигрывают все участники образовательного процесса. Достаточно обозначить несколько «плюсов» использования мультимедиаматериалов:

  • обогащают уроки эмоциональной окрашенностью
  • психологически облегчают процесс усвоения материала.
  • расширяют общий кругозор
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке
  • увеличивается производительность труда учащихся.

Информационная технология не всегда используется в чистом виде, а может входить составной, очень органичной частью в другие образовательные технологии. Если урок задуман с использованием ИТ, тогда учителю необходимо указать в конспекте цель, все этапы применения ИТ, время.

Предлагаю остановиться на ИКТ более подробно, т.к. это тема нашего МО в этом учебном году.

Современные компьютерные технологии быстрыми темпами входят во все сферы образования. Раньше учитель применял компьютер для написания рабочих программ, планов уроков, распечатки раздаточных и наглядных материалов, оформления отчетных документов. Современная компьютерная техника дает нам более широкие возможности: проведение уроков, оформление результатов проектной деятельности детей, использование на уроке и во внеурочное время готовых дисков с обучающими программами, энциклопедиями, атласами и др.

Введение ФГОС требует от учителя начальных классов перестроения всей его работы. В настоящее время возникает необходимость внедрения и использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе.

При подготовке и проведении уроков окружающего мира с ИКТ у учителя возникает много вопросов.

С чего начать? Такой вопрос возникает в первую очередь, Но он не единственный. Есть ряд других важных вопросов:

  • какую форму проведения урока выбрать: урок-лекция, урок-беседа, групповая форма работы, работа в парах, индивидуально подготовленные сообщения и др.?
  • как долго использовать компьютерную технику: в течение всего урока, периодически или разово?
  • как составить план - конспект урока, учитывая каждый этап и затраты времени на него?
  • какие средства наглядности необходимы: фотографии, репродукции, портреты, музыкальные произведения, видеофрагменты?
  • каковы технические возможности: необходимо создать презентацию, есть готовые диски с программами и разработками?

Поделюсь некоторым опытом в подготовке и проведении таких уроков.

Сначала я изучаю материал по теме, который должны усвоить уч-ся (учебник, методическая литература). Затем собираю дополнительную информацию (электронные энциклопедии, Интернет ресурсы). Далее урок «созревает» в голове. Когда же урок «созрел», можно приступать к его технической реализации: написанию конспекта урока, созданию презентации, слайд-шоу, поиску игрового материала, готовой обучающей программы.

Самым сложным и требующим много времени этапом подготовки таких уроков является поиск наглядно-иллюстративного материала. Здесь палочкой - выручалочкой может стать Интернет, коллекции рисунков и анимацией, другие презентации с рисунками, анимациями или иллюстрации из современных журналов, которые я предварительно сканирую. Подобрав необходимый наглядно - иллюстративный материал, я составляю презентацию урока. Здесь незаменимой помощницей для меня стала программа Microsoft PowerPoint. Когда все необходимые слайды созданы, следует провести просмотр урока, чтобы определить временные рамки каждого этапа и продолжительность демонстрации слайда. Данная работа необходима. Я пришла к выводу, что не следует четко задавать темп и время показа каждого слайда. Лучше демонстрировать презентацию в режиме слайд-шоу.

Например, урок окружающего мира в 4-м классе по курсу А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Тема урока - «Из сокровищницы Древней Руси». Уроки окружающего мира (раздел обществознание) мне нравится проводить в форме проблемно - поисковой беседы. Это позволяет детям стать активными участниками, проявить познавательную деятельность, индивидуальность и творческое воображение. Компьютерную технику я использовала в течение всего урока: демонстрировала презентацию. При подготовке плана - конспекта урока опиралась на материал учебника. Наиболее эффективным методом для достижения целей урока, на мой взгляд, был проблемно - поисковый метод.

Вначале урока был поставлен проблемный вопрос: «Как древнерусские мастера создавали рукописные книги?» Сначала учащиеся выдвинули свои гипотезы, опираясь на раннее изученный материал, на собственный опыт, т.е. они становились маленькими учеными. Никто не боялся высказать свою точку зрения. Ведь неправильного ответа нет. Все версии имеют право на существование.

Другой вариант урока, когда тему урока учащиеся определяют сами, например, разгадав кроссворд Урок в 4 классе.

- Разгадав кроссворд, вы узнаете по какой природной зоне мы будем путешествовать. (Тема урока «Природная зона пустынь»).

Или: какие древнерусские города мы посетим на сегодняшнем уроке на машине времени. (4 кл. Тема «Страна городов. Древний Новгород и Киев).

При составлении современного урока нельзя не учитывать индивидуальный подход к ребенку. Возможности ИКТ как нельзя лучше удовлетворяют этим требованиям. На любом уроке в начальной школе выгодно применять всевозможные тренажеры. Каждый ученик может попробовать себя в роли капитана, стоящего на мостике. Чем компьютерная мышка не штурвал? Тренажёр «Рассели животных по природным зонам» 4 кл. Работу на тренажёре можно организовать индивидуально, в парах. ИКТ помогает провести тестирование. Я использую проверку домашнего задания, усвоения изученной темы на уроке часто в форме тестирования. Один учащийся работает у компьютера, другие выполняют тесты в обычной форме, кто-нибудь из учащихся отвечает у доски. Такая организация проверки д/з позволяет опросить всех, знать насколько изученный раннее материал усвоен, экономит время урока.

ИКТ можно использовать в синтезе с игровой технологией. Например, 1 класс. Тема «Времена года. Смена времён года». Для закрепления изученной темы в конце урока можно провести игру «Времена года». Тема «Зоопарк». Игра «Зоопарк». Или игра для 4 класса «Что растёт на лугу?». Игра проводится после изучения темы «Природное сообщество луга». Использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, а необходимость. На таких уроках младшие школьники активные, творческие. ИКТ позволяют показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии (например, развитие растения из семени, извержение вулкана, смена времён года.); наглядно изобразить объекты, изучаемые на уроке. В рамках одного урока учителю подвластны и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.

ИКТ помогают учителю провести физминутку для снятия общего утомления, физминутки для глаз.

Такие уроки проходят «на одном дыхании». Демонстрация материала на большом экране помогает учащимся не только лучше представить материал урока, но и понять, усвоить его. А самый последний слайд я стараюсь сделать эмоционально - окрашенным. Такие уроки оставляют в душах детей радость, чувство полного удовлетворения.

Вот такие современные технологии можно использовать на различных уроках.
В каждой из перечисленной технологии можно найти и достоинства, и недостатки. Выбор за учителем. Иллюстрации, интерактивный объект, анимация, видео, виртуальная реальность и др., помогает сделать уроки интересными, занимательными. С помощью них работа учителя становится более интересной, можно осуществлять проверку знаний за урок не раз и не два, а столько раз, на сколько хватит фантазии. Используя в системе современные образовательные технологии, обычный урок можно сделать необычным, неинтересный материал представить интересным, и с современными детьми говорить на современном языке.

Список литературы

  1. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.. 2015.
  2. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 03.06.2003, 13-51-120/13.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.. 1997.
  4. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006.