Внедрение информационных технологий в деятельность школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки


ЭМБЛЕМА библиотеки: «Мудрая сова»

Сплели учащиеся школы, техника «Макраме»

Библиотека - структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами.

Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям, уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями.

Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит досуговым чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.

В условиях развития информационного общества школьная библиотека постепенно становится центром образовательного учреждения. Она является инновационной площадкой - местом, где идет работа школьников и преподавателей с информацией, идет непрерывный процесс обучения и консультирования пользователей по работе с информацией - печатной, электронной, мультимедийной, электронными базами данных, Интернетом. Создаются условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учителей и учащихся, их самостоятельной активности.

Это выводит на первый план такие задачи, как:

  • накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
  • ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
  • создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
  • помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
  • систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;
  • воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:

  • расширение информационного пространства библиотеки;
  • автоматизация библиотечных процессов;
  • использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.

Исходя из концепций развития школы, появилась необходимость в обновлении форм и методов работы школьной библиотеки. И тогда мы вместе с Советом библиотеки осуществили разработки собственными силами: определили необходимость в конкретных изменениях повышении эффективности работы школьной библиотеки и приняла решение об их внедрении в реальную библиотечную практику например как:

Реклама о деятельности библиотеки:

Девиз библиотеки:

«Каждое дело творчески, иначе зачем?»

Под этим девизом работают не только педагоги нашей школы, но и школьная библиотека.

Задача проводимых школьной библиотекой мероприятий не только заинтересовать читателя, пробудить интерес к книге, к самостоятельному чтению и изучению художественной литературы, полюбить чтение, научить внимательно читать, эмоционально воспринимать, вдумчиво анализировать художественные произведения, но и развивать аналитически-творческий подход к чтению, умение выработать собственное мнение.

Процесс воспитания протекает сегодня под влиянием новых средств информационного воздействия, другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение.

Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

Главную роль носителя и транслятора информации берут на себя компьютер, Интернет и телевизор. Я решила использовать это влияние для решения сегодняшней проблемы: как заинтересовать подростков чтением. Визуальное восприятие материала помогает развитию творческого воображения, так необходимого подрастающему творчески мыслящему ученику. Возникла потребность внедрения компьютерных технологий в деятельность школьной библиотеки.

С этой целью проводится ряд мероприятий, которые я раньше проводила традиционно, а теперь использую информационные технологии, например, разрабатывая презентации в программе Microsoft PowerPoint XP.

Проведен Всероссийский урок Арктики - «Арктический урок» с использованием информационных технологий:

Создан фотоколлаж к 800-летию А.Невского с видеороликом:

Фотоколлаж книжных выставок

Все было размещено на сайте школы: http://www.poselsosh.ru/ В разделе БИБЛИОТЕКА.

Разработаны цикл библиотечных часов с презентациями

Цель библиотечных уроков:

  • Развитие аналитически-творческого подхода к чтению;
  • Умение выработать собственное мнение;
  • Повысить интерес к чтению, библиотеке;
  • Разнообразить методы и формы работы.

Для развития интеллекта школьников, воспитания культуры чтения ежегодно проходит «Неделя детской книги», которая посвящается писателям и книгам - юбилярам. На мероприятиях дети демонстрируют свои знания произведений, узнают новое.

Создание сайтов или страницы на сайте

Одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт - электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Сайт - это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников и реализовать такие направления библиотечной работы, как:

  • предоставление доступа к ресурсам и материалам;
  • справочно-информационное обслуживание;
  • поощрение чтения;
  • помощь в работе с информацией.

Технологии Web 2.0 в библиотеках"

Буктрейлер (англ. booktrailer) - это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель таких роликов - реклама вышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.

Созданы буктрейлеры с группой учащихся: «Буктрейлер по повести Б.Полевого Повесть о настоящем человеке». «Буктрейлер - Памяти павших к 75 лет Победы». «Буктрейлер Конь с розовой гривой» (В.П.Астафьев).

Использование технологий в педагогической деятельности библиотекаря

  • Традиционно школьная библиотека содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы.
  • Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности.

Перечислим некоторые из них:

  • компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет;
  • презентационные программы для создания портфолио, презентаций;
  • сервисы (например, документы Google), которые позволяют работать нескольким людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать сравнения;
  • вики-сервисы для создания сборников, сайтов;
  • блоги для создания дискуссий, обсуждений, рекомендаций;
  • карты знаний для упорядочивания знаний, систематизации материала;
  • веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности;
  • социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности;
  • подкастинг для развития навыков устной речи

Сетевые сервисы

Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии Web 2.0, которые развиваются на принципах доступности, открытости, интерактивности, взаимодействия и позволяют пользователю реализовать свой творческий и социальный потенциал.

Большим потенциалом при организации работы со школьниками обладают вики-сервисы. Википедия определяет вики как «программное обеспечение, которое легко позволяет пользователям создавать, редактировать и связывать страницы». Самым большим достоинством вики является возможность коллективно создавать, хранить, структурировать документы, материалы и информационные ресурсы. Кроме того, к плюсам относятся простота, скорость, безопасность, гибкость.

К особенностям можно отнести простоту дизайна: содержание более важно, чем дизайн.
Вики-технологии можно использовать:

  • для создания банков учебных материалов;
  • в качестве платформы для организации библиотечных уроков;
  • создания коллективных исследовательских проектов школьников;
  • для создания сайтов;
  • для организации справочных и фактографических баз данных;
  • для проектов по поощрению чтения (например, сборники литературных работ школьников, литературные веб-сайты и пр.);
  • в качестве платформы для конференций, в том числе, ученических;
  • в качестве интерактивной доски;
  • в качестве дискуссионной платформы и др.

Наиболее популярным программным обеспечением является медиаВики. В частности, работа Википедии, свободной энциклопедии, основана на этом программном механизме. К неудобствам можно отнести то, что программное обеспечение надо обязательно загружать и устанавливать на своем компьютере.

Между тем, сегодня существует довольно много вики-сервисов, которые можно использовать прямо на сервере предоставляющей их компании. Все, что нужно - это доступ в Интернет и браузер. Приведу только несколько сервисов, удобных для создания образовательных проектов:

  • http://pbworks.com/academic.wiki
  • http://wikisineducation.wetpaint.com
  • http://www.seedwiki.com

В качестве примера использования одного из таких сервисов можно привести проект «Электронная школьная библиотека», коллективный информационный ресурс, созданный на основе сервиса PBWorks.

Отличным инструментом являются блого-сервисы. Блог (от weblog - сетевой дневник) - это веб-сайт, который содержит регулярно обновляемые материалы. Отличительными особенностями блога от традиционного сайта являются отсутствие традиционного меню, порядок записей, при котором последние посты помещаются сверху.

Первоначально блоги возникли как средство выражения себя, общения с друзьями, создания сообщества единомышленников. Сегодня блог является одной из самых популярных особенностей эпохи Веба 2.0. По данным исследования OCLC 28% интернет-пользователей ведут или пробовали вести свой блог. Это не удивительно, потому что блогсервисы обладают массой достоинств: низкая стоимость / бесплатность; легкость в использовании; режим асинхронных коммуникаций; быстрота коммуникаций; интерактивность; возможность добавления гаджетов/виджетов; возможность использовать RSS.

Образовательный блог является отличным инструментом для создания обучающей среды, который позволяет:

  • держать учащихся в курсе последних событий;
  • организовывать дискуссии и обсуждения;
  • продвигать идеи и информацию;
  • организовывать совместные проекты;
  • обмениваться информацией;
  • проводить консультации;
  • изучать потребности учащихся;
  • получать обратную связь.